Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Снижение штрафов – недостаточная мера для профилактики правонарушений». Эксперт – о новом КоАП

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
13 АВГУСТА, 2020

Шаркович Юрий Александрович

Безопасность
Москва

С 1 января будущего года россиян ждут два важных новшества. О них как-то забыли на фоне обсуждения поправок в Конституцию, и совершенно зря. Речь идет о принятии нового Кодекса об административных правонарушениях, с новыми штрафами и правилами для граждан, а также отдельного Процессуального кодекса. Подробнее об этих документах в интервью «ФедералПресс» рассказал лидер общественного движения «Гражданин» Юрий Шаркович.

Новшества КоАП

Юрий Александрович, с 1 января 2021 года начнет действовать новый Кодекс об административных правонарушениях. В чем его особенность?

— Документ довольно интересный и крайне важный. Именно КоАП регламентирует административные санкции – штрафы, аресты, запрет деятельности юридических лиц и другие вопросы, которые прямо влияют на правопорядок и даже на благосостояние граждан. Проект этого документа дважды отправлялся на публичные обсуждения. Первая редакция была возвращена на доработку, и с мая было запущено обсуждение второй редакции с учетом замечаний, которые должны были внести участники рабочих групп и публичных слушаний.

Есть довольно фундаментальное изменение, которое нас ожидает. Это разделение на КоАП РФ и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях. Крайне важное изменение не только для граждан, но и для системы надзорных органов, судебной исполнительной системы, а также для юристов и адвокатов. Фактически регламентируются процессы административного делопроизводства, а значит появляются четкие правила.

Вы затронули тему Процессуального кодекса. Нужен ли он и в чем его особенность?

— В Конституции Российской Федерации отмечены два самостоятельных вида законодательства – административное и административно-процессуальное. Думаю, что именно этот факт послужил стартом для формирования соответствующего законного акта. Хочу отметить, что ПК носит четкость и определенную структуру работы с административными правонарушениями. Если до этого КоАП был неким нагромождением, то теперь есть разделение.

Отдельный документ позволит более четко и узаконенно проводить процессуальные действия. Будут яснее прописаны роли правоохранительных органов, административной системы, работы адвокатов. Правозащитники получают четкие правила, которые позволят им более качественно проводить защиту своих подопечных.

Процессуальный кодекс довольно обширен и скрупулезен, хотя у адвокатского сообщества документ вызывает смешанные чувства. У них остается вопрос, насколько будет соответствовать правоприменительная практика работе судов и полиции.

Зачем надо было менять КоАП?

— Любые изменения законов основаны на актуальных правовых реалиях. Норм действующей редакции стало недостаточно для пресечения ряда нарушений, которые просто не имеют под собой определенных оснований. В новом кодексе появилось большое число дополнений, соответствующих практике: вот, например, наконец появилась статья о нарушении тишины и покоя граждан, закреплено понятие презумпции невиновности и фактически появились инструменты обжалования административных решений.

Значит, настолько масштабные изменения?

— Да, масштабность реалий не позволяет отдельными блоками вносить поправки. Это бы заняло много времени.

Без дискуссий

Новая редакция КоАП проходила общественные обсуждения? Ничего, по-моему, не было слышно.

— Оповещение граждан об изменениях в КоАП было организовано не в должном объеме. Вот, например, публикация на сайте, у которого трафик только от СМИ и профильных экспертов, является побуждением к публичным слушаниям. Что мы увидели в сводном отчете результатов первых обсуждений? Лица, которым были разосланы приглашения участвовать в публичных слушаниях, – это крупные госкорпорации, такие как «Норникель», «Мечел», «Роснефть», «Газпром» и так далее. С одной стороны, понятно почему: в силу огромного штата работников, жителей моногородов и членов их семей они являются некими агрегаторами общественного мнения.

С другой стороны, мы считаем, что обсуждать с вахтовыми работниками, которые, скажем, трудятся в условиях Крайнего Севера, выгул опасных пород собак или ответственность партии за нарушения при сдаче отчетности и принимать решение только на основе их мнения, крайне странно.

А хотя бы субъекты Федерации привлекались к обсуждению?

— Вызывает интерес также количество субъектов, в которые были разосланы приглашения об участии в публичных обсуждениях органов государственной власти и местного самоуправления. Это не 85 субъектов, а всего лишь около десяти. При этом руководство Министерства юстиции сообщало, что обсуждения длились четыре месяца. По нашему мнению, если и вводится Кодекс об административной ответственности, надо закреплять мнения жителей по меньшей мере 85 субъектов. Не говоря о том, что есть ресурс Общественной палаты России и общественных палат в регионах. У Министерства юстиции есть реестр крупных общественных организаций, всероссийских движений, которые могли бы дать свои экспертные заключения. А в итоге мы видим, что первые обсуждения фактически велись ограниченным числом органов государственной власти и крупным бизнесом, в большинстве которого госкорпорации.

Отсюда появилось снижение административной ответственности для бизнеса. В большом количестве статей наблюдается снижение срока приостановки деятельности юрлица с 90 до 30 суток. Это дает возможность бизнесу развиваться и снижает нагрузку, дает положительный экономический эффект в стране, но создает сложности на практике. Например, все мы знаем, что существует проблема так называемых наркоаптек. Это лицензированные торговые точки, которые продают рецептурную фармацевтику на деле без рецепта. Так называемая легальная наркомания. Раньше приостановка деятельности таких заведений на 90 дней была чуть ли не единственным способом пресекать их деятельность. Кто-то еще сомневается в возможностях лобби бизнеса?

Еще интересный пример – мы все видели ролик, где два лица нетрадиционной сексуальной ориентации усыновляли ребенка. Обширное и крайне острое общественное обсуждение получило это видео. Так вот, в проекте нового КоАП есть изменения в статье о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Для юрлиц предусмотрено снижение срока остановки деятельности с 90 до 30 суток. То есть, скажем, для СМИ или рекламного агентства, которое сделало широкую огласку такой пропаганде среди подрастающего поколения, санкция снижена. И как следствие мы наблюдаем снижение профилактических мер.

Получается, широкого обсуждения не было, и с 1 января 2021 года всех россиян ждет сюрприз в виде новых запретов и санкций…

— Широкого обсуждения не было. Простой поисковой запрос в «Яндексе» говорит, что цитируемость нового КоАП РФ в четыре раза ниже, чем поправок в Конституцию РФ. Хотя люди, которые были против поправок, боялись увеличения административных мер взыскания, которые предусматриваются именно этим кодексом. Где же все эти публикации, ролики, обсуждения СМИ и блогерами, политиками и правозащитниками, которые рассказали бы гражданам, что за кодекс принимается?

Камерно собрались, обсудили, опубликовали отчет и сделали короткие публикации. И это во время бушующих информационных поводов о поправках в Конституцию РФ. Не мудрено, что заметить появление таких важных законодательных актов стало для граждан кране сложной задачей.

Четыре месяца обсуждения – никакого обзора изменений! А ведь обычный гражданин сталкивается с 644 страницами текста проекта КоАП РФ, опубликованного на федеральном портале проектов правовых актов. Возникает два вопроса: а вы часто на него заходите и станете ли вы искать разницу в действующей редакции этих 644 страниц? Мы прекрасно понимаем, что рабочий человек, например тот же вахтовик, не станет читать столько текста и искать, а что же для меня поменялось?

Далее, после камерного обсуждения – возврат на повторное публичное обсуждение. Опять без обзора изменений. Документ выставляют на обсуждение в срок с 29 мая по 4 июня. И на федеральном портале указывается срок в 20 рабочих дней. Мы проверили производственный календарь, а это вообще-то 18 рабочих дней. Насколько качественно и публично проводились эти слушания или они делались на скорую руку, под покровом обсуждения поправок в Конституцию РФ и лобби крупного бизнеса?

Мы незамедлительно включились в работу. Связались с нашими партнерами – крупными всероссийскими профильными общественными организациями и объединениями. Мы поинтересовались у них, известно ли им о проведении публичных слушаний. Получили ответ «нет». А это сотни тысяч граждан и тысячи экспертов, мнения которых не были учтены.

Уделяется ли внимание мерам профилактики правонарушений?

— Я вообще считаю, что профилактика – это неотъемлемая часть работы не только правоохранительной системы, но и профильных общественных организаций как минимум. Если рассматривать проект КоАП РФ, полагаю, что база, позволяющая проводить профилактические мероприятия, здесь крайне скудная. Простой пример: существует кошмарное увлечение молодежи зацепингом. Так вот штраф за проезд на подножках, крышах вагонов или в других неприспособленных для проезда пассажиров местах оставили в размере 100 рублей. И это несмотря на многочисленные обсуждения общественных объединений, законодательные предложения, мольбы родителей погибших и пострадавших детишек.

Если посмотреть срез административных мер, то экономическая составляющая их не превышает десять процентов предполагаемой экономической выгоды от совершения деяний. О какой профилактике может быть речь, если при совершении правонарушения штраф составит десятую, а то и тысячную долю заработка от такого проступка? Да, появилась презумпция невиновности. Это важно. Но почему так скудно рассматривается формат повторной ответственности? Мы должны понимать: если лицо систематически совершает одно и то же административное правонарушение, это умысел лица и должны быть предусмотрены дополнительные санкции.

Что касается изменения штрафных санкций, то неясна логика. Например, введены штрафы за нарушение покоя граждан до 2000 рублей. В то время как штраф за выгул опасных пород собак доходит до 5000 рублей, а незаконная установка шлагбаума – до 7000 рублей. Получается, что тишина и спокойствие граждан менее значимы, чем установка шлагбаумов?

Не нарушишь – не заплатишь

Ждет ли нас тотальное увеличение штрафов?

— Этот вопрос крайне интересен. Первая обсуждаемая редакция предусматривала различные увеличения, а в другой, обновленной редакции после обсуждений возникла тенденция к снижению административной ответственности – как в отношении граждан, так и в отношении юрлиц. Мы подробно эту ситуацию обсудим. Возможно, снижение штрафов и закрепление уровня в действующей редакции – недостаточная мера для профилактики правонарушений.

Если посмотреть соотношение санкций к правоприменительной практике, то какие здесь особенности будут в новом КоАП?

— Можем пройтись по нескольким статьям. Например, штраф за незаконное распространение информации о несовершеннолетних достигает 5000 рублей. Допустим, какой-то блогер распространяет информацию о пострадавшем ребенке. Мы прекрасно понимаем, что рекламные кампании такого блогера и те хайповые деньги, которые он может получить от опубликования страшной информации о ребенке, никак не соизмеримы с пятью тысячами рублей. И такая сумма не заставит его задуматься, а стоит ли это делать. Интересовались ли мнением того же Союза матерей или других профильных организаций относительно санкций этой статьи, достаточно ли меры?

Убрали ответственность в виде конфискации контрафакта и производственного оборудования с должностных лиц. Например, шоу-бизнес, который борется с черной структурой, которая копирует их произведения, может с помощью правоохранительных органов их найти, но невозможно изъять ни продукцию у должностного лица, ни то, на чем эта продукция производится. Это крайне странно.

Еще один пример: санкции за навязывание потребителю работ, товаров и услуг за дополнительную плату. Мы считаем, должно быть четкое описание такого навязывания. Например, при покупке технического устройства, где есть батарейки, продавец настоятельно предлагает их купить – будет ли рассматриваться такой случай как навязывание?

Или статья о нарушении порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета партии. Совокупная ответственность за нарушение фактически перешла от юрлица, то есть политической партии, на должностное лицо. В итоге ответственность несет один человек, который прописан в правоустанавливающих документах партии, а не те, кто принимал решения.

Мизерные штрафы предусмотрены и за незаконное ношение форменной одежды с символикой правоохранительных органов. Лицо может приобрести форму участкового уполномоченного, сняться в некорректном ролике, очерняющем работу правоохранительных органов. Это как минимум. Или как максимум может совершить преступление, прикрываясь формой полицейского. И в отношении этого как мера профилактики – мизерный штраф в 1500 рублей.

Недостаточны штрафы для командира на неисправном судне – 2500 рублей, за управление водным средством без прав нет ареста за повторное нарушение. Что, катер менее опасен, чем автомобиль? За управление маломерным судном без документов – штраф сто рублей. А это гидроциклы, которые представляют опасность для купающихся. Нарушение правил перевозки опасных грузов на морском транспорте – штраф 500 рублей.

Есть и смешные опечатки. В некоторых статьях штрафы начинаются от 500 тысяч рублей до 1000 рублей. Наверное, имелось в виду от 500 до 1000 рублей.

Оскорбления граждан в штрафных санкциях оцениваются ниже, чем дебоширы в воздухе или буллинг в интернете: оскорбления штрафуются максимум двумя тысячами рублей, в то время как за мелкое хулиганство на воздушных судах и в интернете штрафы начинаются от 30 тысяч рублей.

Важно чтобы законы соответствовали практическим реалиям, а для этого круг экспертов, привлекаемых к публичным обсуждениям, должен быть достаточным, профильным и не оторванным от реальности. И срок обсуждений должен давать возможность детально проработать предложения и изменения.

Если брать отдельные пункты КоАП, скажем, штрафы за проституцию, как они будут меняться? Какие еще пункты можно назвать проблемными?

— В проекте КоАП РФ существует две статьи: за занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией другим лицом. Вторая – про сутенеров и менеджеров. Штрафы за проституцию не увеличились. На практике штрафные санкции доходят до 2 тысяч рублей. Важно понимать, что цена только одного часа таких услуг составляет 2000 рублей. С получением дохода сутенером возмутительная санкция: за вовлечение запутавшейся молодой девушки в сексуальное рабство и наживы на ее горе предусмотрено 2500 рублей. Доход этого рабовладельца на практике в сотни раз больше. У меня возникает вопрос: это такая форма легализации проституции и сутенерства или насмешка над горем психологически изломленных девушек?

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин