Редакция «ФедералПресс» / Павел Овсянников
Курганская область
19 МАРТА, 2018
Сегодня, 30 октября, генеральный директор АК «Корвет» Анатолий Чернов в интервью «ФедералПресс» рассказывает об отношениях одного из крупнейших предприятий Зауралья с УФНС по Курганской области, о низкой эффективности многомесячных проверок, сомнительных требованиях налоговых органов и пренебрежительном отношении к налогоплательщикам.
- Налоговики Зауралья рапортуют о повышении сбора налогов. Но бизнес области протестует против злоупотребления налоговиков своими правами. Например, случай требования огромного числа документов вне плановых проверок в отношении предпринимателя из Кетовского района вошел в этом году в доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину. Насколько, по-вашему, это актуальный вопрос сегодня? Ведь «Корвет» имеет свою историю отношений с УФНС .
- Сначала хочу задать сам вопрос – может ли госчиновник не выполнять требования правительства и президента страны? И почему это происходит? Речь идет как раз о взаимоотношениях компании «Корвет» и управления налоговой инспекции по Курганской области.
К сожалению, сегодня в России прежде всего и чаще говорят о бюджете, а не о тех, кто его создает. Неважно, каким путем пришли деньги: через таможню, налоговую или другим путем, но все это деньги налогоплательщиков. Деньги в бюджете – это деньги, заработанные бизнесом. Либо это индивидуальный предприниматель, либо физическое лицо, которое работает на предприятии и платит подоходный налог и другие платежи.
Напомню, что на самом высоком уровне, в том числе и президент России, неоднократно говорили о том, что проверки должны проводиться корректно.
Проблемы начались с проверки Шумихинского машиностроительного предприятия (ШМП). Проверки, впрочем, – это обычное явление, и они мало кого волнуют на «Корвете», так как, если бы специалисты налоговой подняли свою отчетность с 1991 года, и не только по «Корвету», но и по ШМП, и по Каргапольскому машиностроительному заводу, то обнаружили бы, что мы не занимаемся оптимизацией налогов, и все проверки подтверждали достоверность наших данных.
22 июня 2015 года началась проверка по ШМП. Казалось бы, проверьте и дайте людям дальше работать. Но сначала проверку дважды приостанавливают, затем два раза продлевают на срок в 4 месяца. Изобретают дополнительные мероприятия налогового контроля. И когда все это надоело директору Шумихинского машиностроительного предприятия, он позвонил мне, я посмотрел материалы и обратился к руководителю управления УФНС по Курганской области Владимиру Рыжуку.
- О чем вы говорили с Владимиром Рыжуком?
- Когда проверка должна была уже закончиться, но ее продлили, я пояснил, что нет смысла продлевать проверку, людям надо работать. Тем более, что специалисты налоговой признавались на предприятии в открытую – «на нас руководство давит, заставляют что-нибудь найти. Поставили задачу найти такую-то сумму». Наша беседа была вроде бы хорошей, Владимир Рыжук сказал, что все это перегибы районной налоговой.
Но затем вновь проверку продлили да еще затребовали всю техническую документацию. К таким вещам налоговая не имеет никакого отношения. Имея эту документацию, ее можно продать за очень хорошие деньги или организовать где-то производство. Все это можно было рассматривать как рейдерство или просто как мошенничество.
Я был возмущен и решил связаться с Рыжуком. Но он не счел возможным даже составить телефонный разговор, мне предлагали связаться с его замами. Владимир Рыжук не захотел говорить с руководителем предприятия – крупным налогоплательщиком в течение нескольких недель. Я написал заявление в прокуратуру. А прокуратура предупредила его о недопустимости таких действий.
- А что показала проверка на ШМП?
- Проверка указала в акте нарушения на 721 тыс. рублей. Проверка шла год и три месяца. Думаю, что содержание проверяющих за это время обошлось налогоплательщикам в гораздо большую сумму. Мы отстояли абсолютно все пункты, в итоге сумма, предъявленная к доплате, с которой мы согласились, составила 1 595 рублей. Это за неумышленную ошибку, когда мы нашим ветеранам и передовикам делали подарки и не учли НДС. Спасибо, что указали, в следующий раз учтем. Но повторю – завод проверяли год и три месяца!
Затем началась проверка на Каргапольском машиностроительном заводе. Здесь было четыре приостановки проверки, одно продление ее срока. Но здесь замах был серьезнее – 6 млн 363 тыс. рублей решили взыскать с предприятия. Проверяли год и два месяца, но в результате приняты наши обоснования и доначисления – ноль рублей ноль копеек.
Владимир Рыжук позиционирует себя как эффективный менеджер. И какая же здесь эффективность работы УФНС? Напрасно потрачены деньги налогоплательщиков. Это те деньги, что мы отдали, чтобы они сидели в теплом здании, при свете, ездили на автомашинах, получали заработную плату и т.д. Проверять с такой настойчивостью надо тех, кто действительно работает вне правового поля. А не бездумно и безответственно транжирить то, что заработали и честно заплатили государству добросовестные налогоплательщики.
- Думаете, акция была целенаправленной против «Корвета»?
- Судите сами. Налоговики начали проверять и «Корвет». С 31 марта 2016 года проверка шла год и семь месяцев. И здесь три приостановки, два продления срока, одно дополнительное мероприятие. Как мне известно, задача стояла взять с завода 50 млн рублей, в акт смогли вписать лишь 26 млн 728 тыс. рублей.
Но самое интересное, что налоговая перепутала и направила нам свой экземпляр акта, где черным по белому юристами УФНС написано, что никаких оснований для взыскания указанных сумм нет, и в арбитражном суде это не пройдет (в «ФедералПресс» есть копия этого документа, – прим ред.).
- Вот это неожиданно!...
- Мы, естественно, обжаловали это в УФНС. Готовы были отстаивать эти суммы в арбитражном суде. Средства крайне необходимы для развития производства и решения социальных проблем. В итоге, после года и семи месяцев упорного труда, 16 октября нам оставили к доплате сумму штрафа в размере 213 рублей 60 копеек по НДС. С этим согласилась сама налоговая инспекция! Наши бухгалтеры предлагали обжаловать в арбитраже и эти претензии, так как у нас в тот период была переплата НДС, и долга просто не могло быть. Но я сказал им заниматься своими делами, оставить эти рубли на совести налоговой инспекции.
- Вы ведь член общественного совета при УФНС. Или сейчас не входите в его состав?
- Уже давно Рыжук начал избегать контактов с членами Общественного совета. А уже более полугода в нарушение устава совет не собирается.
- Сотрудники СКР сообщают о следствии в отношении руководителя УФНС. Это дает основания сомневаться в законности его действий. Что вы думаете об этом?
- Из печати мне известно, что СКР ведет следственные действия в отношении господина Рыжука и что установлено некорректное использование бюджетных денег в личных целях и т.д. Почему, когда такие нарушения устанавливают у бизнесменов, промышленников, их сразу отстраняют от должности, сажают в каталажку, а здесь все по-прежнему? Тишь да гладь, продолжает руководить. Почему это происходит?
- Это риторический вопрос?
- Нет, это вопрос по существу. Впереди выборы президента России. Но Рыжук, игнорируя требование президента страны, по сути призывает бизнес в Курганской области считать, что президент слаб и не может навести порядок. Стоит ли его поддерживать? Но такие действия – это не только вопрос экономической целесообразности. Они приобрели политическую окраску в сегодняшней ситуации. Прокуратура говорит, что ограничивает проверки бизнеса. И я благодарен ей за помощь два года назад. Но на ее предостережение, считаю, руководитель УФНС не отреагировал по-настоящему, поступив наоборот. И хотелось бы знать ее позицию [прокуратуры] по этим фактам. Это свежие данные – повторю, проверка по «Корвету» закончилась 16 октября. И такое отношение к налогоплательщикам недопустимо с любой точки зрения.
Фото: korvet-jsc.ru