Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Должны пройти легитимно»: глава прикамского избиркома рассказал о выборах 2021 года

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
15 ИЮЛЯ, 2021

Вагин Игорь Сергеевич

политика
Пермский край

Все о прикамских выборах 2021 года, об особенностях избирательных кампаний, новых положениях законов о выборах, новых форматах голосования и потенциальных рисках в интервью «ФедералПресс» рассказал председатель Избирательной комиссии Пермского края Игорь Вагин.

Раз в пять лет в Пермский край приходит большая избирательная кампания: одновременно избираются депутаты Госдумы, Заксобрания и Пермской думы. Для избирательной комиссии такое наложение служит стресс-тестом?

— Поскольку кампания приходит не совсем неожиданно, то понятно, что мы к ней готовимся заранее. Учитывая опыт проведения аналогичной кампании в 2016 году, скажу, что такую многоуровневую кампанию можно лишь отчасти назвать проверкой на прочность прикамских комиссий. Скорее это колоссальная наработка опыта. Пять лет назад территориальные и участковые комиссии достойно справились с повышенной нагрузкой. Практически не было проблем с регистрацией кандидатов, контролем за законностью агитации, организацией голосования на участках. После этого прошли не менее ответственные кампании: в 2018-м – выборы президента, в 2017-м и 2020-м – выборы губернатора, в 2019-м – масштабные местные выборы в результате муниципальной реформы, и особенно хотелось бы отметить организацию голосования по изменениям в Конституцию в 2020 году.

Тем не менее любая кампания – это извлечение уроков, на тех же выборах 2016 года на некоторых участках отмечались очереди, что было объяснимо: необходимо было выдать шесть бюллетеней, а избирателям разобраться в них, проголосовать. Мы учли этот момент и поменяли, где это было необходимо, помещения для голосования на более просторные, участковые комиссии дополнительно прошли обучение работе со списками избирателей.

Какие законодательные новации надо знать участникам выборов и избирателям?

— Избирательное законодательство – динамичная сфера права, реагирующая на вызовы времени и развитие цифровых технологий. В этом году стоит обратить внимание на три ключевых новшества. Первое – трехдневное голосование. Второе – определение правовых последствий наличия у кандидата статуса иноагента или участника организации, признанной экстремистской. Третье – определение механизма реагирования комиссий на незаконную агитацию в соцсетях.

Давайте на каждой из новаций остановимся подробнее уже применительно к практике. Так, Пермский край стал одним из первых регионов, где применили норму закона о недопуске к выборам участника организации, признанной экстремистской. Такое решение ТИК вынесла в отношении Сергея Ухова. Он не согласен и намерен судиться. Но, зная статистику 100% побед крайизбиркома в судах, полагаю, что и данное решение было проработано досконально. Так ли это?

— Мы правоприменители, рассуждения о том, хороший закон или нет, не совсем наша сфера, главное – соблюдение и реализация правовых норм. И, разумеется, не исключение и этот случай. Согласно новым требованиям закона, лица, причастные к деятельности организаций, признанных судом экстремистскими, не имеют права избираться депутатами любого уровня. Закон четко формулирует позицию, задача комиссии эту позицию претворить в жизнь. По названному вами гражданину ситуация предельно ясная. Комиссия ориентировалась в своем решении на мотивированную официальную информацию, полученную из уполномоченного на то органа – Минюста.

Несомненно, практика только формируется, недавно появилось, например, решение Мосгорсуда по аналогичной ситуации, но мы уверены, что комиссия приняла абсолютно законное и выверенное решение. Хотя, конечно, странно, и я бы сказал показательно, выглядит позиция самого гражданина, который вдруг публично открещивается от организации, которую много лет возглавлял. Важно понимать, что по каждому кандидату, независимо от того, самовыдвиженец он или выдвинут партией, мы направляем запросы по проверке представленных сведений. В том числе – в правоохранительные органы по судимостям и связям с экстремистскими организациями и наличием статусов иностранных агентов. Если нам от них будут поступать соответствующие сведения – комиссии будут принимать по таким гражданам законные решения.

Другие новации, о которых вы упомянули, появились еще в прошлом году в ответ на пандемию. Судя по примеру апрельских выборов в Кунгуре, самыми популярными из них стало многодневное голосование и выезд комиссий для организации голосования в населенные пункты, где нет помещений, подходящих для размещения избирательных участков. Но в прошлом году было еще пресловутое голосование во дворах, про которое продолжают спрашивать избиратели. Все ли эти новации будут использоваться?

— Действительно, многодневный формат голосования впервые был реализован на общероссийском голосовании с одной понятной задачей – чтобы на участках не находилось много людей одномоментно, тем самым обеспечивая безопасность граждан в период пандемии. Кроме того, как впоследствии показали соцопросы, сама возможность выбрать удобный день для голосования показалась избирателям очень привлекательной. И, наверное, ответ на запрос избирателей иметь возможность выбора, в какой из определенных дней им удобно проголосовать, и снижение рисков, связанных с пандемией, стали определяющими при принятии решения о введении в этом году формата трехдневного голосования.

Расширение формата голосования на дому – это такой же ответ на запрос избирателей, а также обеспечение права избирателя самому выбирать – идти ли ему в нынешней ситуации на избирательный участок или проголосовать дома. Никто, в том числе так называемые «эксперты», любящие все покритиковать и предпринимавшие попытки заблокировать эти решения, не может ограничивать в таком выборе наших избирателей.

Поэтому в этом году сохранится возможность пригласить комиссию к себе на дом в случае плохого самочувствия, ухода за пожилыми и детьми, невозможности отлучиться из дома или иных причин. Также сохранятся и выезды комиссий в населенные пункты, где нет помещений УИК. О том, что такие формы востребованы, говорят цифры – в прошлом году такими возможностями воспользовалось более 120 000 избирателей.

Несомненно, при таких формах голосования важным является соблюдение всей процедуры голосования со стороны комиссий, активное участие независимых общественных наблюдателей и представителей политических партий и кандидатов.

Мне кажется, сформировался оптимальный формат удобных и безопасных для избирателей форм голосования, которые при этом обеспечивают полное соблюдение законности и открытости проведения процедуры выборов.

А вот что касается голосования во дворах, то такой формат мы использовать не будем. Как показал опыт, для его реализации нужны огромные ресурсы, которые местные власти чаще всего не в состоянии предоставить.

На выборах в Кунгурскую думу говорили о возможности манипуляций с бюллетенями при трехдневном голосовании.

— Предлагаю говорить не о гипотетических возможностях, а о фактах, если таковые были. Выборы в Кунгуре показали, что никаких фактов манипуляций с бюллетенями не было, жалоб по этому поводу тоже. Тех, кто о таких возможностях говорит, смущает, главным образом то, что будет происходить с такими бюллетенями в эти три дня. Чтобы исключить эти риски, ЦИК достаточно подробно прописал всю процедуру работы с бюллетенями, их хранения в дни голосования. Все действия с бюллетенями должны осуществляться только в присутствии наблюдателей и представителей партий и кандидатов, храниться они будут в отдельном сейфе под круглосуточным видеонаблюдением в течение всех трех дней. В случае возникновения сомнений всегда можно обратиться к этим видеозаписям. Наша задача – обеспечить реализацию этой процедуры.

Искать черную кошку в темной комнате это, конечно, занятие увлекательное, но, как правило, бесполезное. Пытаться раскритиковать все новации, которые делаются, прежде всего, для удобства и безопасности избирателей, стало смыслом жизни некоторых «общественников». Удивляет тут лишь одно – почему их деятельность направлена не на объективную оценку соблюдения избирательных прав граждан и работу комиссий, а на выискивание, а зачастую и придумывание всевозможных нарушений.

Это, кстати, явно проявилось на упомянутых вами выборах в Кунгуре. Мы с неким удивлением наблюдали, как представители некоторых партий и примкнувшие к ним «эксперты», вместо защиты интересов своих кандидатов, пытались дестабилизировать избирательный процесс, создавая конфликтные ситуации на участках и делая громкие заявления о якобы имевших место нарушениях. Полагаю, что нечто подобное нас ожидает и на выборах в сентябре, и к этому надо готовиться, причем не только нам, но и правоохранительным органам в части пресечения попыток воспрепятствования деятельности комиссий.

Реготделения партий продолжают проводить конференции для выдвижения кандидатов. Некоторые из них явно затянули со сроками. Могут ли у них возникнуть проблемы с регистрацией списков?

— Вопрос даты проведения конференции, безусловно, полностью находится в компетенции партии. Для каких-то избирательных объединений важно выдвинуть своих кандидатов как можно быстрее с тем, чтобы иметь время для подготовки документов, начала агитационной работы и сбора подписей. Другие стараются провести их в последний момент, но надо понимать, что в таком случае у самих кандидатов, особенно одномандатников, остается крайне мало времени на подготовку и предоставление документов в комиссии.

Замечания к качеству подготовки документов в этом году у нас есть, как к партиям, так и к одномандатниками, но мы не занимаемся буквоедством. Наоборот, консультируем коллег, помогаем им в рамках закона, чтобы кандидаты не пострадали из-за случайных неточностей, допущенных в документах. Окончательные выводы по представленным документам будут делаться на стадии регистрации, так что у партий и кандидатов есть время на исправление ошибок.

Раз уж заговорили о цифровизации, почему принято решение не задействовать в этом году дистанционное электронное голосование?

— Очевидно, что любые новации в избирательном процессе должны вызывать доверие со стороны избирателей и участников выборов. Поэтому при внедрении таких новшеств должно пройти достаточно времени. Отсюда поступательный процесс их внедрения. В этом году онлайн-голосование будет использоваться только в нескольких регионах. Несмотря на то, что весенняя тренировка дистанционного голосования показала, что такой формат голосования востребован со стороны жителей Прикамья (регион занял 10-е место – прим. ред.) и технических проблем не было, в связи с тем, что у нас трехуровневые выборы и большое число избирателей, было принято решение, что выборы у нас пройдут по традиционной модели голосования.

Однако за ДЭГ будущее и, я полагаю, что на следующих крупных выборах уже будет задействовано оба варианта голосования – традиционное и дистанционное. При этом цифровые сервисы, которые интегрированы в Госуслуги, уже сейчас доступны нашим избирателям. В соответствующие календарные сроки к ним добавится возможность дистанционной подачи заявления о вызове комиссии на дом и заявления о голосовании по месту фактического проживания.

В последнее время ведутся активные споры, насколько эффективна система общественных наблюдателей.

— Институт общественного наблюдения еще относительно молодой, но за последние 3 года, которые он функционирует, хорошо себя зарекомендовал. Это представители разных политических сил, эксперты, просто неравнодушные граждане, которые через Общественную палату получают статус наблюдателей и могут присутствовать на соответствующем избирательном участке. От них мы ждем объективную оценку происходящего на участке.

В прошлому году в Прикамье на Общероссийское голосование было направлено более 8000 наблюдателей от Общественной палаты, а на выборы губернатора более 5000. Полагаю, что и в этом году наблюдателей будет не меньше, что позволит им присутствовать на всех 1800 участках. Кроме того, в Прикамье впервые заработал штаб общественного наблюдения, на его базе, как я понимаю, предполагается работа ситуационного центра наблюдения, проведение консультаций в течение всех трех дней голосования. По сути, это то место, где будут разбираться спорные ситуации и даваться непредвзятая оценка.

Учитывая ситуацию с covid, как будут обеспечена безопасность участников выборов?

— Уровень обеспеченности СИЗами комиссий и всех пришедших проголосовать будет аналогичен прошлому году – то есть мы всем избирателям выдадим маски, перчатки, одноразовые ручки и т. д., помещения будут обрабатываться. Особое внимание уделяем вакцинации членов УИК. Уверен, что коллеги понимают степень ответственности, что они будут работать с большим числом избирателей. На данный момент почти треть из них вакцинировались.

И напоследок: как должны пройти выборы, чтобы вы сказали, что добились поставленных комиссиям задач?

— Если вы обратили внимание, то все, о чем мы сегодня говорим, так или иначе имеет под собой одну задачу – прежде всего, выборы должны пройти легитимно. Доверие избирателей к результатам выборов – главный фактор в оценке работы комиссий. Это, несомненно, многовекторная задача. И, прежде всего, это неукоснительное соблюдение комиссиями всех принципов и норм закона при проведении кампаний и самого процесса голосования. Такое же требование предъявляется и к иным участниками избирательного процесса. Важными факторами является повсеместное присутствие общественных наблюдателей, представителей кандидатов и СМИ. В помощь нам и технические средства – мы предполагаем задействовать все имеющиеся в наличии КОИБы. Кроме того, ЦИК определился с форматом видеонаблюдения, по сути, за счет федеральных и региональных средств видеонаблюдение будет организовано на всех избирательных участках.

Фото: permkrai.izbirkom.ru