Редакция «ФедералПресс» / Артем Тутов
Москва
23 МАРТА, 2021
Доля родителей, рассчитывающих на высшее образование для детей, сократилась почти в два раза за последние 10 лет. Об этом говорят исследования аналитического агентства SuperJob. Что это: статистическая ошибка или же новый тренд, который придется учитывать? Своим мнением на этот счет с «ФедералПресс» поделился директор Инновационно-технологического центра ЧелГУ в Кургане Игорь Кисель.
Игорь Владимирович, почему значимость вузов для родителей за последние годы так снизилась?
– Я резкого падения, если честно, не заметил, хотя логику этой проблемы понимаю. Многие воспринимают высшее образование не как возможность получить набор компетенций, знаний и повысить свой уровень квалификации, а как некий пропускной, разрешительный документ в ту или иную сферу, потому что наличие высшего образования является необходимостью. Кроме того, в России вузовский диплом родителями воспринимается еще и как часть джентельменского набора, который характеризует человека. Все это привело к тому, что высшее образование перестало ощущаться как очень важный и ответственный шаг. И, вероятно, родители, детям которых лишь предстоит выбрать профессию, это чувствуют и пытаются шире смотреть на образование. Поэтому и вузы для них уже не становятся приоритетом.
Еще большей корректировке подверглось отношение родителей к средним профессиональным учебным заведениям. В 2010 году лишь 8 % родителей были готовы отдавать своих детей в училища. К 2021 году их число увеличилось до 21 %. Что повлекло рост популярности рабочих профессий?
– Могу предположить, что этому способствовало отсутствие прямой корреляции между уровнем дохода выпускников вузов и ссузов. Действительно, в России диплом не гарантирует ничего. Но в других развитых странах ситуация иная. Есть ряд исследований, которые показывают, что во многих государствах диплом гарантированно влияет на заработную плату специалиста. И разница значительная. А так как никакой гарантии высшее образование в России не дает, то и смысла обучаться на несколько лет дольше ради призрачной надежды нет смысла. От этого, я думаю, и такие изменения. Я считаю, что в данном случае родители молодцы.
Насколько вообще сейчас может быть актуальной система высшего образования, рассчитанная на многолетний цикл обучения?
– Понятно, что сегодня нужно давать не столько конкретные знания и навыки, а, как бы это банально ни звучало, учить студентов учиться, постоянно меняться, любить свою профессию. Сейчас просто нельзя говорить, что после окончания вуза образование человека завершено, как это было, например, во времена СССР. Любой, кто хочет работать по профессии, обречен на постоянное обучение. Более того, современный человек должен быть готов резко сменить свою профессию, поэтому какие-то базовые знания ему просто необходимы.
Основная беда кроется в разрыве между образованием и рынком труда. Когда рынок труда требует что-то определенное, то высшее образование должно реагировать на это оперативно, а лучше – с опережением. Успешные вузы должны подстраиваться под это, чтобы удовлетворять запросы. Но такое возможно только при наличии конкуренции между вузами. Мы идем по пути некоего общего единообразия образовательных программ. Хорошо это или плохо? Вопрос спорный, но одно можно говорить точно: в долгосрочной перспективе это может быть губительно для системы высшего образования.
Что ждет вузы в будущем? Смогут ли они адаптироваться к изменениям, связанным как с пандемией, так и с технологическим развитием, которое проникло уже едва ли не во все сферы?
– Мой опыт подсказывает, что проблем с приспособлением к дистанционке быть не должно. Многие вузы и до пандемии работали в этом направлении. Да, трудности возникали, но их все можно было решить. То же касается и технологического развития. Приспособиться к изменениям всегда можно.
Если же говорить о глобальных перспективах изменения системы высшего образования, рассуждать об этом в отрыве от общеполитических процессов в стране самонадеянно. Если выбранный сейчас экономический и политический курсы сохранятся, то будет строится ровно та система, что строится сейчас. Я не знаю, плохо это или хорошо. Просто это факт.
А что касается самих студентов? Необходимо ли менять подход к работе с ними?
– Конечно, необходимы механизмы, которые побуждают студента учиться, чтобы они развивались не из-за того, что их ждет кнут, а потому, что они в курсе своих перспектив. Личное понимание. Они должны осознавать, что если они будут трудиться, то получат за это престижную работу, хорошую зарплату, на которую они смогут позволить купить себе прекрасный дом, а также содержать семью.
Студент должен понимать, что если он не углубляется в материал, а плывет по течению и сдает сессию не благодаря своим знаниям, а с помощью различных манипуляций, то он никогда не выиграет конкуренцию у тех, кто действительно учился. А это понимание придет только с изменением ситуации на рынке труда.
Насколько вообще нужно сохранять вузы в привычном виде или достаточно перевести все обучение в онлайн? Тогда и цены за обучение можно будет существенно сократить, что скажется на его доступности.
– Первое, что нужно понять: дешево – не значит хорошо. У хорошего продукта должна быть нормальная цена. Также не стоит забывать, что есть ряд профессий, где обучение в дистанционном формате невозможно. Например, в медицинских вузах. Важно помнить, что общение студента и преподавателя дает не только простой набор знаний. Это еще и передача опыта, практических навыков и многого другого. Но это не значит, что подобное не может дать дистанционное образование. Например, при общении по видеосвязи мы можем получить практически все плюсы привычного образования, в том числе и индивидуальный подход к каждому студенту. И в этом направлении образование будет идти.
Повлияет ли это, а также рост интереса к рабочим специальностям на вероятность сокращения количества вузов в стране?
– Да, такой исход вполне вероятен. Большая часть студентов приходят в вуз по собственным причинам: кто-то не хочет идти в армию, кто-то так пробует выбраться из деревни или села, кто-то ищет спутников жизни, кто-то просто хочет сделать приятно родителям или же временно «перекантоваться». С другой стороны, для многих вузов является проблемой то, что крупные университеты, во всяком случае, западные, развивают дистанционные форматы обучения. Сейчас профессоры многих ведущих университетов готовы проводить онлайн-лекции. Но на этом все не заканчивается: при желании слушатель может выполнить задания профессоров и в итоге сдать у них экзамен. И вузы готовы принимать такие оценки.
А есть ли шанс, что количество вузов вновь пойдет вверх?
- Этому может способствовать усложнение рабочих специальностей. Во многих профессиях, которым до этого обучали в ссузах, требования увеличились настолько, что им впору переходить «под крыло» университетов. Но об этом можно говорить только в полностью рыночной экономике, которой у нас пока нет. А что будет дальше? Посмотрим.
Через несколько месяцев нынешним выпускникам предстоит решить, куда идти дальше. Как они могут облегчить свой выбор?
– Вначале нужно выбрать ту профессию, которая больше всего интересна, к чему лежит душа. Медицина, технологии, гуманитарные науки – не так уж и важно. Главное, что это должно вам нравиться. Следом необходимо провести небольшой анализ. Насколько перспективна выбранная вами профессия? Не получится ли так, что сразу после выпуска окажется, что никому ваши знания просто не нужны. Предположим, вы хотите стать переводчиком. Посмотрите на современные технологии. Любой смартфон сейчас может переводить более или менее сложные тексты. Думаю, что через несколько лет они достигнут большего. Поэтому ниша схлопывается. Конкретный переводчик нужен будет значительно меньшему числу людей, а значит пробиться в профессию будет намного сложнее. Я говорю о переводчиках в качестве примера. Я не хочу сказать, что они будут не нужны. Но вы должны взвесить все «за» и «против».
Пробуйте искать профессию, которая будет актуально при любых раскладах. Условный врач будет нужен всегда, как и, например, представитель сельского хозяйства. Проведите мыслительный эксперимент: смогу ли я найти работу по профессии, если уеду, например, в Австралию или потеряю все свои контакты? Заработаю ли я хотя бы немного денег? Ну и не забывайте внимательно изучать то учебное заведение, куда хотите поступить. Сейчас большинство из них активно ведут сайты, социальные сети. Но главное: не ставьте главным критерием выбора вуза или ссуза простоту обучения. Это ваши знания, с которыми вам предстоит с головой погружаться в профессию.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева