Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Ройзману очень выгодно сохранять статус жертвы, пострадавшей от муниципального фильтра»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА ФедералПресс
Свердловская область
6 АВГУСТА, 2017

Гагарин Анатолий Станиславович

политика, Политология и политтехнологии
Уральский ФО

Центризбирком подвел итоги первого этапа губернаторской кампании в российских регионах – прохождение кандидатами муниципального фильтра. Отдельно на заседании ЦИК поднимался вопрос р ситуации в Свердловской области: глава Екатеринбурга Евгений Ройзман не смог преодолеть фильтр и заявил о том, что пройти этот этап кампании кандидатам невозможно. Глава ЦИК Элла Памфилова, в свою очередь, напомнила, что, несмотря на громкие заявления, екатеринбургский градоначальник фактически даже не пытался начинать кампанию, в том числе не открыл избирательный счет, необходимый для сбора подписей муниципальных депутатов. О том, почему в споре Памфиловой и Ройзмана закон на стороне главы ЦИК и для чего глава Екатеринбурга на самом деле заявил о своих губернаторских амбициях «ФедералПресс» рассказал глава уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин.

 

Это не первые выборы губернаторов в России, кандидаты уже неоднократно проходили муниципальный фильтр, почему именно сейчас началась такая масштабная и эмоциональная дискуссия с участием главы ЦИК?

Дело в том, что Евгений Ройзман выходит за грани приличия и опускается до личных выпадов. Я понимаю Эллу Памфилову и ее чисто человеческую реакцию. Вместо того, чтобы уйти в тень, после того как он потерпел фиаско с выдвижением, Ройзман не может перестать вступать в такую личностную полемику, которая находится за гранью морали.

Второй момент в том, что слишком много сейчас шума вокруг муниципального фильтра, который как мы понимаем существовал не сегодня и не вчера. Например, во Франции фильтр существует на президентских выборах с 1965 года. И все его соблюдают, и никто не говорит, что он нарушает избирательные возможности. У нас очень много любителей толковать закон и любой человек, который ощутил себя претендентом на тот или иной пост считает, что может толковать закон в ту или другую сторону, как ему заблагорассудится. Памфилова права, когда говорит ему, что если хочет идти на выборы, то должен идти по тем правилам, которые существуют. Если хотите изменить – обращайтесь в законодательную власть и меняйте.

Тем не менее, сейчас поднимается вопрос о видоизменении муниципального фильтра.

Муниципальный фильтр не есть навсегда данность, он будет меняться и модернизироваться, под какие-то запросы в некоторых регионах. Там наиболее ретивые исполнители-администраторы, сделали так, что главный претендент получил львиную долю всех возможных подписей и это, конечно, нарушение. Видимо какие-то надо сделать ограничения в числе тех подписей, которые может получить каждый кандидат.

Но в Свердловской области мы знаем, что около 600 подписей остались невостребованными. Это значит, что четыре кандидата могли принять участие в выборах, но они этого не сделали. Видимо по тем же причинам, что не смогли собрать подписи. Но помимо подписей нужно еще собрать и деньги, чтобы заплатить нотариусам. Ройзман нарушает все законы и пытается трактовать их, как ему удобно. Он считает, что, можно не открывая избирательного счета договориться с кем-то как-то, они сами заплатят за подписи, которые нужны им, а не ему, а после этого он отдаст им деньги с какого-то избирательного счета, который он потом откроет. В закон написано, что, во-первых, нужно сначала открыть счет, затем произвести все оплаты со 100-% предоплатой. Почему он считает, что депутаты должны платить за него и нотариально оформлять эти подписи? Это за гранью мыслимых и не мыслимых правил.  Но Ройзман хочет, чтобы все работали на него и так, как он захочет. Конечно это возмущает юристов и в том числе Памфилову.

Возможно, он думал, что ему удастся проскочить также, как в свое время это удалось сделать Навальному?

Я считаю, что это все идет от того попустительства и игры в поддавки, которую допустили в 2013 году, собрав подписи для Навального. Он думал, что он проскочит, партия власти соберёт подписи, а он будет всех критиковать, говорить, что он смелый, могучий и так далее. Но вы знаете, что если ты кандидат и собираешься идти на выборы против кого-то, то не иди к ним с протянутой рукой за подписями, работай сам. Собери деньги, поддержку, тех же депутатов муниципальных. Для этого надо поездить по области, он же никуда не ездил, разослал письма и ждал, что депутаты привезут ему нотариально заверенные подписи. ЦИК обращает внимание на такие вопиющие наглые заявления, которые подрывают основу избирательного законодательства. Потому что, если мы будем идти на поводу у таких людей, мы спустим в унитаз все избирательное законодательство.

Для чего сейчас Ройзман раскручивает этот скандал?

Цель такая – поучаствовать в выборах главы города. Но с каждым своим заявлением, он отрезает себе возможности участвовать в выборах. Потому что поддерживать его в этом никто не будет. От него отвернулись почти все, кто поддерживал ранее, остались те, кто лайкает в социальных сетях. Но группа лайкающих – это не избиратели. Это совсем другая категория людей. В данном случае ему очевидно не хотелось прилагать какие-то усилия, чтобы участвовать в этом избирательном процессе. Потому что проиграв в этот раз, он не смог бы пойти на следующие выборы, на выборы главы города. Ему сейчас очень выгодно сохранять статус жертвы, пострадавшей от муниципального фильтра.