Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Нужно максимально сохранить реальный сектор экономики». Гендиректор АК «Корвет» о ситуации в регионе

Редакция «ФедералПресс» / Павел Овсянников
Курганская область
9 АПРЕЛЯ, 2020

Чернов Анатолий Васильевич

промышленность
Курганская область

Режим самоизоляции, введенный в апреле 2020 года в регионах России, серьезно изменил отношения власти, бизнеса и общества. На фоне ограничений, обоснованных пандемией коронавируса, падением цен на нефть и курса рубля, стремительно растут требования к качеству управления по всей властной вертикали. Сегодня владелец и генеральный директор одного из крупнейших предприятий Курганской области АК «Корвет» Анатолий Чернов в эксклюзивном интервью РИА «ФедералПресс» поделился своими оценками ситуации в стране и регионе, рассказал, что важно для промышленников в первую очередь, какие действия властей вызывают одобрение, а какие – недоумение и возражения и что необходимо, чтобы сохранить на заводах Зауралья трудовые коллективы.

Анатолий Васильевич, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию и меры властей по поддержке экономики в целом в стране и в нашей области в частности?

— Начну с того, что в лихие 90-е годы мы занимались конверсией, она была стопроцентной. Было очень тяжело, мы хватались за любую работу, даже непрофильную. Были, к примеру, поставки в США механизмов для подъема гаражных ворот. Важно было загрузить людей. Одной из таких работ была локальная очистка воды для жителей на реке Тече от последствий радиоактивного заражения при аварии на комбинате «Маяк». На создание аппарата для такой очистки выделили федеральное финансирование, я получил такой заказ, и мы решили в итоге делать аппарат для комплексной очистки – не только от радиоактивных элементов, но и от солей тяжелых металлов, бактерий, так как поняли: неважно, что окажет негативное влияние на здоровье человека, – важно, чтобы он был здоров. Задача была непростой, но очень понятной.

Говорю об этом потому, что сегодня, судя и по выступлениям президента, и по действиям правительства, в ситуации с коронавирусом многое непонятно. Даже специалисты-вирусологи высказывают разные версии распространения болезни, разные, не одни методы лечения и так далее. Слишком много неопределенностей. И я понимаю, что правительству страны выбрать абсолютно адекватные меры реакции очень тяжело, даже – невозможно.

То, что власти действуют на опережение (хотя некоторые считают, что принимают слишком жесткие ограничительные меры), – это правильно, думаю, что другого выхода нет. Что получилось, мы оценим позже. И используем этот опыт на будущее.

Что, на ваш взгляд, власти делают правильно?

— Хорошо, что Мишустин не сказал по примеру Медведева: «Денег нет, но вы держитесь». Мгновенно ввести преференции для крупного или малого бизнеса невозможно, да и не нужно, но настрой правительства понятен. И объявленные решения – это разумные решения.

В первом своем обращении президент Владимир Путин объявил о налоге на богатых – на вклады, на дивиденды и так далее. Это совершенно правильное решение. Это давно нужно было сделать, ничего не случится, если у кого-то на одну яхту будет меньше. Можно принять решение и о прогрессивной шкале налогообложения, освободив людей с небольшой заработной платой от НДФЛ.

А что неправильно?

— Но эту меру вводят лишь с 1 января 2021 года, значит, бюджет что-то получит лишь в 2022 году. Надо было вводить эту меру немедленно, со второго полугодия, и уже поквартально пошли бы отчисления. Ведь речь идет о капиталах, которые не работают на общество. Они работают на несколько персон.

То, что не ввели повышенный налог раньше, это ошибка. И то, что сейчас его вводят в замедленном варианте, – тоже.

Главы регионов получили дополнительные полномочия...

— Абсолютно правильное решение. Главное, чтобы на местах были не сорви-головы, а разумные люди, которые бы трезво оценивали ситуацию, ранжировали все проблемы. Важно понимать, от чего могут погибнуть люди – от коронавируса, от голода, от другой болезни или от психического стресса. Необходим баланс (*запрещены в РФ) и комплексный подход.

Как оценивать принимаемые меры для экономики?

— Сейчас идет детализация этих мер. Есть бизнесы, которые восстановятся очень быстро, те же рестораны. Но при условии, чтобы промышленные предприятия работали, чтобы у людей были деньги на ресторан. Иначе некого будет обслуживать. Нужно максимально сохранить реальный сектор экономики. И для выхода из кризисной ситуации надо использовать некоторые меры даже, так сказать, в воспитательных целях.

Например, какую-то часть налогов, пусть небольшую, уплаченных в прошлом году, вернуть тем, кто их платил. А не раздавать деньги тем, кто громко кричит, кто привык хлебать из общей чашки, ничего в нее не положив.

Есть опыт 90-х годов, когда у всех были огромные долги по налогам. И тогда правительство страны приняло разумное решение. Расскажу на примере «Корвета». Долги реструктурировали на три года с условием вовремя платить текущие платежи. А штрафы и пени все списали.

Хотелось, чтобы правительство обратило внимание на такую отрасль, как машиностроение. Принималось много решений по этой отрасли, включая станкостроение. Но реальная помощь, насколько я знаю, оказывалась только «Автовазу». А ведь у машиностроителей непочатый край работ по импортозамещению. А отрасль не обладает финансовыми резервами, в основном живет в кредит. Стоит подумать об отсрочке по уплате налогов и сборов на три-шесть месяцев, у нас хватило бы оборотных средств, чтобы прожить это тяжелое время, не сокращая персонал. На «Корвете» и его дочерних предприятиях сегодня работает 3 тысячи человек. А если проследить всю цепочку предприятий, участвующих в обеспечении материалами и комплектующими нашей продукции, то следует добавить еще 600–800 рабочих мест. А неуплаченные мы бы вернули в бюджет позже.

Если бы сейчас нам дали отсрочку по уплате налогов и сборов на три месяца, то у нас хватило бы оборотных средств, чтобы прожить это тяжелое время. Ведь мы говорим о сохранении рабочих мест, а на «Корвете» сегодня работает 3 тысячи человек. А неуплаченные суммы мы бы вернули в бюджет позже.

А как сейчас работает завод, в каком ритме?

— Работаем как обычно. Заказы у нас есть. Вопрос другой – что с ними будет в связи с ценами на нефть и газ. Пока ни «Газпром», ни нефтяники не говорят о том, что будут менять свои инвестпрограммы. И пока заказов у нас достаточно до конца года, есть заказы и на 2021 год. Мы продолжаем разрабатывать новые продукты.

Буквально на днях получили акт о завершении промышленных испытаний оборудования устья скважин на ледостойкой платформе «Приразломная» в Печорском море, где идет добыча нефти на шельфе Арктики. Завершена многолетняя работа нашего коллектива, и в акте написано: «Замечаний нет».

Это говорит о квалификации нашего персонала, и его, безусловно, необходимо сохранять. Продолжение импортозамещения, новые заказы, над которыми работают высококвалифицированные специалисты с высокой зарплатой, – это именно то, что нужно и экономике, и людям.

Если средств не хватит, нам придется вынужденно сокращать НИОКР, притормозить с развитием мощностей.

Что может помочь и каковы сегодня риски?

— На мой взгляд, правительству не нужно поддаваться панике, ориентируясь на некоторых макроэкономистов, которые предлагают, оперируя термином «инфляционные ожидания», установить ставку по банковским кредитам в 20 %. Здесь нужно вспомнить еще один термин – «инфляция издержек». Повышенная ставка резко повысит издержки. И необходимо пресечь поползновения банков повышать ставку, хотя базовая ставка не повышена. И это в руках правительства. Можно было бы и продемонстрировать поддержку производителей, снизив базовую ставку. Такие сигналы очень важны.

Это даст возможность повысить объемы производства, увеличить налоговые платежи.

В прошлом году средний тариф на электроэнергию для «Корвета» вырос на 10 %. Объясните мне, почему это произошло и какие схемы расчетов лежат в основе?

— Первые два месяца 2020 года показали, что тариф для нашего завода снова вырос на 10 %. И это не только у меня, энергетики ободрали всех, а ФАС и правительство здесь проявили бесхребетность. И сейчас с тарифами надо жестко разобраться.

В феврале Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Юрию Борисову отрегулировать этот вопрос в течение двух недель. Что известно об этом?

— Мне ничего не известно. Но было бы справедливо деньги, полученные по тарифу сверх уровня инфляции, а это 6 %, вернуть предприятиям. Это будет хорошим уроком.

Что можно отметить в работе областного правительства?

— Считаю, что губернатору, прежде чем что-то говорить, писать в «Инстаграме» и еще где-то, надо посчитать до десяти. До сих пор сквозит пренебрежение к курганцам, к людям, которые здесь живут. Управленцы сами себя пытаются возвеличить, что выглядит глупо. Желание показать свое превосходство сейчас неуместно. Разжигать такое противостояние бесперспективно.

Роспотребнадзору и другим ведомствам, кроме выдачи рекомендаций, лучше бы навести порядок на деле, контролируя работу поликлиник, магазинов, к примеру, увеличить число кассиров, чтобы на деле люди могли соблюдать дистанцию. Ведь этого нет.

Есть поговорка: одно колено преклоню перед учителем, второе – перед врачом. Оптимизацию здравоохранения объясняют нехваткой средств, необходимостью использовать их более эффективно. Но такая реформа отрасли уже признана неудачной, врачей не хватает.

А слова об экономии расходятся с делами. Регулярно езжу на работу по шоссе от Лесников через Кетово, автомобили уже выключили даже ближний свет, а на мостах и перекрестках горят фонари. Ребята, сколько вы платите зря за электроэнергию? А если посмотреть внимательно и на другие статьи расходов, можно не на одного врача, на больницу набрать. Может, не там оптимизируем?

Сокращать неэффективных работников надо. Если человек числится, но не приносит пользы, его надо либо перенаправить на другое место либо увольнять. Но вдумчиво, без компанейщины.

Можно добиваться каких-то результатов наскоком, пугая людей. Но это на какое-то время. В перспективе результат будет плачевный. И если власть обращается к людям: «Друзья», – то давайте и работать как друзья. Давайте слышать друг друга. Созидать, а не осваивать бюджет. Уважать налогоплательщиков.

Власти области сейчас по многим вопросам ссылаются на федеральный центр. Но у всенародно избранного губернатора есть возможность обратиться к президенту, отстаивая интересы населения области, а не постоянно попрекая его во всех смертных грехах. В силу очень плотной работы с Тюменской областью могу твердо заявить, что люди там, включая руководителей и специалистов, не хуже и не лучше, чем в Курганской области. И нерешенных проблем там более чем достаточно. Условия для бизнеса там, конечно, лучше.

Каковы настроения ваших коллег по отрасли, директоров предприятий?

— Общаюсь со многими, они настроены так же – локомотивом по выходу из сложившейся ситуации может стать только производственный реальный сектор.

Губернатор советовался с промышленниками по поднятым вами вопросам?

— Наверное, советовался, но не с широким кругом. Я в этом не участвовал. Впрочем, сейчас нет нужды организовывать большие сборища. Можно организовать видеоконференцию. Это надо внедрять. Это экономия времени и денег. На «Корвете» такие видеоконференции сейчас провожу каждый вторник с заводами в Курганской и Челябинской областях. На них присутствуют не только директора, но и начальники цехов, технологи, и все решаем быстро.

А как работаете в эти дни с федеральными министерствами?

— То, что от них необходимо, я перечислил выше. Могу лишь доложить, что по материковым проектам мы вытеснили западные компании с нашего рынка, сейчас начинаем работу по шельфу в рамках импортозамещения. А еще начали работу по замещению комплектующих, которые сейчас пока завозят из-за границы. С помощью МВТУ имени Баумана начали разработку нескольких перспективных проектов.

Никого не сократили в эти дни?

— Нет, наоборот. Мы монтируем два новых обрабатывающих центра и уже приняли на каждый по 4 специалиста с отличной зарплатой. И никого сокращать не собираемся.

Вы говорили о трех месяцах, которые необходимо продержаться в режиме объявленного карантина. Почему?

— Меры, о которых я говорил, сработают в течение этих месяцев. Серьезных прогнозов пока нет. Нужно будет следить, как будет восстанавливаться экономика Европы, Китая, США и так далее.

А затем делать переоценку, корректировать принятые меры, вводить новые или отменять ранее принятые.

Фото: korvet-jsc.ru