Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«В СИЗО зачастую сидят не те, кто виновен, а кто не может себя защитить»

Редакция «ФедералПресс» / Александр Садовников
Москва
20 ДЕКАБРЯ, 2017

Хуруджи Александр Александрович

Право
Москва

Вопрос декриминализации экономики − эта та тема, без которой гармоничное развитие хозяйственной сферы просто немыслимо. Другой важный момент − это декриминализация самого общества, которая во многом зависит от занятости в местах заключения. Впрочем, это еще не все проблемы российских колоний и тюрем. Корреспондент «ФедералПресс» взял интервью у общественного омбудсмена по делам арестованных предпринимателей Александра Хуруджи, который совершил ряд посещений СИЗО и других мест заключения.

− Александр Александрович, какова основная цель ваших поездок в российские СИЗО?
− Мы с Борисом Юрьевичем Титовым ездим в те СИЗО, из которых к нам приходит большое количество обращений. Наши визиты предназначены для помощи конкретным людям. Зная, что в СИЗО приезжает бизнес-омбудсмен Титов и общественный омбудсмен Хуруджи, люди записываются на прием. Большая часть тех, кто приходит к нам − это предприниматели.

− О чем идет с ними разговор?
− Они рассказывают про свои историю, про свою проблему, про условия содержания, про то, что никто не реагирует на их запросы. Мы принимаем от них комплекты документов, даем практические советы как быть в той или иной ситуации. При посещении СИЗО «Бутырка» мы обратили внимание, что в нем содержатся люди, которые, на наш взгляд, по состоянию здоровья там содержатся не должны.

− А что в такой ситуации можно для них сделать?
− Мы планируем собрать рабочую группу по анализу тех правовых оснований, что сейчас регламентируют содержание человека под стражей. Необходимо расширять перечень заболеваний, при которых содержание под стражей недопустимо, а также критерии таких заболеваний, как их понимают медики. Условия, в которых такие больные содержатся, безусловно ухудшают их состояние здоровья. Мы обобщаем практику по таким случаям, фиксируем их в виде законодательных инициатив, которые пойдут единой программой декриминализации экономики, которую мы готовим.

− Сколько человек приходит на прием?
− В Бутырке пришло 10 человек.

− Цель ваших посещений − это ведь не только арестованные предприниматели?
− есть и еще одна важная тема – занятость заключенных. Недавно я был в знаменитом Владимирском централе. Встречался в ГУФСИН как раз по этому вопросу. Там нужны рабочие места, что осужденные могли заработать хоть какие-то деньги. Чтобы они, выйдя на свободу, имели средства на первое время, пока не решат вопрос с работой и жильем. Второй их стимул к работе − приобрести новые трудовые навыки, которые позволят им на свободе найти работу. Третий важный стимул − когда заключенный занимается каким-то нужным делом, время для него течет по-другому. Отвлекает от тяжелых раздумий, и этот тот случай, когда говорят, что «работа лечит». Поэтому спрос на работу очень высокий и на некоторые специальности конкурс до 100 человек на место.

− А какова сейчас занятость в местах заключения?
− Скажу конкретно про Владимирский централ − около 25 процентов. Из 8 тысяч заключенных реально работают 2 тысячи. Хотя есть рабочие места, которые в силу экономических причин простаивают. Для себя я отметил один важный момент − в местах заключения, как правило, на работах используют неквалифицированный труд. Вести речь о размещении более сложных производств пока невозможно в силу имеющихся ограничений в части профессиональной подготовки. В первую очередь, под этим понимается невозможность использования неподготовленным человеком компьютерной техники. Ведь сейчас любой станок идет с ЧПУ, во многих производственных устройствах стоят компьютеры, поэтому вопрос профессиональной переподготовки надо решать.

− Как администрация СИЗО относится к вашим визитам?
− В администрациях этих учреждений сидят адекватные люди. Они нам прямо говорят, что многие из их контингента никакой опасности для общества не представляют и потому находиться там не должны. Хочу особо подчеркнуть, что зачастую сидят не те кто виновен, а кто не может себя защитить. Вопрос здесь не только в расходах на адвокатов, но и часто безвольного настроя самого человека, который попал под следствие, а также в непонимании правовой ситуации, в которую он попал. Также возможны случаи, когда человека безосновательно и умышленно делают виновным с подачи конкурентов или партнеров по бизнесу.