Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Николай Валуев: «В России разгоняется интерес к продаже детям безалкогольной продукции»

Редакция «ФедералПресс» / Станислав Литвинов
Москва
4 ДЕКАБРЯ, 2025

Валуев Николай Сергеевич

политика, Спорт
Россия

Все мы – родом из детства, в самом раннем возрасте закладываются привычки человека. В том числе – вредные. О том, как на детей влияет красивая упаковка безалкогольного пива и шампанское, и почему пиву не место на спортивной трибуне, «ФедералПресс» рассказал первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев.

«Государственная Дума — это, прежде всего, площадка для политических дискуссий. И вот очередная тема: возможный запрет продажи безалкогольной продукции, визуально и по упаковке, напоминающей алкогольную, несовершеннолетним. Речь идет о безалкогольном пиве, вине и так называемом «детском шампанском».

Все мы прекрасно знаем, что в преддверии новогодних праздников многие семьи покупают, например, безалкогольное детское шампанское — на этикетке прямо указано: «безалкогольное, детское». Аналогично существуют безалкогольные версии пива и вина. Исходное сырьё для таких продуктов часто то же, что и для алкогольных напитков, но конечный продукт не содержит этанола. Такие напитки созданы для тех, кто хочет сохранить атмосферу праздничного застолья, но при этом не употреблять алкоголь.

Теперь же возник вопрос: продавать ли такую продукцию детям?

На чём, собственно, зиждется эта идея? Было бы крайне интересно услышать мнение экспертов. И особенно журналистов — они ведь очень любознательны и постоянно копают вглубь событий. Откуда вообще появилась эта инициатива? Кто её первоисточник? Инициатива ли это самих депутатов — или им её «подсунули», скажем, производители? Или же проблема действительно стала настолько массовой в России, что игнорировать её невозможно?

Судя хотя бы по статье, которую я недавно видел, массовость этого явления не подтверждается. Да, безусловно, случаи есть — дети порой употребляют безалкогольную продукцию, внешне неотличимую от алкогольной. И здесь я полностью разделяю опасения тех, кто говорит о рисках: психологически такая практика действительно может постепенно вовлекать подростков в культуру употребления алкоголя по достижении совершеннолетия.

Как известно, привычки формируют пристрастия, а пристрастия, в свою очередь, определяют будущее человека. Сегодня уже никто не оспаривает тот факт, что пищевые предпочтения, сформированные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.

Меня часто спрашивают: «Почему вы против возвращения пива на стадионы?» Отвечаю: по той же самой причине. На стадионах, в их трибунах и прилегающих зонах и так огромное количество кафе и точек общепита. Продавать и распивать пиво прямо во время матчей — на мой взгляд, это было бы крайне странно. Да, реклама безалкогольного пива (с нулевым содержанием алкоголя) всё ещё встречается — и на ТВ после определённого времени, и на спортивных объектах.

Но дело не в деньгах, которые производители могли бы заработать на таких продажах — они для них ничтожны. Речь идёт о культурном посыле, о распространении привычки ассоциировать спорт с употреблением алкоголя. Для взрослых есть специальные места — пабы, бары с большими экранами, где можно спокойно смотреть матч, делать ставки и употреблять напитки по своему усмотрению.

Возвращаясь к теме запрета продажи несовершеннолетним безалкогольных напитков, напомню: сегодня закон этого не запрещает.

Так в какой же плоскости вообще возникла эта проблема? Стоит посмотреть на статистику: если выявленных случаев продажи такой продукции детям крайне мало, а может быть, она вообще не ведется — тогда, прежде чем вводить очередной запрет, имевший бы громкий резонанс, лучше аккуратно провести исследование.

В самом запрете ничего плохого нет. Это техническое дополнение к закону, которое вряд ли сильно повлияет на поведение подростков. Скорее всего, они и так употребляют подобные напитки не регулярно, а в праздники — в семейном кругу или среди сверстников, пытаясь соответствовать «взрослому» стилю жизни.

Все мы в детстве подражали взрослым: повторяли их манеры, жесты, поведение за праздничным столом. Это естественный процесс.

Поэтому главный вопрос не в том, какого эффекта мы добьёмся запретом, а в том — откуда вообще взялась эта инициатива? Почему именно под Новый год мы начали обсуждать такую, возможно, надуманную проблему? Кому это выгодно?

Если уж выносить это в политическую и общественную повестку — то, наверное, логично дополнить закон нормой о запрете продажи несовершеннолетним продукции с маркировкой «пиво», «вино» и т.п., даже если она безалкогольная. Хотя, конечно, вряд ли кто-то будет выпускать, скажем, «безалкогольную водку» — хотя кто знает.

Хочу напомнить: согласно официальной статистике, употребление алкоголя в российском обществе стабильно снижается год от года. Это факт, который нельзя игнорировать. И это — хорошо. Меня лично это радует, потому что мы действительно становимся трезвее».

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова