Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Севастопольцы, безусловно, должны принимать участие в управлении городом»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА ФедералПресс
Севастополь
7 ДЕКАБРЯ, 2016

Овсянников Дмитрий Владимирович

государственная служба
Севастополь

Для города русских моряков, Севастополя, уходящий год выдался непростым как в политическом, так и в социально-экономическом плане. В то время как большинство регионов уходит от прямых выборов руководителей территорий, в Севастополе губернатор будет избираться прямым голосованием всех жителей региона. Ряд значимых событий произошел и в общественной жизни города. 28 июля 2016 года Севастополь был включен в состав Южного федерального округа. Продолжается строительство Керченского моста, который свяжет город с материком.

Временно исполняющий обязанности губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал о переменах, которые произошли в городе и, конечно, о планах на будущий год.

Разочарований не было – только трудности

В проведенном нами недавно опросе по итогам 2016 года, в котором мы интересовались у чиновников, депутатов, общественников Севастополя, что было для них самой большой радостью, многие вспомнили о вас и заявили, что видят большие перспективы взаимного сотрудничества. За небольшой срок, что вы руководите Севастополем, как бы оценили свою работу? Какие достижения – реализованные или запланированные – вы считаете самыми важными? Что было для вас самой большой радостью, а что разочарованием в 2016 году?

Рейтинг радостей и разочарований может быть только предварительным – до завершения года еще месяц. Хотя искренне верю, что излишнего негатива он не прибавит.

Самые сильные эмоции я испытал в этом году, конечно же, в Севастополе. Но оценку прошедшим месяцам и своей работе выставлять не буду – это исключительное право севастопольцев, и они смогут воспользоваться им на выборах губернатора в сентябре 2017 года.

Как для обычного человека самое яркое впечатление для меня оставил День военно-морского флота. Этот праздник позволяет убедиться, насколько силен в Севастополе дух патриотизма и любви к Родине, насколько флот объединяет людей и какую значимую роль играет в жизни города.

Как для управленца наиболее важным стало формирование и утверждение законодательным собранием структуры и персонального состава правительства, преодоление раскола между различными политическими силами, который парализовал развитие города в предыдущие годы. К ноябрю подразделения правительства разработали и защитили государственные программы по всем направлениям жизни Севастополя – это основа для дальнейшего роста.

Есть результаты, которые ощутимы для любого севастопольца. Городской автопарк пополнился 90 автобусами – это серьезный шаг к улучшению транспортной доступности. Отремонтированы и сданы столь ожидавшиеся участки дорог на Абрикосовой, в Молочной балке, на Камышовом и Фиолентовском шоссе. Общий же перечень объектов дорожного строительства, которые будут выполнены до конца года, гораздо шире. 28 многодетных и молодых семей получили субсидии на жилье – как отец четырех детей я знаю, насколько это важно. Начаты выплаты подъемных врачам и фельдшерам, станция скорой помощи пополнилась девятью новыми машинами, еще одиннадцать на подходе. 11 школьных автобусов вышли на маршруты и 14 прибудут в город до конца года.

Я могу долго перечислять моменты, которые приятны вдвойне оттого, что эти эмоции можно разделить с горожанами. Складываясь «по кирпичику», они создают общую картину положительных изменений, которые происходят в городе.

Ну а разочарований по большому счету и не было – только трудности, которые я стараюсь преодолевать, опираясь на сформированную команду и поддержку горожан.

За плохое освоение бюджета ответят чиновники

Как строятся ваши взаимоотношения с федеральными министерствами и ведомствами? Имеются ли проблемы в текущем финансировании Севастополя? Каков уровень сотрудничества с федеральным бюджетом в исполнении бюджета-2016 и планирования бюджета-2017?

Отношения конструктивны. Где-то помогает прежний опыт работы в администрации президента РФ, в Минпромторге России, в крупных промышленных предприятиях, знание механизмов функционирования федеральных структур, процедур прохождения документов, особенностей бюджетного процесса и реализации госпрограмм. Где-то – наработанные личные связи.

Севастополь всегда в поле внимания президента, правительства и федеральных министерств. Сейчас мы находимся в активной фазе работы по формированию бюджета на 2017 год. В пятницу, 2 декабря, состоялось очередное совещание у вице-премьера правительства России Дмитрия Козака.

Минфин России занимает достаточно жесткую позицию. В связи с общей тенденцией к сокращению бюджетных расходов предлагается установить на 2017 год уровень финансовой помощи городу в размере 7,5 млрд рублей.

Еще в начале работы вы приняли решение об упразднении девяти ведомств и уменьшении выплат чиновникам. В каком объеме планируется формировать эту статью бюджета (расходы на содержание чиновничьего аппарата) на будущий год?

В новой структуре правительства Севастополя количество департаментов сокращено с 37 до 31. Штатная численность согласована с Минфином России на уровне 2015 года – 2326 ставок госслужащих.

При этом в бюджете города денег на выплату полагающихся зарплат попросту не было. Поэтому, чтобы выправить ситуацию, в июле 2015 года был принят временный закон № 169 (а потом он был продлен на 2016 год), по которому государственным служащим выплачивались более скромные зарплаты, чем было заложено первоначально. Срок действия этого закона заканчивается 1 января 2017 года. Продлевать его дальше нельзя, прокуратура обоснованно считает, что это некорректное решение проблемы. Поэтому сейчас вводятся понижающие коэффициенты, которые позволяют уравнять обязательства по выплате зарплаты чиновникам с реальными возможностями бюджета.

На прошедшей 24 ноября сессии заксобрания в первом чтении принят проект закона, согласно которому понижается гарантированная часть выплат, несколько возрастает премиальная составляющая. Понижение в большей степени затронет высокооплачиваемых сотрудников и в меньшей степени – средне- и низкооплачиваемых.

Как обстоят в Севастополе дела с освоением бюджетных средств и стоит ли верить слухам о массовых нарушениях бюджетного процесса (например, в период ЧС в городе). Наказаны ли виновники таких нарушений? Что вы намерены предпринять, чтобы своевременно осваивать необходимые средства в будущем и что для этого нужно?

Исполнение бюджета является одним из основных показателей эффективности работы правительства Севастополя. К сожалению, по ряду направлений освоение остается на низком уровне. На недавнем заседании правительства я предупредил директоров департаментов о персональной ответственности. Если по итогам года освоение составит менее 95 %, руководитель будет лишен премии. Если бюджет департамента будет исполнен менее чем на 90 % – получит выговор.

Существенное отставание допущено правительством и по реализации федеральной целевой программы. Фактически ее выполнение в Севастополе реально началось только во втором полугодии 2016 года. В 2015 году финансирование по линии ФЦП не осуществлялось. С июля по сентябрь доведены средства по 29 мероприятиям, что позволило в течение осени заключить контракты на проведение проектно-изыскательских работ по большинству объектов, которые имеют приоритетное значение для развития Севастополя. В их числе севастопольский участок трассы «Таврида», школа в бухте Казачья, канализационные очистные сооружения «Южные».

В 2017 году с учетом выполнения проектных работ мы будем готовы ввести в эксплуатацию дополнительные объекты. Благодаря поддержке Дмитрия Козака на 2017 год перенесено с более поздних сроков реализации 11 проектов с объемом финансирования 1,2 млрд руб. Благодаря этому мы планируем сдать под ключ шесть пассажирских пирсов, три детских сада, две школы, газопровод высокого давления, парк.

Компромисс достижим по всем сложным вопросам

Как строятся ваши взаимоотношения с «командой Чалого», ощущаете ли вы противодействие с ее стороны или со стороны каких-либо активных общественных деятелей?

Преодоление раскола между исполнительной и законодательной властью Севастополя было одной из первых задач, которую я ставил перед собой, приступая к работе в городе. И как я говорил выше, то взаимодействие, которое удалось наладить между правительством и заксобранием, достаточно плодотворно. Мы сформировали дееспособную команду руководства города, единогласно в двух чтениях депутатами принято принципиальное для города решение о прямых выборах губернатора, проходят согласование проекты госпрограмм – основа бюджета 2017 года. По всем сложным вопросам мы достигаем столь нужного городу компромисса.

Одновременно я выстраиваю взаимодействие с командованием Черноморского флота – это одна из основ развития города. Активно работаю с руководителями предприятий, вузов, партийными организациями, региональным штабом ОНФ, профсоюзными и общественными организациями.

Конечно, в Севастополе, как и в любом другом мегаполисе, есть проекты, ситуации, в которых сталкиваются интересы различных сил. И мне, безусловно, импонирует стремление политиков и общественников открыто высказывать и аргументировать различные точки зрения. Это помогает найти то решение, которое отвечает потребностям города. Как, например, в случае с проектом создания в Севастополе филиала военно-патриотического парка «Патриот».

Звучат полярные мнения, но мы собрались за столом переговоров, составили план мероприятий по подготовке к реализации этого проекта. Свои подписи под ним поставили все заинтересованные стороны, в том числе председатель Законодательного собрания города Севастополя Екатерина Алтабаева, командующий Черноморским флотом ВМФ России, адмирал Александр Витко, лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов. До конца года обсудим риски организационного, экологического характера на градостроительном совете, общественных слушаниях, которые пройдут в том числе в Балаклавском и Орлиновском муниципалитетах. Проект будет опубликован в СМИ, направлен на согласование в Общественную палату и законодательное собрание. Поддержка севастопольцев откроет путь к его практической реализации.

«Слухи о засилье варягов подогреваются искусственно»

В вашей команде довольно много «варягов», причем часто это выходцы из Удмуртии. С чем это связано? Планируете ли вы привлечение на ключевые посты в правительстве самих севастопольцев?

Много – это сколько? Три, пять, сто человек? Действительно, из двух тысяч сотрудников правительства несколько десятков в разное время прибыли на работу из разных регионов. Это оправданно – Севастополю сегодня необходимо в короткий период преодолеть весь путь, который другие регионы прошли с 1992 года, перестроить экономику, принципы хозяйствования, законы. Привлечение иногородних специалистов – это один из способов как можно быстрее завершить процессы интеграции, научиться работать в российском правовом поле – в Севастополе, объективно, не хватает профессионалов такого профиля.

Мне кажется, активное обсуждение в СМИ места прописки или рождения того или иного человека – искусственно подогреваемое явление. В армии и на флоте, например, не обсуждают откуда прибыл боец, или командир – все вместе работают для выполнения задач, поставленных государством.

При этом установки набирать исключительно иногородних специалистов никогда не было. Севастопольцы, безусловно, должны принимать участие в управлении городом. Мы уже объявили конкурс на включение в резерв управленческих кадров городского правительства. По его завершении лучшим претендентам будет предложено трудоустройство.

Но для эффективного управления городом важно не только наличие сплоченной команды. Ее представители должны уметь слушать и слышать тех, для кого они работают – севастопольцев. Поскольку в своих действиях и решениях я намерен опираться на мнение горожан

Ценза оседлости на выборах быть не может

Депутатами ЗС и общественностью поддержана в целом идея прямых выборов губернатора Севастополя. На общественных слушаниях звучали предложения о введении неких дополнительных требований к кандидатам на этот пост – например, своеобразного ценза оседлости (чтобы не могли избраться иногородние). Ваше отношение к этим предложениям? Подтверждаете ли вы свою готовность выйти на эти выборы?

Я неоднократно высказывал свою позицию по принципиальному для севастопольцев вопросу выборности губернатора. Благодаря волеизъявлению жителей в 2014 году Севастополь воссоединился со своей Родиной. Горожане способны взять на себя ответственность за его будущее. Прямые выборы губернатора – возможность для каждого влиять на дальнейшее развитие города, дать свою оценку эффективности работы власти. Это повышение ответственности губернатора, реализация принципа конкурентности различных идей и программ развития, которые будут выдвинуты в ходе избирательной кампании.

Я готов принять участие в ней – подтвердить результаты работы, начатой мною на посту главы Севастополя, заручиться доверием и поддержкой севастопольцев для дальнейшего труда во благо города.

Кто будет в числе кандидатов, покажет время. Что же касается введения в числе требований к ним ценза оседлости, то данное предложение противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Ощущаете ли вы высокий градус севастопольского патриотизма в окружающих, мешает или помогает он в вашей работе?

Я жил в Перми, Кирове, Ижевске, Москве... Жители каждого любят свой город. Но именно в Севастополе я особенно остро почувствовал, насколько искренняя эта любовь. Внимание к приезжающим туристам, властям и проблемам ощущается через призму собственного участия жителей в судьбе города.

Нужно использовать все возможности по реализации заложенного в патриотизме громадного потенциала. Для этого необходимо развивать общественный диалог, подхватывать и поддерживать общественные инициативы. Кстати, это, на мой взгляд, один из ключевых тезисов недавно озвученного послания президента России Федеральному собранию.

Воспринимаю такой подход как неизменный приоритет в своей работе. Назначая меня исполняющим обязанности губернатора Севастополя, Владимир Владимирович поставил задачу уделять особое внимание проблемам севастопольцев, нуждам города.

Стараюсь быть максимально открытым к взаимодействию с горожанами: через обращения, социальные сети, работу с общественниками, активистами ОНФ. Поступающая информация позволяет оперативно реагировать на проблемы, как, например, с благоустройством и очисткой территорий, ремонтом кровель и другими ситуациями, ежедневно возникающими в жизни города.

Мы последовательно вовлекаем общественность в реализацию проектов развития городской инфраструктуры. Это позволяет сделать работу системной: с учетом мнения севастопольцев, органов местного самоуправления сформирован перечень участков дорог, которые должны быть отремонтированы в этом и следующем году. Аналогичным образом будет составлен список дворов, на благоустройство которых мы планируем направить в 2017 году 250 миллионов рублей. Опираясь на поступающие обращения, мы работаем над улучшением ситуации в здравоохранении.

Уверен, что только учитывая инициативы и потребности севастопольцев, совместно определяя шаги и действия, можно достичь результата, который нужен городу.

Следователи и прокуроры игнорируют проблемы

Возвращаясь к нашумевшей теме с пансионатом «Изумруд». Она завершилась скандальными проверками ГУП и выставленным счетом на ваше имя на 4 млн рублей, который вы оплатили. Можете рассказать, как образовалась такая сумма? Можно ли считать всю эту историю исчерпанной?

Думаю, любой здравомыслящий человек, хоть раз в жизни останавливавшийся в гостинице или на базе отдыха, увидев «счет» «выставленный» ему посредством публикации в интернет-СМИ, сразу поймет, что это провокация. Таких оригинальных приемов ведения «бизнеса» не осталось, пожалуй, уже нигде в России.

Главным контрольным управлением правительства города проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Пансионаты Севастополя». Выявлены существенные нарушения, результаты обнародованы, городу нанесен ущерб. Однако и. о. руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Севастополю не спешит принимать меры. О причинах могу только догадываться. Возможно, защищает интересы своих партнеров, или отрабатывает ранее полученные в ГУП «Пансионаты Севастополя» скидки.

Правительство Севастополя ведет системную работу по улучшению работы подведомственных предприятий и учреждений. Инициированы проверки в ГУП «Садовод», ГУПС «Севавтодор», Фонде содействия капитальному ремонту г. Севастополя и других. Вполне допускаю, что эти проверки тоже могут вызвать аналогичное противодействие, саботаж со стороны проверяемых, информационные атаки на правительство и меня лично. Но иных способов навести порядок в городе у меня нет.

Вы упомянули Следственный комитет, но это же не единственное ведомство в городе, которое должно пресекать нарушения закона. Есть еще прокуратура…

Что касается борьбы за интересы города и горожан в земельных, жилищных вопросах, в случаях нанесения бюджету экономического ущерба, по всем подобным ситуациям я пока не увидел от городского прокурора должного правового реагирования. Скорее, он вспоминает о законах только тогда, когда это ему выгодно.

Судите сами, у нас скопилось для согласования более 10 тысяч схем и планов земельных участков, но по всем спорным моментам прокурор проявляет интерес только к делам отдельных клиентов. Типичная практика в работе – самоустраняться от решения проблем и просто «футболить» поступающие заявления. Лишь за последнюю неделю прокуратурой перенаправлено в правительство четыре обращения севастопольцев по фактам незаконного строительства, в том числе, например, в севастопольской зоне Южного берега Крыма. Никаких действий по защите законности или интересов граждан не принято. Банальный бюрократический подход – ознакомиться и передать на рассмотрение по «подведомственности».

После передачи комплекса Банковской академии Нахимовскому училищу до конца не решен вопрос с людьми, там проживающими. Есть представление, что теперь будет с ними, будут ли они трудоустроены и как будет решаться их жилищный вопрос?

Согласно достигнутым договоренностям, технические специалисты, которые обслуживали комплекс зданий бывшей Банковской академии, могут перейти на работу в военно-морское училище имени П. С. Нахимова. Бухгалтеры остаются работать в государственном бюджетном учреждении, трудоустройство в котором было предложено им после передачи имущественного комплекса. Несколько человек выразили желание перейти на другую работу.

Бывшие сотрудники Банковской академии, которые проживали в служебных общежитиях еще с украинских времен, определят возможность дальнейшего использования этих помещений с Минобороны России.

У Севастополя есть пять векторов развития

Расскажите, как идет работа по генплану города, что уже сделано и учитывается ли мнение горожан, какие их основные пожелания и с какими трудностями уже столкнулись? Также говорилось, что к 22 ноября должен быть определен полный перечень земельных участков Министерства обороны в Севастополе, который будет внесен в генплан. Какие участки уже вошли в это перечень?

Разработка генерального плана близится к завершению. Впереди публичные слушания, после чего мы получим один из основных документов территориального планирования, необходимый для устойчивого развития города.

Мы работаем над генеральным планом города вместе с Министерством обороны Российской Федерации. Совместно с командованием Черноморского флота, главами профильных структур правительства рассматриваем зонирование территорий земельных участков. Каждый из ведомственных объектов, нанесенных на генеральный план города, должен четко соответствовать своему назначению сообразно роли в обеспечении обороноспособности страны.

В итоговом документе, безусловно, должны быть учтены и перспективы развития флота, который исторически и духовно связан с Севастополем, и потребности города.

В чем вы видите главный потенциал Севастополя: в сохранении и развитии его военной составляющей, туризме, развитии виноградарства и виноделия или все-таки в науке? И как планируется развивать эти направления? Сколько времени, затрат на это нужно и как следует это реализовывать? Есть ли представление о долгосрочной стратегии развития и как бы она могла выглядеть?

Севастополь, который пока лишь на 40 % формирует свой бюджет за счет собственных поступлений, должен стать самодостаточным, динамично развивающимся субъектом России. Основу для этого заложит взаимодействие с федеральным центром и полное выполнение мероприятий ФЦП. Нам необходимо активно использовать преимущества географического положения Севастополя, интегрировать город в глобальные проекты. Севастополь, как это не раз говорили сами его жители, должен развиваться многовекторно.

Я считаю, что мы должны задействовать для развития Севастополя все исторически сложившиеся компетенции, весь имеющийся потенциал. Первое – это база Черноморского флота. С учетом количества занятых на флоте и обслуживающего персонала это самая большая группа населения. Второе – это бюджетная сфера, где у нас предполагается максимум вливаний средств по ФЦП. Это строительство новых детских садов и образовательных учреждений, ремонт зданий медучреждений и строительство новой высокотехнологической больницы скорой помощи и многое другое. Такие вливания в инфраструктуру будут способствовать увеличению предпринимательской активности.

Третьим важным блоком я считаю строительную отрасль. Севастополь – город для людей, город для комфортного проживания. Он исторически имел высокие темпы жилищного строительства. В последние два года у нас зафиксирован существенный спад: с 300 тысяч квадратных метров до 95,8 тысяч – в прошлом году. Планируем увеличить объемы строительства в этом году до 150 тысяч – в полтора раза.

Мы хотим, чтобы отрасль развивалась. Для этого планируем стимулировать строительный рынок, вести конкурсные торги на выделение земельных участков под новое строительство.

Четвертый ключевой аспект заключается в том, что Севастополь является центром событийного туризма. Здесь проходит большое количество мероприятий, фестивалей, спортивно-исторических событий, что привлекает в Севастополь тысячи туристов.

Пятым направлением является развитие базовых отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства. Не знаю ни одного города федерального значения, где бы сельское хозяйство занимало такой сегмент: у нас 25 тысяч га земель сельхозназначения, из них занято чуть больше половины. Сегодня важно вовлечь в работу остальные земли, эффективно использовать их.

При этом должное развитие получат отрасли промышленности, научной деятельности города. Все это – точки роста Севастополя.