Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын
Новосибирская область
30 АВГУСТА, 2019
Новосибирское министерство образования зафиксировало рост интереса к колледжам и техникумам. Это объясняется не только большим количеством бюджетных мест, но и тем, что техникум можно считать вполне приемлемой альтернативой ЕГЭ: зачем сдавать госэкзамен, когда можно обойти его через колледж? Более того, существует точка зрения, что будущее – за средним профессиональным образованием. Собственные наблюдения о роли колледжей в системе образования высказал в интервью «ФедералПресс» директор Новосибирского городского открытого колледжа Сергей Чернышов:
Сергей Андреевич, если обратиться к итогам приемной кампании перед новым учебным годом… Все-таки вы были внутри этого процесса. Интерес к колледжам, к среднему профессиональному образованию растет или падает?
— Растет. Если в прошлом году в целом по стране в колледжи пошли 55 % выпускников девятых классов, то в этом году цифра близка к 65 %. Те колледжи Новосибирска, которые могут довольно легко корректировать планы набора, в этом году увеличили количество набранных студентов на 30–40 %.
И дело не в том, что они провели какую-то выдающуюся маркетинговую кампанию или как-то радикально улучшили качество обучения, – нет, это действительно федеральный тренд. Более того, в этом году уже упомянутые колледжи при НГУЭУ и СибУПК имеют набор больше, чем в эти же вузы на бакалавриат и специалитет.
Мотивация абитуриентов колледжей делится на несколько составляющих. Во-первых, выпускникам колледжа для поступления в вуз не нужно сдавать ЕГЭ – они поступают по внутренним экзаменам. Это очень разумная стратегия – обойти ЕГЭ, сэкономив нервы, деньги и силы. Во-вторых, ребята все больше не особенно понимают смысл обучения в 10–11 классах. В-третьих, у нас в стране падает уровень жизни и доходы населения, а среднее профессиональное образование попросту стоит дешевле, чем высшее. Например, чтобы получить специальность фармацевта в вузе, придется потратить порядка полумиллиона рублей. Но можно пойти в колледж, где и бюджетных мест больше, и стоимость обучения в три раза дешевле.
Вы упомянули, что некоторые колледжи перебивают вузы по набору абитуриентов. С учетом этой тенденции ваш колледж для вузов – конкурент или партнер?
— С одной стороны, мы, конечно, конкуренты. Вот сейчас, по официальной статистике, после колледжей 60 % выпускников идут учиться дальше в университет. И эта цифра, по моим прогнозам, будет и дальше уменьшаться: выпускники колледжей все больше будут не понимать, зачем им нужно высшее образование. И потом, есть «сервисные» специальности, которые все больше и больше оттягивают набор с бакалавриата. Потому что «бухгалтерский учет», «гостиничное дело», «туризм» и многие другие – это специальности колледжа, кого мы обманываем.
Что вы имеете в виду под «специальностью колледжа»?
— То, что такие специальности надо получать на уровне колледжа – ими можно овладеть максимум за три года. «Гостиничное дело» – какое это высшее образование? Кого мы обманываем и пытаемся насмешить? Специальность «бухгалтер» тоже прекрасно можно получить на уровне колледжа, и так далее. Уровень университета – это фундаментальная подготовка. Экономика, физика, история и прочее – вот это уровень университета.
То есть «специальность колледжа» подразумевает небольшое количество учебных дисциплин?
— Вовсе необязательно, это просто ремесленная профессия, как тот же программист. В этом смысле мы как раз конкуренты с университетами. Почему так? Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) сейчас на уровне среднего профессионального и высшего образования написаны примерно одинаково, местами буквально под копирку. По-хорошему, на уровне колледжа можно выстроить такую же подготовку, как в вузе. Работодателям, по большому счету, все равно, откуда пришел выпускник.
С другой стороны, колледж и университет – партнеры, потому что мы можем интегрировать программы, обеспечивая сквозную подготовку: от «ремесленного» до фундаментального уровня. Например, о такой интеграции мы сейчас договорились с Новосибирским государственным техническим университетом, будем совместно готовить ИТ-специалистов сначала на уровне колледжа, а затем «передавать» их в университет для фундаментальной подготовки. Кроме того, в России много сфер деятельности, где нормативно закреплена необходимость высшего образования для работы и карьеры – юриспруденция, госслужба, преподавательская деятельность и так далее. И если получил образование в сфере права на уровне колледжа, то просидишь всю жизнь помощником судьи или нотариуса. Для карьеры в юриспруденции потребуется высшее образование.
На ваш взгляд, какие профессии и направления в среднем профессиональном образовании наиболее востребованы?
— Здесь есть несколько аспектов. С одной стороны, министерство образования области опубликовало информацию по специальностям, на которые в государственных колледжах самый большой конкурс. Там лидируют совершенно разные профессии. Привычные «IT-технологии» и неожиданное «кондитерское дело». Хотя мы все понимаем, что во многом такая иерархия связана в том числе с текущим распределением бюджетных мест.
Что вы сами увидели этим летом в приемной кампании? Что было популярно, куда идут и зачем?
— У меня три варианта ответа, и все они правильные. Первый: есть топ-50 перспективных специальностей, утвержденный на федеральном уровне. Там и управление беспилотными летательными аппаратами, нейроинтерфейсы и так далее. В Новосибирске уже готовят таких специалистов, например, в Авиационном техническом колледже имени Галущака есть специальность по БПЛА. Туда активно поступают высокомотивированные абитуриенты.
Второй вариант – приземленный. Перспективные специальности – это хорошо, но пока больше всех среди колледжей Новосибирска набирает колледж НГУЭУ и колледж СибУПК на такие специальности, как «бухгалтерский учет», «гостиничное дело», «логистика» и другие. Хотя вопрос о перспективности ряда таких специальностей вызывает большие сомнения.
И есть третий вариант ответа – он, скорее всего, верный в долгосрочной перспективе. Смотрите, мы точно знаем, что специальности видоизменяются и отмирают, и мы не знаем, какие из них будут перспективными через 5–10 лет. Технологии развиваются по экспоненте, и нам приходится думать о максимально широкой подготовке специалистов. И тогда на первый план выходят все эти софт-скиллс, коммуникации, лидерство, работа в команде, логическое, критическое, предпринимательское мышление. Все это будет важнее в промежутке 10–15 лет, чем самые перспективные профессии сегодня.
Приведу простой пример. Всегда казалось, что в Новосибирске во все времена будет востребована профессия инженера-авиационщика, поскольку у завода Чкалова всегда будет заказ от Минобороны РФ. А в этом году вдруг оказалось, что госзаказ у завода заканчивается и перспектива туманная. Вот в таком мире нам и предстоит как-то выстраивать свои профессиональные карьеры.
Хорошо, если вы все это понимаете, то почему в вашем колледже есть специальности типа «дизайнера», вполне конкретные и без широкого профиля?
— С одной стороны, таковы требования стандартов. С другой стороны, те же самые стандарты никак не ограничивают нас в том, чтобы организовывать широкую подготовку студентов. Поэтому, например, в нашем колледже на первом курсе до 80 % нагрузки будет посвящено формированию надпредметных компетенций, формированию картины мира, таким модулям, как коммуникативные стратегии культуры, проектное мышление и так далее. А после второго курса мы дадим ребятам возможность свободно поменять специальность – если они захотят. Все передовые тенденции подготовки при желании вполне вписываются в существующие государственные стандарты.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин.