Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Южноуральские элиты сумели «обглодать кости» экс-губернаторов и в случае противоречий с новым спокойно возьмутся и за него»

Редакция «ФедералПресс» / Мицих Елена
Челябинская область
9 АПРЕЛЯ, 2019

Колядин Андрей Михайлович

политика
Свердловская область

Временно исполняющий обязанности главы Челябинской области Алексей Текслер спустя две недели после назначения заявил, что будет участвовать в губернаторской кампании в качестве самовыдвиженца. Ранее ряд сильных политических игроков, таких как Валерий Гартунг и Ирина Гехт, заявили, напротив, о том, что не имеют претензий на этот пост. Политолог Андрей Колядин в интервью «ФедералПресс» поделился своим видением предстоящих выборов, а также оценил политические перспективы Текслера и пропавшего из публичного поля экс-главы Южного Урала Бориса Дубровского.

«Текслер указывает мэру на место в иерархии области»

Андрей Михайлович, Алексей Текслер активно начал знакомство с регионом, объезд наиболее проблемных территорий и встречи с элитами. Как Вы считаете, это пока желание создать определенное впечатление или уже демонстрация своего стиля управления?

– Стиль управления руководителя сформируется через некоторое время. Сейчас это скорее показатель его характера и принципов взаимоотношений с людьми во время работы. В любом случае, чтобы делать более конкретные выводы, нужно время.

Врио губернатора начинает с самых простых и насущных проблем: уборки города, благоустройства, – это надо понимать, что Текслер находится в предвыборном периоде, хотя по закону он начнется за три месяца до дня голосования. Но уже сейчас люди к нему присматриваются, оценивают его возможности и думают, голосовать за него или нет на будущих выборах. Поэтому Текслер совершенно справедливо опирается на те проблемы, которые касаются всех жителей области. В то же время это дает определенный сигнал главам муниципалитетов, что они должны делать и на что обращать внимание.

На пресс-конференции Текслер заявил, что у него уже был серьезный разговор с мэром Елистратовым. Как врио губернатора будет выстраивать отношения с людьми Дубровского и конкретно с главой Челябинска?

– Все зависит от того, как будут договариваться эти персоны. У губернатора на начальном этапе есть возможность внести свои коррективы в управление муниципалитетами и переназначить своих людей. Насколько это будет рационально, нужно рассматривать губернатору самому. Иногда проще опереться на людей, которые хорошо знают городское хозяйство. Если они не ленивы и не вороваты, если разбираются в поставленных перед ними задачах, то иногда проще выстроить конструктивные отношения с такими людьми. Сможет это Текслер или нет, мы поймем со временем.

Как тогда стоит расценивать публичную критику городских властей, которую Текслер позволяет себе с первых дней присутствия в регионе?

– Это ничего не значит. Проявление публичного недовольства, на которое стоит обращать внимание, – это распоряжение об отставке чиновника, если он напрямую подчиняется губернатору, либо возбуждение уголовных дел, административное давление, публичное предложение уволиться. Если сейчас Текслер достаточно жестко оценивает Елистратова и говорит об этом мэру, то это не значит, что между ними существует конфликт. Просто мэру указывается его место в областной иерархии и говорится о том, что распоряжение губернатора нужно выполнять.

В ходе своей первой поездки по Челябинску глава региона сделал замечания не только чиновникам, но и потребовал от подрядчиков, которые занимаются проектами благоустройства города, ускорить работы. О чем может свидетельствовать такой тон?

— Что касается бизнесменов, то губернатор прав в случае, если между городом или областью и бизнесменами заключено соответствующее соглашение, и предприниматели работают в рамках этих договоренностей. Если же они работают в рамках частно-государственного партнерства, то руководить бизнесом на территории региона губернатор не может – это противозаконно. Он не может давать рекомендации, каким образом и в какие сроки могут реализовывать свои бизнес-проекты частные предприятия и прочие коммерческие организации.

«Если Текслер оставит внутриполитический блок, у него будут большие проблемы»

Может ли заявление Текслера о намерении по максимуму сохранить прежнюю команду областного правительства ослабить его позиции и нивелировать эффект новизны?

– У всех губернаторов разные стили формирования команды. Есть те, кто вообще не меняют состав правительства или администрации. Рязанский губернатор два года назад не стал менять руководство области, а севастопольский губернатор поменял всех и стал работать со своей командой. Мало того, все 13 замов были из других регионов. Что касается Текслера, то я на его месте делал бы ставку на прежний, в первую очередь экономический, блок, так как Дубровский неплохо справлялся с этой задачей. Что касается внутриполитического блока, то если Алексей Леонидович его оставит, то у него будут большие проблемы, потому что этот блок и привел Бориса Александровича к тому результату, который лишил его возможности переизбраться на очередной срок.

Как будут выстраиваться его отношения с элитами, учитывая наличие конфликта с дотациями муниципалитетам, критику расходования бюджета на саммиты ШОС, требование к застройщикам подключиться к решению проблем обманутых дольщиков? О чем это может говорить?

— Думаю, что элиты Челябинской области очень непростые для губернаторов. И у Юревича были серьезные проблемы с крупным бизнесом, и у Дубровского. Думаю, что сейчас они прижали уши и с интересом наблюдают за действиями нового руководителя региона.

Элиты, которые сумели «обглодать кости» бывших губернаторов, считают себя бенефициантами политических изменений. В случае противоречий с новым губернатором они спокойно возьмутся и за него. Они знают, как это делать, у них есть коммуникативные каналы, опытные светлые головы и наработанные методы. Чтобы этого не допустить, нужно медленно и очень осторожно выстраивать отношения, находить общие темы и интересы, создавая новую реальность, которая будет решать общеэкономические задачи развития региона, повышения прибыли. Это очень непростой путь. Рубить шашкой – это опасно. Учитывая, что силовой блок в Челябинске всегда был отдельной кастой, заставить их сажать политических оппонентов будет крайне сложно, но без жесткого участия силовиков достичь быстрой победы будет невозможно.

Словом, нужно менять внутриполитический блок и ставить на это направление очень сильного политического вице-губернатора, который будет решать эти вопросы. Текслеру же нужно уходить от этих конфликтов. Будучи арбитром, он получит шанс уйти от рисков, которые сопровождают уже третье поколение губернаторов.

«Если избирательная кампания будет аппаратной, возможны сюрпризы»

Почему Текслер идет на выборы самовыдвиженцем? Учитывая, что пока даже не принят соответствующий закон на региональном уровне. В чем плюсы и минусы такого выдвижения?

– Ничто не мешает партии «Единая Россия» поддерживать кандидата, который выдвинулся не от нее. Административный ресурс, который сопровождает деятельность губернаторов, позволяет собрать подписи, не примыкая к какой-либо партии.

Более того, такое решение отдаляет Текслера от межэлитных конфликтов, которые в Челябинске присутствовали, такие как снижение рейтингов «Единой России». Это позволяет ему избежать рисков: вытаскивая своим политическим весом рейтинги «Единой России», потерять свое электоральное влияние на челябинских избирателей. Это правильное решение в сложившейся ситуации. Текслер не знаком челябинскому истеблишменту и избирателям, поэтому ассоциации с партиями, которые теряют свое влияние на общество, думаю, в данной кампании излишни.

Можно ли уже сейчас оценить его шансы на победу в этой избирательной кампании?

– Все зависит от его кампании – она должна быть электоральная. Если он оставит прежний внутриполитический блок и если кампания будет не электоральная, а аппаратная, могут быть сюрпризы даже для Алексея Текслера, к которому я отношусь с большим уважением и у которого, считаю, есть хорошие шансы на победу. Думаю, он не будет повторять ошибки первого тура кампании в Приморье и серьезно отнесется и к структуре кампании, и к выстраиванию отношений с элитами и электоратом.

Как полагаете, насколько сильной будет конкуренция со стороны кандидатов от других политических партий?

– Я думаю, что, исходя из сегодняшней системы формирования кандидатского пула, на выборах не будет у Текслера сильного конкурента. Сильные конкуренты смогли бы создать серьезные проблемы для любого кандидата, приехавшего из другого региона.

Ранее Валерий Гартунг, Ирина Гехт говорили о том, что не претендуют на данный пост. Могут ли они в новых условиях изменить свои решения?

– Принять решение участвовать в этих выборах может кто угодно. Но пройти муниципальный фильтр смогут только те, кто связан с властью. Конечно, если власть будет заниматься внутренней политикой квалифицированно. В противном случае пройти этот фильтр сможет любой. Я сомневаюсь, что в Челябинской области нет специалистов, способных обеспечить комфортную конкурентную среду для Текслера.

Как Текслер будет выстраивать отношения с бизнес-элитами региона? Будет ли он стремиться заручиться их поддержкой перед выборами?

– У него нет другого варианта. Любая кампания предполагает либо аппаратное проведение, противозаконное, либо электоральное. Убежден, что Текслер не будет идти незаконным путем, тем более что внутриполитический блок Кремля категорически не поддерживает такие идеи.

Любая электоральная кампания требует финансового ресурса, потому что это работа агитационных сетей, производство агитационных материалов, билборды и многое другое, дорогостоящая работа политтехнологов. Это требует формирования избирательного фонда, который создается на основании бизнес-структур на территории региона. Поэтому выстраивать отношения с бизнесом Текслеру придется – встречаться, вести переговоры. Конечно, он может опираться на федеральные структуры, но тогда он может наступить на те же грабли, что Юревич и Дубровский. Последний не стал опираться на местный бизнес, в итоге бизнес не был в нем заинтересован. Соответственно начались те битвы, которые привели к отставке Бориса Александровича.

Правильнее было бы с местным бизнесом общаться на взаимовыгодных условиях. Выгода бизнеса – в реализации интересных проектов на территории региона, выгода Текслера – не в купюрах, которые ему будут пытаться положить в карманы, а в участии бизнеса как в выборной кампании, так и в проектах, которые позволят изменить жизнь области в лучшую сторону.

«У Дубровского не было необходимости воровать»

Как может сложиться судьба Бориса Дубровского после отставки с поста губернатора и в условиях угрозы уголовного преследования?

– У меня нет ощущения, что у него будут проблемы, потому что он покинул пост губернатора спокойно, без всяких споров и претензий, повел себя адекватно, когда ему были сделаны соответствующие предложения.

Не думаю, что к нему будут серьезные претензии со стороны правоохранительных органов, только если у силовиков есть стопроцентные доказательства его преступной деятельности. Немного зная Дубровского, понимаю, что это вполне состоятельный человек, у которого не было необходимости воровать. Скорее всего, мухлежом с бюджетом он не занимался. Теперь же он либо будет заниматься бизнесом, либо ему предложат какое-то политическое решение; может быть, это будет Совет Федерации. Он достаточно молод, чтобы продолжить работу и послужить стране и своей семье.

Тогда почему сейчас его нет в публичной повестке?

– Если бы он был в позиции передающего власть и необходима была бы преемственность, тогда он бы присутствовал. Но его убрали за то, что он не смог стать актором политическим, влияющим на элиты и электорат на территории Челябинской области. Свора и драка была такая, что у федерального центра была уверенность, что Дубровский не выиграет эти выборы.

Так зачем оставлять в публичной повестке человека, который был в центре политического скандала? Это испортит Текслеру работу по управлению регионом. На виду в таких случаях оставляют только влиятельных, мощных игроков. Те, которые не сумели справиться со своими задачами, уходят.

Фото: сайт губернатора Челябинской области