Редакция «ФедералПресс» / Есен Абилькенов
Тюменская область
3 ДЕКАБРЯ, 2018
В 23 года основатель тюменской ресторанной сети Tesla Burger Владислав Джурович воспринимается уже опытным предпринимателем. Однако сам он о своем опыте отзывается скромно и не боится признать, что за пять лет наделал ошибок. Тем не менее проект сумел заявить о себе, закрепился на рынке ресторанных услуг, а его сеть в Тюмени существует в условиях конкуренции с McDonald’s, Burger King и KFC. О том, где брал деньги на запуск бизнеса, об отношениях с кредиторами и конкуренции с мировыми гигантами Владислав Джурович рассказал в интервью «ФедералПресс».
Владислав, какое у вас образование?
– Девять классов. На третьем курсе колледжа взял академический отпуск, чтобы плотнее заняться бизнесом. Но в итоге меня отчислили. В следующем году планирую пройти обучение на курсах MBA.
Приносит ли бизнес желаемую прибыль? Большой ли соблазн тратить деньги на отдых и развлечения, как многие в вашем возрасте?
– Все заработанные деньги я вкладываю в бизнес. Позволил себе только купить новую машину. Предыдущий автомобиль был моей рабочей лошадкой, которая отжила свое. За пять лет в отпуск-то ездил один раз – на неделю в Турцию. Первостепенная задача для меня сейчас – развивать бизнес, поэтому веду больше созидательский образ жизни, нежели потребительский.
Спустя 5 лет чистая прибыль позволяет жить и развивать компанию, но так было далеко не всегда.
Когда начинал, ночами работал в такси, чтобы выдать сотрудникам зарплату и закупить продукты. Случались тяжелые моменты, когда находился на грани нервного срыва, хотелось сдаться. Бывали ситуации, когда казалось, что не найти деньги на очередной платеж. Приходилось брать займы. Мысль, что все может закончиться в один момент, тяготила. Но я говорил себе: если живой, значит, могу встать и идти работать дальше.
С чего начался Tesla Burger, как и когда появилась эта идея?
– Началось все в 2013 году. За год до этого я ездил на свою вторую родину – в Сербию – и обратил внимание, насколько там популярны местные бургеры. Они составляют серьезную конкуренцию McDonald’s, ими торгуют буквально на каждом углу, как у нас шаурмой. Эти бургеры в Сербии делают за пять минут на ваших глазах, и стоят они недорого. Мне тогда было 17 лет, и я уже работал в общепите. Задался вопросом: почему бы не попробовать в Тюмени запустить что-то подобное? От идеи до реализации прошел почти год – запустились мы в декабре 2013 года. Я за это время успел пройти курсы по предпринимательству, написал бизнес-план. Рассчитывал потратить на открытие небольшого кафе 200 тысяч рублей. Но в итоге решил начать с сервиса по доставке сербских бургеров. На это ушло 500 тысяч. Потом, правда, понял, что если бы все-таки решил открывать кафе, то мне бы и миллиона не хватило.
Назвал я тогда, кстати, компанию Tesla Kuvar, что в переводе означает «Сербский повар», но со сменой концепции сменил и название.
Как нашли шеф-повара?
– Сначала искал через знакомых сербов, потратил два месяца впустую. Оказалось, достаточно было просто написать в сербскую группу «ВКонтакте», что в Тюмень нужен повар. Буквально на следующий день получил отклик. На свой страх и риск купил человеку билеты до Тюмени.
Он оправдал ожидания?
– Как сказать... Кухню мы запустили, но спустя два месяца надо было оформлять документы, чтобы он мог постоянно здесь работать. Это оказался очень хлопотный процесс. В итоге я решил дальше работать без него. В чем-то он, конечно, помог, но в итоге сделал совсем не те бургеры, которые продают в Сербии, потому что наши продукты по качеству отличаются от балканских. В конечном счете все пришлось менять. Стали придумывать что-то свое с местными поварами, сам начал понемногу вникать, адаптировать продукт под наши реалии. Это был постоянный эксперимент.
Сколько времени прошло от запуска доставки до открытия первого ресторана?
– Два с половиной года. Это время и первые полтора года работы ресторана можно назвать тяжелой тренировкой. Я даже не могу сказать об этом периоде, что занимался бизнесом. Первое время не имел представления о том, что должны быть какие-то стандарты, регламенты. Все делал интуитивно, набивал шишки, и ни о каком развитии речи быть не могло.
Откуда взяли деньги на бизнес?
– В 2013 году у меня были собственные 200 тысяч рублей, которые я накопил, работая в общепите. Поскольку жил тогда с мамой, имел возможность откладывать свою зарплату. Я знал, зачем мне нужны эти деньги. Но накоплений на открытие бизнеса не хватило, кредитов мне, естественно, никто не выдал. И тогда я начал просто занимать деньги у знакомых и родственников. Бабушка тысяч 30 одолжила. Каждый дал понемногу. Товарищ дал серьезную сумму под проценты – 150 тысяч рублей. Так появилась доставка.
Первый ресторан открыли в центре Тюмени в 2016 году. Это было безумно сложно тогда для меня. Денег снова катастрофически не хватало. Планировал, что вложу более трех миллионов, в итоге удалось собрать только полтора. Уже по ходу приходилось добавлять, многое менять, переделывать. В общем, первые три с половиной года нельзя назвать удачным опытом.
Когда ситуация начала меняться?
– Летом 2017 года мы увеличили оборот почти в 3 раза с момента открытия, я смог выдохнуть в первый раз и начал работать над развитием. В начале 2018 года, когда я занимался поиском помещения под второй ресторан, владелец сети ресторанов «Карл бургер» предложил мне купить его заведения в «Тюмень Сити Молле» и еще в одном месте. Предложения я принял, правда, мы договорились иначе: покупать предприятие я не стал, купил только нужное мне оборудование.
В «Тюмень Сити Молл» поначалу не хотели меня пускать. Говорили: «У нас уже один региональный игрок закрылся, ты-то куда?» В общем, выражали серьезные сомнения в перспективах закрепиться, поскольку и сам ТРЦ еще не был так популярен. Но мы серьезно взялись за эту точку: провели чемпионат по поеданию бургеров, сделали масштабную акцию, я лично раздавал дисконтные карты каждому сотруднику ТРЦ. В результате, открывшись, мы с первого же месяца вышли в плюс. Спустя пару месяцев понял, что пора открывать третью точку.
Как открывали третий ресторан?
– Место искали долго. Было несколько вариантов, и поначалу самыми лучшими выглядели условия, которые предлагал ТРЦ «Остров». Но я до последнего сомневался, что мне снова нужно заходить в торговый центр. И перед подписанием предварительного договора один знакомый сообщил мне, что есть помещение на перекрестке Республики и Холодильной, где сеть «Вилка-Ложка» искала партнера, поскольку для них площадь слишком большая. Я посмотрел и понял: помещение подходит по всем параметрам.
Переговоры шли больше месяца. Но в итоге мы в августе заключили договор аренды. 13 октября провели техническое открытие, а 27-го – официальное. На кассу позвали местных блогеров, цену на бургеры сделали ниже себестоимости – по 50 рублей, чтобы дать людям попробовать, что такое Tesla Burger. Получилась вирусная история. Мы рассчитывали продать 1600 бургеров, продали в итоге 2110. Продали бы и 3 тысячи, если бы хватило продуктов. Знакомые писали эсэмэски, что стоят в очереди, которая выходит на улицу. Под конец дня завозили продукты из других ресторанов. В итоге пришлось закрыться раньше и извиняться перед гостями. Всех, кто не успел попасть на открытие, пригласили на следующий день.
Вы ощутили падение спроса и падение доходов, стали экономить жители Тюмени?
– Нет, экономию со стороны гостей я не ощущаю. Другой вопрос, что растут себестоимость и производственные расходы. В большей степени работа ресторанов подвержена сезонным спадам. Вот стоит хорошая погода, люди гуляют по центру и заходят к нам. Пошел дождь или снег – показатели упали. А в торговом центре показатели очень сильно растут в праздники, когда люди устремляются за покупками. Средний чек у нас небольшой – в районе 250–300 рублей; в условиях падения доходов люди, скорее, предпочтут фастфуд, поэтому здесь рисков меньше, чем у остальных в общепите.
Как боретесь с конкурентами? Кстати, кто это в Тюмени?
– Борьба – это сложно. Лидирует в этом сегменте у нас Burger King, на втором месте – KFC, третьи – McDonald’s. Мы на четвертом. Чтобы попасть в тройку лидеров, на которую я, конечно же, ориентируюсь, нужно проделать колоссальную работу. Пока что бизнес держится на моем энтузиазме, а там все строится на глобальной структуре и огромных деньгах. Тягаться в финансовых показателях пока что я с ними не могу. Например, мои вложения в третий ресторан составили 4 миллиона, а Burger King на открытие новой точки может потратить 30–40 миллионов. Это, безусловно, влияет и на скорость обслуживания, и на выручку ресторана. Но в чем я точно могу конкурировать – это в качестве продуктов. Гости, которые приходят к нам впервые, говорят, что наши бургеры вкуснее.
С другой стороны, есть такие вещи, как сила бренда, возможность привлекать профессионалов и многое другое, что тоже стоит денег. Поэтому конкурировать очень непросто. Пока слово «бургер» у большинства ассоциируется с ведущими брендами. Но это означает, что нам нужно работать еще лучше, и я уверен, у нас все впереди.
Какие планы на будущее?
– Плотно занимаюсь разработкой франшизы. Мы регистрируем товарный знак и со следующего года начнем его продавать. Сейчас занимаюсь базой знаний для партнеров, мобильное приложение будем модернизировать, чтобы была возможность пользоваться им в других городах и получать дополнительный сервис. Параллельно будем расширять тюменскую сеть. На следующий год планирую открыть еще три точки. По четвертой и пятой уже ведем переговоры, ориентировочно собираемся открывать их весной и летом будущего года. Шестую рассчитываю запустить осенью, если будут подходящие помещения. Будем тестировать разные форматы: ресторан быстрого питания, фуд-корт, экспресс-кафе. Предложений, на самом деле, очень много. И если бы хватало ресурсов и людей, можно было бы расти значительно быстрее. Но я планирую двигаться поэтапно. Также будем развивать службу доставки и запускать дополнительный сервис на базе заготовочного цеха с производством готовых обедов.
В какой-то момент мы заложили квартиру бабушки, бывали ситуации, когда казалось, что не найти деньги на очередной платеж. Мысль, что могу оставить бабушку без жилья, тяготила. Но я успокаиваю себя мыслью, что пока живой, значит могу встать и идти работать дальше.
Фото из личного архива Владислава Джуровича