Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Кластером единым: в Тюменской области меняют подход к туристической отрасли

Редакция «ФедералПресс» / Елена Аталыкова
Тюменская область
29 ЯНВАРЯ, 2021

Матиевская Любовь Сергеевна

Туризм и гостиничный бизнес
Тюменская область

Тюменские власти презентовали краткосрочную программу инвестиционного развития региона. Кроме производств полимеров и нефтесервисного оборудования, в число приоритетных направлений вошел также туризм. Проработка концепции последнего запланирована на этот год. Не повлияет ли пандемия на планы в туристическом секторе, и что может испортить впечатление о путешествии по Тюменской области – в интервью «ФедералПресс» рассказала президент Тюменского областного союза туриндустрии Любовь Матиевская.

Любовь Сергеевна, как туротрасль региона пережила год коронавирусных ограничений?

– Агентств стало меньше. Кто-то ушел в самозанятые, кто-то полностью ушел, кто-то перестроился на внутренний рынок. По моим ощущениям, часть турагентств уйдет еще в этом полугодии. Вероятно, сейчас происходит чистка рынка. И я не считаю, что это плохо.

Есть определенный момент, когда рынку нужно делать зачистку для того, чтобы не понижать качество сервиса. Останутся те туристические компании, которые наиболее клиентоориентированы: те, которые слышат клиента, быстро реагируют на его желания и готовы подстраиваться под реальность.

В январе стало известно, что в регионе будет создан туристический кластер. Что это значит?

– Кластерный подход позволит отрасли развиваться системно. Туротрасль – это не только операторы, гостиницы и общепит. Это более 40 сопутствующих отраслей. В их числе – аэропорты, сувенирные лавки, такси, мастера, сыроварни и много чего другого. Они соприкасаются и дают такой хороший экономический эффект.

Кластер даст нам возможность качественно, стратегически выстроить этапы развития туризма и понимать, в какой из этапов и что нужно внедрять, достраивать. Чтобы это не было по принципу «сегодня захотели – сделали». К примеру, нет необходимости достраивать ту или иную гостиницу в определенном месте прямо сейчас, но через три года мы видим из общей картины, что на нее будет спрос.

Какие сложности в разработке кластера, особенности именно Тюменской области вы можете отметить?

– Кластерный подход – это взаимодействие абсолютно всех участников рынка. Важно все до мелочей. Я, как туроператор, знаю все особенности региона, и маршруты мы строим с их учетом, так чтобы нашим клиентам было комфортно. Но в Тюменской области растет поток самостоятельных туристов, в том числе и те, которые путешествуют на автомобилях. Они сразу сталкиваются со сложностью, что на трассах нет элементарных туалетов – нормальных, достойных. Отсутствие туалетов портит впечатление. Опять же – остановки, навигация по городу, знаки опознавательные. Нам кажется, что всего этого достаточно, но, проводя исследование, мы видим, что это не так.

При этом у нас есть и большие плюсы, которые далеко не во всех регионах я наблюдаю. Один из них – хорошая коммуникация бизнеса с административным ресурсом. Это важно. Нас слышат, мы слышим, и у нас один вектор развития – когда движемся вместе в одном направлении, то это происходит быстрее и качественнее. Второе – это системное продвижение через бренд VisitTyumen.

Прямо сейчас Тюмень готова удовлетворить самых взыскательных туристов?

– Да. И мы это делаем, и туристы уезжают довольные. Но у нас есть сегмент, не только в Тюмени, это проблема российского рынка, – это семейный отдых с маленькими детьми, и как правильно их организовать. Многие семьями улетают в Турцию, именно потому, что там родитель может и себе отвести время отдыха, и ребенка занять. Но первые шаги в этом направлении мы начинаем делать. Сейчас в этом плане «ЛетоЛето» хорошо работает. И детские комнаты там есть, и игровые анимационные программы. Так исторически сложилось, что мы протаптываем эти тропки в новых направлениях, а потом делимся кейсами с другими регионами.

Приоритеты в запросах туристов как-то изменились?

– Исходя из последних запросов, основное, что интересует гостей, – это термы. Второе – нефтянка. И я бы выделила еще один сегмент туристов – те, кто интересуется исторической составляющей. Эти люди хотят побывать, прежде всего, в Тобольске.

Есть тенденция к росту по сборным турам, которые рассчитаны на любого желающего, потому что цена более чем доступная – от 10 тысяч рублей на человека. Суть в том, что турист может присоединиться к любому туру от одного человека. Это и «Императорский маршрут», и «Сибирские термы», и «Черное золото Сибири», и «В Сибирь по своей воле».

Это маршруты, которые стоят в графике на целый год, и турист может заранее спланировать. Даже если он заявится один (хотя такого почти не бывает), то даже для него одного маршрут состоится по той цене, что он заплатил. Эта программа работает благодаря хорошему симбиозу административных ресурсов с бизнесом.

Мы все время говорим про Тюмень, Тобольск, а что касается Ишима – есть у него туристическое будущее? Там ведь тоже есть история – Конек-Горбунок, Ершов…

– Если честно, очень люблю это направление. Оно интересное, достойное, как для семейного потребителя, так и для детской аудитории. Здесь, на мой взгляд, нужно дорабатывать с логистикой, и это направление заработает. Может быть, оно пока не будет настолько ярким, как те, что я называла выше, но тем не менее спрос на него есть. В Ишим можно делать тур выходного дня - там есть чем заняться два дня. Но для этого там нужны достойные средства размещения, пока же это только эконом и средний класс.

В 2020 году тема туризма в Тюменскую область стал активнее продвигаться. Наш регион стал более узнаваем?

– Однозначно, да. Стало больше самостоятельных туристов, которые сами бронируют проживание, перелеты и уже на месте хотят получить какое-то экскурсионное обслуживание, допуслуги. Плюс мы наблюдаем популяризацию семейного отдыха. Очень многие путешествуют на машинах. Особенно из соседних регионов. Наши соседи всегда были почетными туристами, их традиционно больше в общей массе. Активнее стала сотрудничать с нами центральная Россия. У нас начал расти средний чек. Запросы по турпродуктам идут на средний плюс и VIP.

На узнаваемость региона повлияло еще и то, что почти каждый месяц мы принимаем рекламные туры из разных городов и регионов России. А это те люди, которые работают с туристами и готовы презентовать им наши новые продукты. В том числе и раскручиваемые термы. Их уже немало, и будут появляться новые. Поэтому, думаю, право называться термальным курортом мы за собой закрепим.

Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская, Екатерина Байкалова, Елена Ельцова