Редакция «ФедералПресс» / Елена Мицих
Челябинская область
29 МАЯ, 2020
В Челябинской области информационная повестка изобилует новостями от прокуратуры и следственного комитета о все новых уголовных делах. Самые резонансные касаются строительства крупных, знаковых объектов. Бюджетные деньги были похищены или неэффективно израсходованы на ремонте оперного театра и конгресс-холла, которые планировались к саммитам ШОС и БРИКС, на реконструкции памятника Ленину в центре Челябинска и так далее. Судебный эксперт, член Общественной палаты Челябинска второго созыва Владимир Добрынин рассказал в интервью «ФедералПресс» подробности этих дел и дал свою оценку причин и последствий происходящего.
Владимир Валентинович, историю с памятником Ленину на площади Революции в центре Челябинска можно считать первой в череде актуальных на сегодня уголовных дел по объектам культурного наследия. На ваш взгляд, это сразу был безнадежный проект?
– В 2011 году активно муссировалась тема гостевых маршрутов. «Челябгражданпроект» сделал проект «Ремонтные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения памятник В. И. Ленину». Ремонт объекта культурного наследия был согласован. Михаил Юревич (бывший губернатор Челябинской области – прим. редакции) тогда сказал, что есть дорожная революция и никаких памятников не надо. Ремонт отложили до лучших времен и времена наступили, подготовка к ШОС, БРИКС.
Проходит время, изменяется законодательство о сохранении памятников культурного наследия – 73 ФЗ принимается. Меняются нормативные акты. В 2015 году должны были сделать новую документацию на этот памятник. Нужно было затратить деньги, чтобы определить его состояние и сделать на него паспорт. Этого сделано не было. У памятника до сих пор еще советский паспорт. И так у нас, кстати, практически на всех выявленных объектах культурного наследия.
Но ремонт все же состоялся в 2018 году. Появились деньги?
– Да. Нужно было с комитетом госохраны сделать задание, но его сделал Центр историко-культурного наследия Челябинска. Так вот в документах говорится, что работы «нужно делать согласно ранее выданной проектно-сметной документации о проведении работ по сохранению объектов культурного наследия». Но был сделан новый проект, который выполнил. Эта документация уже называлась «Капитальный ремонт облицовки постамента центральной трибуны...» памятника Ленину. Документ соответствует современным требованиям.
Но поступили по-другому, по требованию Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» провели электронный аукцион по Федеральному закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», будто это капитальный ремонт. Представляете?! Это будто трубу поменять в доме. Но ведь это же особый объект.
Получается, ремонт памятника проводили по тем же правилам, что, например, для обычного дома?
– Да. Разобрали облицовку. Паспорта объекта нет – нет и описания того, что и как должно быть. Торги по выбору подрядчика проходят по 44 Федеральному закону, выбирается некая компания. По измененным требованиям министерства культуры РФ все подрядные организация должны были с 2015 года иметь новую лицензию. На практике же работали по старой лицензии, которая к тому же заканчивалась на период исполнения работ. Новая еще не была получена. Самое смешное, что ценник на торгах не упал. Просили 20 млн рублей, но потом убрали некоторые виды работ и сделали их за 16 млн рублей.
В итоге уровень брака, на ваш взгляд, действительно составил 90 процентов, как сообщала прокуратура?
– По акту КСП, которая нанимала экспертную организацию. Они смотрели объемы и виды выполненных работ. И выявлены нарушения, из экспертизы видно, что работы проведены с нарушение требования строительных норм и правил.
Какие тут гарантийные обязательства? Сейчас вроде как восстановили, но это, на мой взгляд, снова брак.
На ваш взгляд, каковы перспективы таких уголовных дел?
– Такие дела расследуются очень долго. И долго остаются бесфигурантными. Дела возбуждаются по факту совершения преступлений. Дальше следствие дорабатывает, выясняет, кто и как работал на этапе торгов, заключения договоров, контроля, как принимались и оплачивались работы.
Но силовики заранее знают обо всех нарушениях, все видят. Есть проблема нехватки кадров, элементарно. Дел очень много таких, и работы на каждом объекте очень много. Вы сами видите, сколько проблем с объектами культурного наследия. Работают правоохранительные органы, следственный комитет, прокуратура. Я думаю впереди мы увидим еще много громких дел.
Самое громкое дело сегодня – строительство конгресс-холла на набережной реки Миасс. Бюджет потерял сотни миллионов рублей. В чем причина?
– Для распила бюджета главное – придумать громкую тему. Это ВСМ, ШОС, благоустройства и так далее. Если бы все делалось правильно – область бы имела хорошие объекты. Но у нас было не так. Создается информационное поле: нам надо сделать то-то. Уже подготовлены совещания, подключаются лидеры общественного мнения, депутаты. Далее создаются проектные офисы. Но изначально они игнорируют экспертов. Их не слушают, а то и вовсе начинают мочить через телеграм-каналы и прочее.
Взять конгресс-холл. Изначально мы, еще от Общественной палаты города, проводили встречи с Дубровским (Борис Дубровский, бывший губернатор Челябинской области – прим. редакции), говорили, что данный проект, как и ВСМ, невозможно осуществить. У нас прежде всего нет специалистов такого уровня, чтобы спроектировать и построить такой грандиозный объект.
Нужны колоссальные деньги, чтобы построить конгресс-холл. Реально, по нашим подсчетам, он стоил около трех миллиардов евро. А не то что нам озвучивали. Но у нас начали заранее не исполняемый объект. Его можно было построить только где-нибудь в Арабских Эмиратах.
Власти же искали инвестора. Это могли быть как раз такие эксперты?!
– Им показывали какие-то веселые картинки. Во время поиска инвестора выдавали проекты, экспертизу которых невозможно пройти.
Но ведь в начале строительства было получено положительное заключение госэкспертизы?
– Слушайте, ну у нас и метро прошло экспертизу, хотя его невозможно построить в соответствии с новыми требованиями.
Вы сомневаетесь в госэкспертизе?
– Конечно. У нас элементарно в том месте нельзя было строить такое здание. Гидрологических, геодезических исследований не проведено. Налицо нарушение норм и правил. Это только проектная составляющая.
Мы говорили экс-губернатору Дубровскому, что проект конгресс-холла не пройдет экспертизу, а он ответил: это мы решим. Ну вот и решили.
Ну хорошо, получили подтверждение. Так ведь и строит начали не так, как в проекте, и материалы использовали не те. Где стройконтроль?
Значит, вместо конгресс-холла мы получили вечный памятник долгостроя?
– Конечно. Как метро. Почему? Потому что их невозможно достроить. Есть заключение контрольно-счетной палаты Российской Федерации от 2013 года, которая говорила об этом. Изменились требования норм безопасности, к технологиям, материалам. Сама технология метро – середины прошлого века. Так же и конгресс-холл. Все, мы получили изуродованную набережную, потерянные деньги. Этого холла там не будет.
А что будет с рекой? Новые так называемые полуострова заузили ее, предполагалось, что это позволит ускорить течение и очистить.
– Вранье. Это должны быть гидрологические исследования. Нужно рассчитать выход воды от Шершневского водохранилища до города. Надо делать самоток, менять глубину дна. Река ведь была полноводной. Были три препятствия. Если бы сейчас произвели углубление, с этого, кстати, можно было намывать острова под конгресс-холл. Сейчас это колоссальные деньги.
Сегодня мы видим в сообщениях об уголовных делах на строительстве и ремонте знаковых объектов колоссальные суммы. Как правило, работы либо вообще не выполнялись, либо не того качества. За счет чего экономит заказчик и подрядчик? Часто оба становятся фигурантами.
– Низкое качество проекта, строительных материалов. Они часто не того уровня. 44-й Федеральный закон – это схема для мошенничества. Плюс торги отыгрываются в одно лицо. Ну и экономия на рабочей силе. Все хотят денег, думают.
Часто громкие уголовные дела возникают в повестке после смены руководства города или области. Как происходит сейчас – в основном проблемные стройки начаты при прошлой команде. Эта закономерность продолжится?
– Все работы проводятся заранее. Любое дело ведут до достижения результата. Просто это, опять же, не быстрый вопрос. Я не сотрудник правоохранительных органов, но могу сказать, что это сложный процесс, потому что был оперативником ОБХСС, теперь работаю как судебный эксперт.
Вот сейчас говорят: Тефтелев или Давыдов кого-то сдал. Да нет, работа правоохранительных структур по многим уголовным делам ведется задолго до того, как они становятся достоянием общественности.
В целом, то что происходит сегодня – это классические примеры из учебников Высшей школы МВД СССР о хищениях социалистической собственности. Сегодня выявить экономические преступления, коррупцию просто и в то же время сложно, так как включается механизм зашиты коррупционеров.
Коррупция в современной России сформирована как система, скорее как ОПГ (организованная преступная группировка), которая распределили в свои роли и действия. Существуют на разных эшелонах власти так называемые короли бюджетных контрактов, в верхних эшелонах они неизменны, уровнем по ниже в свете политической конъюктуры они периодически меняются. Но неизменен принцип или их девиз, которыми они руководствуются; деньги есть, да схем маловато. Их проучитель Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения, об этом поговорим ниже на некоторых примерах.
Фото: из личного архива Владимира Добрынина; ФедералПресс / Елена Мицих