Редакция «ФедералПресс» / Есен Абилькенов
Тюменская область
1 МАРТА, 2019
Два месяца прошло с момента запуска в Тюменской области новой схемы обращения с твердыми бытовыми отходами. Реализация мусорной реформы сопровождается общественным обсуждением сортировки, организации вывоза отходов, формирования тарифов и других актуальных вопросов. Свою позицию по этой теме высказал член регионального штаба Общероссийского народного фронта, координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Тюменской области Сергей Соловьев. Удастся ли полностью решить проблему несанкционированных свалок, каковы на данный момент итоги мусорной реформы и как строятся в данном вопросе отношения с региональной властью – в интервью «ФедералПресс».
Вопрос обращения с коммунальными отходами вызвал обширную публичную дискуссию в Тюмени и регионе в целом. Какие главные задачи, на ваш взгляд, должна решить так называемая «мусорная реформа»?
– Сложность реализации заключается в многоступенчатости процесса реализации данной реформы. Она включает в себя множество этапов, начиная с организации сбора и транспортирования, сортировки, переработки, утилизации и так далее. При этом никто не будет отрицать, что вопрос изменения технологий обращения с отходами назрел, и реформа необходима. Важно остановить растущий вал мусора, который мы производим.
Второй важный момент касается формирования тарифов. И здесь большое значение имеет, как органы власти донесут до населения всю информацию о том, из чего складывается плата за услугу. Потребители должны понимать, что изменится с новой схемой, что они будут оплачивать. Точно так же, как мы платим за другие жилищно-коммунальные услуги. Но поскольку, как я уже говорил, процесс этот многоступенчатый, то и для разъяснений и снятия всех вопросов, которые возникают у населения, потребуется определенное время.
Удастся ли при новой схеме обращения с отходами решить проблему несанкционированных свалок, борьбе с которыми ОНФ уделяет большое внимание?
- Очень важно, что в новой схеме изменился принцип оплаты услуги по обращению с мусором. Если раньше она оплачивалась по факту загрузки из контейнера, в результате мусор могли вывалить где угодно, то теперь возчик получит деньги только после того, как привезет отходы на сортировочный завод или соответствующий полигон. Показательно, что за первые месяцы действия новой схемы объемы вывозимого мусора по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 30 %. Это означает, что его перестали вывозить в ближайшую лесополосу.
Прежняя схема была главной причиной появления новых несанкционированных свалок. Мы ведем мониторинг, составляем карту этих свалок. Сейчас есть надежда, что их число перестанет расти. Но теперь надо ликвидировать те, что уже созданы. На это уже выделены бюджетные средства. Но быстро это не произойдет, потому что свалок очень много. Наш штаб продолжит контролировать работу по их ликвидации. Это тоже одна из составляющих мусорной реформы.
Как вы оцените результаты работы по созданию в Тюменской области инфраструктуры для сортировки ТКО? И чем, на ваш взгляд, Тюменская область в этом плане выгодно отличается от других регионов?
Не хотел бы сравнивать, чтобы никого не обидеть, потому что условия и предпосылки для развития инфраструктуры и логистики в различных субъектах свои. Что касается нашего региона, то хотел бы подчеркнуть очень важный момент. Главное, что в Тюмени оперативно определились с региональным оператором, который взял на себя все основные функции по обращению с отходами. Есть компания, которая с привлечением собственных финансовых ресурсов и технологических инструментов приступила к реализации новой схемы на условиях концессионного соглашения. Причем для создания всей системы отведено девять лет. Кажется, что это немало. Но, например, в такой прогрессивной стране, как Япония, на реализацию мусорной реформы ушло порядка 20-25 лет.
Тем не менее, уже на сегодняшний день надо признать, что процесс реализации новой схемы обращения с ТКО в регионе набрал высокий темп. Есть четкое понимание, кто оператор, какие функции он выполняет, и какие результаты мы в итоге должны получить. Это, безусловно, положительный момент.
Также большое значение имеет, что региональные органы власти активно вовлечены в эту работу, и губернатор, и его заместители, и профильные департаменты постоянно находятся во взаимодействии с регоператором, а также оперативно реагируют на общественное мнение по этому процессу. Они дают понять, что мнение граждан играет большую роль. Поэтому сейчас параллельно продолжается общественное обсуждение формирования тарифов. И не удивлюсь, если власти примут решение внести новые коррективы в этом вопросе. В частности, это может касаться предоставления льгот отдельным категориям граждан. Помимо прочего, необходимо наладить качественный контакт в цепочке «собственник – управляющая компания или ТСЖ – исполнительные органы власти». Если в этом диалоге будет обеспечена конструктивная коммуникация, многие вопросы, которые сейчас возникают в связи с реализацией мусорной реформы, со временем будут сняты.
Как в целом реформа повлияла на оказание услуги по вывозу отходов?
- Как я уже говорил, одним из главных итогов стало обеспечение вывоза мусора на специализированные площадки. Это большая победа. Со временем мы получим эффект в виде существенного снижения вредного воздействия на окружающую среду в связи с сокращением числе незаконных свалок и уменьшения количества полигонов, поскольку значительная часть мусора будет отправляться на переработку.
Еще один дискуссионный вопрос, который поднимается в общественном пространстве, касается раздельного сбора. Но не стоит лукавить, говоря о том, что на Западе все это уже давно реализовано. Во-первых, это увеличивает себестоимость услуги. Во-вторых, и в западных странах откровенно признают, что при всех усилиях добиться стопроцентного разделения отходов на фракции не удается.
Идеальных технологий избавления от мусора, состав которого очень неоднороден, во всем мире просто не существует. Есть разные технологии, у каждой свои нюансы. Но самое главное, что мы уходим от принципа захоронения всей массы отходов. С учетом высокого уровня грунтовых вод в нашем регионе не трудно догадаться, как это влияет на верхние слои почвы и состояние водных объектов. И какие необратимые процессы будут происходить в окружающей среде, если мы не откажемся от этого подхода.
Поэтому на данном этапе для нас важно уже то, что для обращения с мусором формируются специализированные структуры. Иными словами, этот процесс должны взять на себя профессионалы. Пока рано подводить итоги их работы в нашем регионе, для этого должно пройти значительно больше времени.
Фото: ФедералПресс/Есен Абилькенов, onf.ru