Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын
Кемеровская область
26 АПРЕЛЯ, 2017
В Кемерове мэрия возродила совет по развитию предпринимательства в городе. Подразумевается, что бизнес самостоятельно должен выработать концепцию, как ему следует жить и работать. Председателем совета был выбран местный 54-летний предприниматель Виктор Севостьянов, работающий в сфере общепита. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» Виктор Анатольевич рассказал, каким будет совет по развитию предпринимательства, что следует сделать в первую очередь и какие проблемы местного бизнеса следует решить в первую очередь.
– Какая наблюдается ситуация в Кемерове с местным бизнесом?
– Присутствует перенасыщенность рынком торговли и сферой услуг и абсолютно не хватает производства. Чем торгуют? Тем, что все остальные. Потому что фантазии маловато у бизнесменов. У нас какая-то мания, мы либо все начинаем лепить пельмени, либо добываем уголь или занимаемся пивом. Стоит кому-то в чем-то чего-то добиться и сразу начинается подражание. Еще проблема, что идет отток рабочих рук. Потому что недостаточно рабочих мест. Слишком много юристов и экономистов, которые не нужны в таком количестве. А токари и фрезеровщики совсем не нужны, ибо отсутствует соответствующая промышленная база. Поэтому первостепенные задачи для совета по развитию бизнеса – реанимация экономической ситуации города и создание рабочих мест. Потом под это будет нормально работать и сфера услуг, потому что когда у человека появляются деньги, он их несет в сферу услуг.
– То есть нишевых продуктов очень мало?
– Конечно. Это происходит от отсутствия информации по разным видам бизнеса. В 90-ые годы город лишился 35-40 тысяч рабочих мест за счет сокращения химических производств. Что делать людям, оставшимся без работы? Кто-то кинулся в челноки, кто-то сферу услуг – отсюда и сегодняшний перекос в бизнесе. Поэтому еще одна задача совета по развитию предпринимательства – это аналитика того, что происходит и что нужно, а что – ни в коем случае не требуется. Характерный пример из Швейцарии: сколько бы ни было денег, но в швейцарском кантоне не откроете аптеку, если там достаточно аптек. Администрация кантона просто не даст это сделать, несмотря ни на какие заверения. И здесь аналогичный подход: каждый проект следует пропускать сквозь огромное, административное сито. Нужна бюрократия в хорошем смысле этого слова.
– Имеете в виду некий «худсовет» в бизнесовом плане?
– Да, идея должна отлежаться, и пока она не отлежится, пока не будешь уверен, ты ей не занимаешься – ею не следует заниматься.
– И город готов к такой работе с бизнесом?
– Я увидел заинтересованность в глазах у главы города Ильи Середюка. Он молод, умен и дипломатичен. Так как он молод, он в этом городе может управлять достаточно долго. Но управлять можно долго в городе, который развивается. И он сейчас ищет пути, как это все по-хозяйски сделает и кто-то должен подсказать и дать информацию и провести аналитическую работу.
– Как вообще возникла ваша кандидатура на собрании совета по развитию предпринимательства?
– Сам себя выдвинул. Был на всех встречах и подумал, что могу и готов возглавить этот рабочий орган.
– Какое впечатление от встреч? Насколько бизнес готов объединяться для совместной работы?
–Пока хаос и это нормально. Многие люди не определились со своей задачей, зачем они пришли, чего они хотят. В первую очередь должны выработать концепцию. Далее – цель, под цель – задачи, под задачи – инструментарий. Говорить, что совет должен защищать – это бред. Не надо защищать бизнес от власти, власть и бизнес должны работать вместе. Так как совет создается при мэре – в таком сотрудничестве нет ничего плохого. В первую очередь, мы должны учитывать интересы города и людей.
– Но какая все-таки цель? Создание хороших условий для развития бизнеса?
– Это не может быть целью. Цель – это повышение уровня жизни человека в городе. И под это должны создаваться предприятия, должна существовать программа налоговых льгот, муниципальных дотаций.
– Как видите функционирование совета?
– Создано четыре комитета. Они уже утверждены. Скоро будет собрание, и выслушаем людей, где бы они хотели работать. Тех, кто входят в кандидаты.
– Ожидаете конкретных распоряжений со стороны мэрии?
– Она может высказать точку зрения на развитие города, и мы должны попытаться, оттолкнувшись от этой точки зрения, переломить экономическую ситуацию и выработать совместное решение, они тоже не могут быть истиной в первой и последней инстанции. Мне это видится сейчас так: появляется задача, мы берем и смотрим, как привязать к нынешней ситуации.
– Насколько малый и средний бизнес готов идти на диалог с властью и доверять ей?
– Говорить, что все будет безоблачно и безмятежно и гладенько-гладенько – я бы не стал. Будут издержки, но они во всем мире и отсутствуют такие общества, где бы они ни существовали.
– Как вы готовы замотивировать бизнесменов на работу в совете?
– Пока никак не готов говорить. Это не должно быть моим решением, это решение коллегиальное. Я должен выслушать мнения коллег, это постоянная и систематическая работа. Это не работа от собрания к собранию, это работа каждый день. Не исключено, что будет создан рабочий орган и не на общественных началах, это должен быть секретариат и экспертная группа, которая должна анализировать, проводить исследования, привлекать необходимые структуры как технопарк.
– Возможно сотрудничество всех уровней власти и всех институтов?
– Почему нет, это же было при советской власти! Все было увязано в единую цепочку, перепроизводства не было. Производилось ровно столько, сколько требовал рынок. Нет ни одной более плановой экономики, чем рыночная. Рынок всегда считает емкость рынка на ту или иную услугу и если неправильно просчитал, либо недополучил прибыль, либо процесс перепроизводства и работаешь на склад Рыночная экономика – это плановая экономика, где нужно увязать все сферы хозяйства внутри региона и города. Может и бизнесу придется объединиться ради общего продукта. Пока мешает отсутствие взаимопонимания. Вот для этого и должен существовать совет, который увяжет, объяснит, свяжет, найдет площадку, создаст производство, объединит капитал и сделает членами ОАО.
– Тогда этот совет должен быть авторитетным.
– Безусловно, он должен претерпевать долгие изменения и еще не факт, что его кандидаты станут членами. Не факт, что останусь «исполняющим обязанности» председателя совета после полугода. Время покажет.
– Обсуждая с вами проблемы кемеровского бизнеса, не мог обойти стороной очередную экспансию кемеровских предпринимателей в Новосибирске – наша местная сеть магазинов фермерских продуктов пробует завоевать соседа-миллионника. В прошлом подобные захваты не получались – как думаете с чем связано? Чем новосибирский рынок кардинально отличается от кемеровского и нашим там тяжело?
– Неудачи идут от недостатка информации. В Новосибирск рынок не свободнее нашего, кажется, что всем должно хватить места, но это ложное ощущение. Мы опять-таки пытаемся зайти на чужие рынки с тем, что там в достатке. Если заходишь на рынок, то должен проанализировать, какова емкость этого рынка. Если эта емкость не позволяет местным нормально конкурировать, то зачем ты там нужен? И чего ты туда идешь? Ради удовлетворения собственных амбиций?
– Получается, что кемеровскому бизнесу свойственна опрометчивость и повышенная амбициозность?
– Мы не то, что чужой рынок не анализируем – мы даже свой не изучаем. Еще один пример про восстановление промышленности. Чтобы создать нормальное предприятие с 400 рабочими, стартовый капитал должен составлять 300 миллионов рублей, но таких людей с такими деньгами просто нет. Есть предприниматель с миллионом рублей в кармане, но он открывает кафе. Потому что на большее не хватает, а банк ему кредит в 300 миллионов не выдаст. Если бы таких предпринимателей было триста, то они могли бы объединить свои капиталы и построить завод. Который производил бы на миллиард двести и имел бы в чистой прибыли в сто двадцать миллионов рублей и эти триста человек стали бы акционерами, и в разной степени помогали предприятию развиваться. Но их нужно найти, объединить и убедить в том, что это интереснее, чем открыть убыточное кафе.
– Тогда получается, что главная проблема бизнеса – это отсутствие понимания, а оно идет из-за отсутствия нужных знаний и опыта. Совет будет помогать в этом плане?
– Конечно. Это же его социальная сфера – можно проводить курсы подготовки, семинары, ликвидация безграмотности. А откуда она – ведь в бизнес идут люди, которые могут работать на заводе, но его нет. И человеку нужно кормить свою семью, и он готов заложить квартиру и начать торговать картошкой. И они идут торговать картошку и в результате ничего – ни квартиры, ни картошки, ни дохода. Будем менять такую картину местного бизнеса.