Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
18 АВГУСТА, 2016
Избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы входит в активную фазу. До дня голосования остается ровно месяц, в течение которого эксперты ожидают повышения политической активности как среди кандидатов, так и среди избирателей. Пока же эти выборы носят вялотекущий характер и не привлекают к себе особого внимания электората. Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов – об оценках и прогнозах главной кампании года в блиц-интервью «ФедералПресс».
Избирательная кампания входит в активную фазу. Какие знаковые события вы бы отметили за период, прошедший с момента назначения выборов? События, которые повлияли как на ход этих выборов, так и, возможно, в целом на избирательную систему.
Кампания настолько неяркая, что самое главное событие – это, пожалуй, скандал с Партией пенсионеров. Все увидели, что практика не совсем соответствует идеологии этой избирательной кампании. Другие яркие события трудно вспомнить.
Хотя я бы выделил еще яркие фразы Дмитрия Медведева: «денег нет», его фраза про учителей – это тоже создает своеобразный фон кампании, оппозиция это уже использует в регионах. Эти слова могут повлиять на ход кампании, на голоса избирателей.
Это первые федеральные выборы, которые проходят в начале осени. С точки зрения подготовки к ним можно делать какие-то выводы: было ли оправдано решение о переносе?
С точки зрения подготовки – нет, но надо дождаться результата. Я думаю, что выборы переносились, скорее всего, потому, что власти нужна низкая явка. Выборы переносятся, когда от них ожидают определенного результата. Посмотрим, каким он будет, тогда можно будет оценить, насколько успешной была сама идея о переносе.
Эти выборы – первые после внесения в законодательство требования об обязательном декларировании доходов и расходов, а также о запрете на владение имуществом и банковскими счетами за рубежом. Как это повлияло на состав кандидатов? Он мог быть другим?
Может быть, он и был другим. Вообще, сейчас депутатский мандат стал менее привлекательным. Для людей, которые так или иначе связаны с бизнесом, ценность мандата очень серьезно упала: много ограничений и мало возможностей. Депутаты Госдумы не обладают такими широкими лоббистскими возможностями, они сильно дисциплинированы и вынуждены подчиняться партийной дисциплине и т.д.
Партии продолжают держать паузу, и массированной агитации пока нет. Но из того, что мы видим сейчас, можете сделать прогноз – каким будет новый состав Госдумы? В первую очередь, конечно, вопрос по СР – он остается открытым.
Я не социолог, но я видел последние рейтинги – эсеры пока проходят. Если динамика будет такой, то все четыре думские партии пройдут. Но поймите, есть социология, а есть явка – еще не понятно, кто придет на избирательные участки. Если явка будет соответствовать тем опросам, выборке, которая есть у социологов, то эсеры пройдут в Думу, скорее всего. Никакая другая партия не проходит 5-процентный барьер, если только вдруг не случится ничего неожиданного во время агитационной кампании, если не захотят кого-то очень сильно поднять или прокачать через СМИ – «Партию Роста», «Яблоко» или «Родину», хотя у «Родины» очень слабый состав кандидатов.
Опросам можно верить, можно не верить, но на ваш взгляд, как можно оценивать шансы непарламентских партий хотя бы на достижение трехпроцентного результата?
Возможно, что одна из партий преодолеет трехпроцентный барьер: Партия роста, «Яблоко» или «Родина». Хотя я особо в это не верю. Но, возможно, это будет «Яблоко».
Вообще, сложно представить ситуацию, когда три партии получат по три процента: 9 % непредставленных мандатов. Это будет плохая ситуация – все эти партии не пройдут в Госдуму.
До выборов остался ровно месяц. Стоит ли ожидать сюрпризов?
Я думаю, сюрпризы могут быть. 20 августа начинается агитационная кампания, посмотрим, как партии справятся с рекламой, какой будет эта реклама, на что партии будут делать акценты во время агитации, как будут проходить дебаты, как партии будут работать со СМИ. При правильном менеджменте могут быть сюрпризы, и кто-то из партий и политиков может неплохо «выстрелить». Тем более что по консенсусу идет вялотекущая кампания.
Те, кто делает ставку на резкую активизацию, могут интересно сыграть. Это было бы разумно, особенно для аутсайдеров. Тем, кто хочет выстрелить в последний момент и зацепиться за 3% или за 5%, им нужно делать ставку на нахрап, резко привлекать к себе внимание, действовать не так, как действуют остальные. Чтобы стать заметными, кандидатам и партиям нужно выделиться: нужно, чтобы их запомнили высказываниями, брандмауэрами, рекламой, информационной кампанией в сети – чем угодно, но только чтобы это было заметно, потому что в этот период времени информация очень плохо усваивается людьми. Все, что избиратели заметят, сыграет на пользу кандидатам. Пока ничего подобного я не вижу.