Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА ФедералПресс
Севастополь
7 ДЕКАБРЯ, 2016
Для города русских моряков, Севастополя, уходящий год выдался непростым как в политическом, так и в социально-экономическом плане. В то время как большинство регионов уходит от прямых выборов руководителей территорий, в Севастополе губернатор будет избираться прямым голосованием всех жителей региона. Ряд значимых событий произошел и в общественной жизни города. 28 июля 2016 года Севастополь был включен в состав Южного федерального округа. Продолжается строительство Керченского моста, который свяжет город с материком.
Временно исполняющий обязанности губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал о переменах, которые произошли в городе и, конечно, о планах на будущий год.
В проведенном нами недавно опросе по итогам 2016 года, в котором мы интересовались у чиновников, депутатов, общественников Севастополя, что было для них самой большой радостью, многие вспомнили о вас и заявили, что видят большие перспективы взаимного сотрудничества. За небольшой срок, что вы руководите Севастополем, как бы оценили свою работу? Какие достижения – реализованные или запланированные – вы считаете самыми важными? Что было для вас самой большой радостью, а что разочарованием в 2016 году?
Рейтинг радостей и разочарований может быть только предварительным – до завершения года еще месяц. Хотя искренне верю, что излишнего негатива он не прибавит.
Самые сильные эмоции я испытал в этом году, конечно же, в Севастополе. Но оценку прошедшим месяцам и своей работе выставлять не буду – это исключительное право севастопольцев, и они смогут воспользоваться им на выборах губернатора в сентябре 2017 года.
Как для обычного человека самое яркое впечатление для меня оставил День военно-морского флота. Этот праздник позволяет убедиться, насколько силен в Севастополе дух патриотизма и любви к Родине, насколько флот объединяет людей и какую значимую роль играет в жизни города.
Как для управленца наиболее важным стало формирование и утверждение законодательным собранием структуры и персонального состава правительства, преодоление раскола между различными политическими силами, который парализовал развитие города в предыдущие годы. К ноябрю подразделения правительства разработали и защитили государственные программы по всем направлениям жизни Севастополя – это основа для дальнейшего роста.
Есть результаты, которые ощутимы для любого севастопольца. Городской автопарк пополнился 90 автобусами – это серьезный шаг к улучшению транспортной доступности. Отремонтированы и сданы столь ожидавшиеся участки дорог на Абрикосовой, в Молочной балке, на Камышовом и Фиолентовском шоссе. Общий же перечень объектов дорожного строительства, которые будут выполнены до конца года, гораздо шире. 28 многодетных и молодых семей получили субсидии на жилье – как отец четырех детей я знаю, насколько это важно. Начаты выплаты подъемных врачам и фельдшерам, станция скорой помощи пополнилась девятью новыми машинами, еще одиннадцать на подходе. 11 школьных автобусов вышли на маршруты и 14 прибудут в город до конца года.
Я могу долго перечислять моменты, которые приятны вдвойне оттого, что эти эмоции можно разделить с горожанами. Складываясь «по кирпичику», они создают общую картину положительных изменений, которые происходят в городе.
Ну а разочарований по большому счету и не было – только трудности, которые я стараюсь преодолевать, опираясь на сформированную команду и поддержку горожан.
Как строятся ваши взаимоотношения с федеральными министерствами и ведомствами? Имеются ли проблемы в текущем финансировании Севастополя? Каков уровень сотрудничества с федеральным бюджетом в исполнении бюджета-2016 и планирования бюджета-2017?
Отношения конструктивны. Где-то помогает прежний опыт работы в администрации президента РФ, в Минпромторге России, в крупных промышленных предприятиях, знание механизмов функционирования федеральных структур, процедур прохождения документов, особенностей бюджетного процесса и реализации госпрограмм. Где-то – наработанные личные связи.
Севастополь всегда в поле внимания президента, правительства и федеральных министерств. Сейчас мы находимся в активной фазе работы по формированию бюджета на 2017 год. В пятницу, 2 декабря, состоялось очередное совещание у вице-премьера правительства России Дмитрия Козака.
Минфин России занимает достаточно жесткую позицию. В связи с общей тенденцией к сокращению бюджетных расходов предлагается установить на 2017 год уровень финансовой помощи городу в размере 7,5 млрд рублей.
Еще в начале работы вы приняли решение об упразднении девяти ведомств и уменьшении выплат чиновникам. В каком объеме планируется формировать эту статью бюджета (расходы на содержание чиновничьего аппарата) на будущий год?
В новой структуре правительства Севастополя количество департаментов сокращено с 37 до 31. Штатная численность согласована с Минфином России на уровне 2015 года – 2326 ставок госслужащих.
При этом в бюджете города денег на выплату полагающихся зарплат попросту не было. Поэтому, чтобы выправить ситуацию, в июле 2015 года был принят временный закон № 169 (а потом он был продлен на 2016 год), по которому государственным служащим выплачивались более скромные зарплаты, чем было заложено первоначально. Срок действия этого закона заканчивается 1 января 2017 года. Продлевать его дальше нельзя, прокуратура обоснованно считает, что это некорректное решение проблемы. Поэтому сейчас вводятся понижающие коэффициенты, которые позволяют уравнять обязательства по выплате зарплаты чиновникам с реальными возможностями бюджета.
На прошедшей 24 ноября сессии заксобрания в первом чтении принят проект закона, согласно которому понижается гарантированная часть выплат, несколько возрастает премиальная составляющая. Понижение в большей степени затронет высокооплачиваемых сотрудников и в меньшей степени – средне- и низкооплачиваемых.
Как обстоят в Севастополе дела с освоением бюджетных средств и стоит ли верить слухам о массовых нарушениях бюджетного процесса (например, в период ЧС в городе). Наказаны ли виновники таких нарушений? Что вы намерены предпринять, чтобы своевременно осваивать необходимые средства в будущем и что для этого нужно?
Исполнение бюджета является одним из основных показателей эффективности работы правительства Севастополя. К сожалению, по ряду направлений освоение остается на низком уровне. На недавнем заседании правительства я предупредил директоров департаментов о персональной ответственности. Если по итогам года освоение составит менее 95 %, руководитель будет лишен премии. Если бюджет департамента будет исполнен менее чем на 90 % – получит выговор.
Существенное отставание допущено правительством и по реализации федеральной целевой программы. Фактически ее выполнение в Севастополе реально началось только во втором полугодии 2016 года. В 2015 году финансирование по линии ФЦП не осуществлялось. С июля по сентябрь доведены средства по 29 мероприятиям, что позволило в течение осени заключить контракты на проведение проектно-изыскательских работ по большинству объектов, которые имеют приоритетное значение для развития Севастополя. В их числе севастопольский участок трассы «Таврида», школа в бухте Казачья, канализационные очистные сооружения «Южные».
В 2017 году с учетом выполнения проектных работ мы будем готовы ввести в эксплуатацию дополнительные объекты. Благодаря поддержке Дмитрия Козака на 2017 год перенесено с более поздних сроков реализации 11 проектов с объемом финансирования 1,2 млрд руб. Благодаря этому мы планируем сдать под ключ шесть пассажирских пирсов, три детских сада, две школы, газопровод высокого давления, парк.
Как строятся ваши взаимоотношения с «командой Чалого», ощущаете ли вы противодействие с ее стороны или со стороны каких-либо активных общественных деятелей?
Преодоление раскола между исполнительной и законодательной властью Севастополя было одной из первых задач, которую я ставил перед собой, приступая к работе в городе. И как я говорил выше, то взаимодействие, которое удалось наладить между правительством и заксобранием, достаточно плодотворно. Мы сформировали дееспособную команду руководства города, единогласно в двух чтениях депутатами принято принципиальное для города решение о прямых выборах губернатора, проходят согласование проекты госпрограмм – основа бюджета 2017 года. По всем сложным вопросам мы достигаем столь нужного городу компромисса.
Одновременно я выстраиваю взаимодействие с командованием Черноморского флота – это одна из основ развития города. Активно работаю с руководителями предприятий, вузов, партийными организациями, региональным штабом ОНФ, профсоюзными и общественными организациями.
Конечно, в Севастополе, как и в любом другом мегаполисе, есть проекты, ситуации, в которых сталкиваются интересы различных сил. И мне, безусловно, импонирует стремление политиков и общественников открыто высказывать и аргументировать различные точки зрения. Это помогает найти то решение, которое отвечает потребностям города. Как, например, в случае с проектом создания в Севастополе филиала военно-патриотического парка «Патриот».
Звучат полярные мнения, но мы собрались за столом переговоров, составили план мероприятий по подготовке к реализации этого проекта. Свои подписи под ним поставили все заинтересованные стороны, в том числе председатель Законодательного собрания города Севастополя Екатерина Алтабаева, командующий Черноморским флотом ВМФ России, адмирал Александр Витко, лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов. До конца года обсудим риски организационного, экологического характера на градостроительном совете, общественных слушаниях, которые пройдут в том числе в Балаклавском и Орлиновском муниципалитетах. Проект будет опубликован в СМИ, направлен на согласование в Общественную палату и законодательное собрание. Поддержка севастопольцев откроет путь к его практической реализации.
В вашей команде довольно много «варягов», причем часто это выходцы из Удмуртии. С чем это связано? Планируете ли вы привлечение на ключевые посты в правительстве самих севастопольцев?
Много – это сколько? Три, пять, сто человек? Действительно, из двух тысяч сотрудников правительства несколько десятков в разное время прибыли на работу из разных регионов. Это оправданно – Севастополю сегодня необходимо в короткий период преодолеть весь путь, который другие регионы прошли с 1992 года, перестроить экономику, принципы хозяйствования, законы. Привлечение иногородних специалистов – это один из способов как можно быстрее завершить процессы интеграции, научиться работать в российском правовом поле – в Севастополе, объективно, не хватает профессионалов такого профиля.
Мне кажется, активное обсуждение в СМИ места прописки или рождения того или иного человека – искусственно подогреваемое явление. В армии и на флоте, например, не обсуждают откуда прибыл боец, или командир – все вместе работают для выполнения задач, поставленных государством.
При этом установки набирать исключительно иногородних специалистов никогда не было. Севастопольцы, безусловно, должны принимать участие в управлении городом. Мы уже объявили конкурс на включение в резерв управленческих кадров городского правительства. По его завершении лучшим претендентам будет предложено трудоустройство.
Но для эффективного управления городом важно не только наличие сплоченной команды. Ее представители должны уметь слушать и слышать тех, для кого они работают – севастопольцев. Поскольку в своих действиях и решениях я намерен опираться на мнение горожан
Депутатами ЗС и общественностью поддержана в целом идея прямых выборов губернатора Севастополя. На общественных слушаниях звучали предложения о введении неких дополнительных требований к кандидатам на этот пост – например, своеобразного ценза оседлости (чтобы не могли избраться иногородние). Ваше отношение к этим предложениям? Подтверждаете ли вы свою готовность выйти на эти выборы?
Я неоднократно высказывал свою позицию по принципиальному для севастопольцев вопросу выборности губернатора. Благодаря волеизъявлению жителей в 2014 году Севастополь воссоединился со своей Родиной. Горожане способны взять на себя ответственность за его будущее. Прямые выборы губернатора – возможность для каждого влиять на дальнейшее развитие города, дать свою оценку эффективности работы власти. Это повышение ответственности губернатора, реализация принципа конкурентности различных идей и программ развития, которые будут выдвинуты в ходе избирательной кампании.
Я готов принять участие в ней – подтвердить результаты работы, начатой мною на посту главы Севастополя, заручиться доверием и поддержкой севастопольцев для дальнейшего труда во благо города.
Кто будет в числе кандидатов, покажет время. Что же касается введения в числе требований к ним ценза оседлости, то данное предложение противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Ощущаете ли вы высокий градус севастопольского патриотизма в окружающих, мешает или помогает он в вашей работе?
Я жил в Перми, Кирове, Ижевске, Москве... Жители каждого любят свой город. Но именно в Севастополе я особенно остро почувствовал, насколько искренняя эта любовь. Внимание к приезжающим туристам, властям и проблемам ощущается через призму собственного участия жителей в судьбе города.
Нужно использовать все возможности по реализации заложенного в патриотизме громадного потенциала. Для этого необходимо развивать общественный диалог, подхватывать и поддерживать общественные инициативы. Кстати, это, на мой взгляд, один из ключевых тезисов недавно озвученного послания президента России Федеральному собранию.
Воспринимаю такой подход как неизменный приоритет в своей работе. Назначая меня исполняющим обязанности губернатора Севастополя, Владимир Владимирович поставил задачу уделять особое внимание проблемам севастопольцев, нуждам города.
Стараюсь быть максимально открытым к взаимодействию с горожанами: через обращения, социальные сети, работу с общественниками, активистами ОНФ. Поступающая информация позволяет оперативно реагировать на проблемы, как, например, с благоустройством и очисткой территорий, ремонтом кровель и другими ситуациями, ежедневно возникающими в жизни города.
Мы последовательно вовлекаем общественность в реализацию проектов развития городской инфраструктуры. Это позволяет сделать работу системной: с учетом мнения севастопольцев, органов местного самоуправления сформирован перечень участков дорог, которые должны быть отремонтированы в этом и следующем году. Аналогичным образом будет составлен список дворов, на благоустройство которых мы планируем направить в 2017 году 250 миллионов рублей. Опираясь на поступающие обращения, мы работаем над улучшением ситуации в здравоохранении.
Уверен, что только учитывая инициативы и потребности севастопольцев, совместно определяя шаги и действия, можно достичь результата, который нужен городу.
Возвращаясь к нашумевшей теме с пансионатом «Изумруд». Она завершилась скандальными проверками ГУП и выставленным счетом на ваше имя на 4 млн рублей, который вы оплатили. Можете рассказать, как образовалась такая сумма? Можно ли считать всю эту историю исчерпанной?
Думаю, любой здравомыслящий человек, хоть раз в жизни останавливавшийся в гостинице или на базе отдыха, увидев «счет» «выставленный» ему посредством публикации в интернет-СМИ, сразу поймет, что это провокация. Таких оригинальных приемов ведения «бизнеса» не осталось, пожалуй, уже нигде в России.
Главным контрольным управлением правительства города проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Пансионаты Севастополя». Выявлены существенные нарушения, результаты обнародованы, городу нанесен ущерб. Однако и. о. руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Севастополю не спешит принимать меры. О причинах могу только догадываться. Возможно, защищает интересы своих партнеров, или отрабатывает ранее полученные в ГУП «Пансионаты Севастополя» скидки.
Правительство Севастополя ведет системную работу по улучшению работы подведомственных предприятий и учреждений. Инициированы проверки в ГУП «Садовод», ГУПС «Севавтодор», Фонде содействия капитальному ремонту г. Севастополя и других. Вполне допускаю, что эти проверки тоже могут вызвать аналогичное противодействие, саботаж со стороны проверяемых, информационные атаки на правительство и меня лично. Но иных способов навести порядок в городе у меня нет.
Вы упомянули Следственный комитет, но это же не единственное ведомство в городе, которое должно пресекать нарушения закона. Есть еще прокуратура…
Что касается борьбы за интересы города и горожан в земельных, жилищных вопросах, в случаях нанесения бюджету экономического ущерба, по всем подобным ситуациям я пока не увидел от городского прокурора должного правового реагирования. Скорее, он вспоминает о законах только тогда, когда это ему выгодно.
Судите сами, у нас скопилось для согласования более 10 тысяч схем и планов земельных участков, но по всем спорным моментам прокурор проявляет интерес только к делам отдельных клиентов. Типичная практика в работе – самоустраняться от решения проблем и просто «футболить» поступающие заявления. Лишь за последнюю неделю прокуратурой перенаправлено в правительство четыре обращения севастопольцев по фактам незаконного строительства, в том числе, например, в севастопольской зоне Южного берега Крыма. Никаких действий по защите законности или интересов граждан не принято. Банальный бюрократический подход – ознакомиться и передать на рассмотрение по «подведомственности».
После передачи комплекса Банковской академии Нахимовскому училищу до конца не решен вопрос с людьми, там проживающими. Есть представление, что теперь будет с ними, будут ли они трудоустроены и как будет решаться их жилищный вопрос?
Согласно достигнутым договоренностям, технические специалисты, которые обслуживали комплекс зданий бывшей Банковской академии, могут перейти на работу в военно-морское училище имени П. С. Нахимова. Бухгалтеры остаются работать в государственном бюджетном учреждении, трудоустройство в котором было предложено им после передачи имущественного комплекса. Несколько человек выразили желание перейти на другую работу.
Бывшие сотрудники Банковской академии, которые проживали в служебных общежитиях еще с украинских времен, определят возможность дальнейшего использования этих помещений с Минобороны России.
Расскажите, как идет работа по генплану города, что уже сделано и учитывается ли мнение горожан, какие их основные пожелания и с какими трудностями уже столкнулись? Также говорилось, что к 22 ноября должен быть определен полный перечень земельных участков Министерства обороны в Севастополе, который будет внесен в генплан. Какие участки уже вошли в это перечень?
Разработка генерального плана близится к завершению. Впереди публичные слушания, после чего мы получим один из основных документов территориального планирования, необходимый для устойчивого развития города.
Мы работаем над генеральным планом города вместе с Министерством обороны Российской Федерации. Совместно с командованием Черноморского флота, главами профильных структур правительства рассматриваем зонирование территорий земельных участков. Каждый из ведомственных объектов, нанесенных на генеральный план города, должен четко соответствовать своему назначению сообразно роли в обеспечении обороноспособности страны.
В итоговом документе, безусловно, должны быть учтены и перспективы развития флота, который исторически и духовно связан с Севастополем, и потребности города.
В чем вы видите главный потенциал Севастополя: в сохранении и развитии его военной составляющей, туризме, развитии виноградарства и виноделия или все-таки в науке? И как планируется развивать эти направления? Сколько времени, затрат на это нужно и как следует это реализовывать? Есть ли представление о долгосрочной стратегии развития и как бы она могла выглядеть?
Севастополь, который пока лишь на 40 % формирует свой бюджет за счет собственных поступлений, должен стать самодостаточным, динамично развивающимся субъектом России. Основу для этого заложит взаимодействие с федеральным центром и полное выполнение мероприятий ФЦП. Нам необходимо активно использовать преимущества географического положения Севастополя, интегрировать город в глобальные проекты. Севастополь, как это не раз говорили сами его жители, должен развиваться многовекторно.
Я считаю, что мы должны задействовать для развития Севастополя все исторически сложившиеся компетенции, весь имеющийся потенциал. Первое – это база Черноморского флота. С учетом количества занятых на флоте и обслуживающего персонала это самая большая группа населения. Второе – это бюджетная сфера, где у нас предполагается максимум вливаний средств по ФЦП. Это строительство новых детских садов и образовательных учреждений, ремонт зданий медучреждений и строительство новой высокотехнологической больницы скорой помощи и многое другое. Такие вливания в инфраструктуру будут способствовать увеличению предпринимательской активности.
Третьим важным блоком я считаю строительную отрасль. Севастополь – город для людей, город для комфортного проживания. Он исторически имел высокие темпы жилищного строительства. В последние два года у нас зафиксирован существенный спад: с 300 тысяч квадратных метров до 95,8 тысяч – в прошлом году. Планируем увеличить объемы строительства в этом году до 150 тысяч – в полтора раза.
Мы хотим, чтобы отрасль развивалась. Для этого планируем стимулировать строительный рынок, вести конкурсные торги на выделение земельных участков под новое строительство.
Четвертый ключевой аспект заключается в том, что Севастополь является центром событийного туризма. Здесь проходит большое количество мероприятий, фестивалей, спортивно-исторических событий, что привлекает в Севастополь тысячи туристов.
Пятым направлением является развитие базовых отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства. Не знаю ни одного города федерального значения, где бы сельское хозяйство занимало такой сегмент: у нас 25 тысяч га земель сельхозназначения, из них занято чуть больше половины. Сегодня важно вовлечь в работу остальные земли, эффективно использовать их.
При этом должное развитие получат отрасли промышленности, научной деятельности города. Все это – точки роста Севастополя.