Редакция «ФедералПресс» / Антонина Тихомирова
Кировская область
29 ДЕКАБРЯ, 2022
Конец декабря – традиционное время подведения итогов, в том числе для руководителей регионов. В эксклюзивном интервью «ФедералПресс» губернатор Кировской области Игорь Васильев рассказал о главных проблемах региона, ключевых программах, вызовах, с которыми столкнулось местное здравоохранение во время пандемии, а также о направлениях деятельности в качестве председателя комиссии Государственного совета РФ.
21 декабря президент России Владимир Путин подписал Указ об утверждении состава Государственного Совета Российской Федерации. Вам поручено руководить образованием. Какие инициативы из предложенных одобрил президент?
— С какого-то момента в Законе об образовании вдруг появился термин «образовательная услуга», против которой как я, так и коллеги начали решительно возражать. Термин особенно неприменим к сфере образования, потому что услугу можно купить. Услуга может быть разного качества: подороже или подешевле. В данном случае как это может выглядеть? Научим читать, но не будем учить писать? Поэтому первым делом мы настояли, чтобы из Закона термин «услуга» ушел раз и навсегда, и президент нас в этом поддержал. Зато вновь вернулся термин «воспитание». Потому что это воспитание граждан нашей страны. Те, кто сейчас учатся в школе, через 15–20 лет будут лечить, строить, работать на заводах, руководить регионом. И от того, какого качества образование они получат, зависит наша с вами жизнь.
Очень важной считаю инициативу коренной реформации инфраструктуры образования, которая тоже была поддержана на высшем уровне. Ведется масштабное строительство новых школ в России, больше 1300 запланировано в период до 2024 года. Кроме того, согласно плану будет капитально отремонтировано более 8 тысяч школ по всей стране. Мы обсудили с коллегами из министерства просвещения и озвучили следующую мысль: мало отремонтировать пол – стены – потолок. Современные образовательные реалии требуют совершенно иного подхода. Необходимо высокотехнологичное оборудование: это и интерактивные доски, и электронные учебники, и современные парты, и химические и физические оснащенные классы, спортивное оборудование. Президент нас поддержал, и на это были выделены дополнительные средства. Теперь капитальный ремонт, не говоря о строительстве, будет завершаться полной модернизацией образовательного учреждения. И еще президент поддержал мою личную инициативу, которую мы уже несколько лет в Кировской области продвигаем – это так называемые школы полного дня. Ребенок сначала учится, потом занимается спортом либо творчеством, а потом готовит домашнее задание. Продвигая подобную идею, я мог сослаться на опыт нашего региона. Мы таких школ уже несколько построили. Каждая на 1100 мест. Приведу пример: то, что раньше называлось актовым залом, у нас представляет из себя настоящий концертный зал на 400 мест. 25-тиметровый бассейн с 6-ю дорожками, огромный спортивный зал, на улице баскетбольная и футбольная площадки с искусственным покрытием. Спортивно-культурный комплекс имеет отдельный от учебного вход. Это важный нюанс: когда такая школа находится в Зуевке или Мурашах, население в 50 тысяч этого небольшого городка может использовать эту школу в том числе как культурно-спортивный центр. Вечером жители придут сюда посмотреть детский спектакль или соревнования. Даже концерт приглашенного артиста может быть в зале в такой школе. Президент поручил строить подобные образовательные центры по всей стране. И средства аккумулируются из разных нацпроектов, от культуры и спорта до здравоохранения.
А здравоохранение как участвует?
— Мы сейчас строим школы, в которых есть такие мини-поликлиники с отдельным входом. Там работают по два-три человека врачей и фельдшеров. Важно еще и то, что школьная информационная система интегрирована с медицинской системой региона. Это значит, что родителям больше не надо собирать никакие справки. Если у ребенка есть какое-то заболевание и ему нельзя заниматься определенным видом спорта или необходима какая-то диета – это все есть в единой базе данных. И доступно только педагогу или медработнику. Президент поддержал и этот проект, мы назвали его «Территория здоровья». Теперь наша задача ввести подобное во все школы региона. Уже сейчас при строительстве новых школ предусматривается помещение в 100–150 квадратных метров, чтобы оборудовать такие поликлиники. Хотим сделать даже дневные мини-стационары.
Государственная программа комплексного развития сельских территорий рассчитана на пять лет, и с 2020 года правительство готово потратить на ее выполнение целых 2,3 триллиона рублей. В Кировской области была заявлена программа «Миллион тонн молока». Что за программа и в какой срок возможен миллион тонн?
— «Миллион тонн молока» расшифровывается просто – мы хотим выйти на производство одного миллиона тонн молока в год. Начинали мы в 2016 году с того, что в Кировской области производили чуть меньше 500 тысяч тонн. Сейчас производим свыше 730-ти. Постепенно движемся к заветной цифре. В Кировской области нет нефти, газа, залежей полезных ископаемых. Зато у нас есть сельское хозяйство, которое весьма успешно развивается. За последние годы реализовано несколько крупных инвестиционных проектов в этом направлении. Больше 2-х миллиардов рублей только в 2021 году было потрачено на сельское хозяйство.
Есть у нас, например, Свечинский район, в котором долгие годы не было никакой сельхозактивности. И вот появилась крупная козоводческая ферма, куда закупают австрийские породы коз. Ферма на 7 тысяч голов. Это производство молока, сыра. Очень важно то, что мы сейчас уже занимаем 4-е место в стране по объему производства сырого коровьего молока. Нам пока существенно не хватает переработки, но и в этом направлении мы продвигаемся. Намечается очень хорошая кооперация: не так давно открылся Вожгальский завод по производству сыра. Он рассчитан на переработку 260 тонн молока в день. Но изюминка его в том, что молочное оборудование сделано в Кировской области на заводе Сельмаш. Иногда приезжаешь на птицефабрику в каком-то регионе и рассказывают, что оборудование поставляется, предположим, из Франкфурта. А у нас замкнутый цикл. Сами построили и сами на этом работаем. И это, я считаю, очень здорово. Объем инвестиций порядка 850 миллионов рублей в этот завод. И отрадно то, что все инвестиции остались здесь в области.
Любят некоторые говорить, что в Кировской области все умирает, и все отсюда уезжают. А я в ответ спрашиваю – скажите, а как тогда объяснить целую улицу в селе Богородском, которую заселили семьи итальянцев? 6 семей. Приехали к нам, арендуют молочный завод и производят сыр пармезан. Очень высокого качества сыр, скажу я вам. Этот случай говорит сам за себя. Итальянцы сказали, что у нас самое качественное молоко. Они ездили по стране, выбирали. И именно кировское молоко оказалось самым подходящим для их целей. И северный климат, заметьте, не испугал южных жителей.
И, конечно, мы – одни из лидеров по племенному скотоводству. Это традиционно в Кировской области. Свыше 3 тысяч голов ежегодно покупает ряд регионов России и ближнего зарубежья.
Исторически так сложилось, что Кировская область – это априори плохие дороги. Десятилетия сетовали и местные, и гости, и те, кто транзитом проезжал через область. За время вашего губернаторства как вам удалось разрушить этот стереотип?
— Как удалось? Да очень просто. Начали тратить деньги, которые предназначались на дороги, именно на дороги. В 2016 году дорожный фонд был более чем в 2 раза меньше, чем сегодня. Мы сумели сформировать грамотного подрядчика – государственную компанию под названием «Вятавтодор», которая несет гарантийные обязательства. Вовремя заключаем контракты, причем на последующие три года. Это позволяет нам уже в конце марта – начале апреля выходить на начало дорожных работ, к маю месяцу заканчивать ямочный ремонт и в конце августа завершать полный цикл всех работ по дорогам. И претендовать на дополнительные средства из федерального бюджета. В прошлом году мы получили почти полтора миллиарда. В этом году мы вышли на 7,8 миллиардов средств дорожного фонда. Можем теперь планировать и строить новые дороги, где их не было никогда – по направлению на Опарино, Подосиновец, Лузу. В 16-м году, чтобы добраться в некоторые районы области, мы ехали в объезд по железной дороге сутки в один конец. А сейчас ситуация кардинально меняется. Поездка в самый отдаленный район занимает даже не световой день, а рабочий: из Кирова выехать в 10 утра и к 6-ти вечера вернуться обратно. За 1,5 миллиарда мы построили дорогу из Опарино в Альмеж. Сейчас строительство продолжается, чтобы были прямые дороги в границах области, без заезда в Коми или Архангельскую область. 362 км дорог мы сделали только в прошлом году. А вообще за 5 лет 1200 км дорог приведено в нормативное состояние. Сейчас мы можем себе позволить строить дороги по запросам людей. Например, планируем сделать участок дороги Уржум-Зоткино к селу Андреевское, где активно развивается сельхозпредприятие. И начинаем уже от дорог федеральных и региональных переходить к местным. На территории области – почти 25 тысяч километров дорог. Есть над чем поработать. Но репутационная составляющая области в плане дорог уже изменилась.
Региональные СМИ рассказывают о приоритетном проекте «Биополис». Что он из себя представляет? Насколько важен и чем для региона?
— Несколько лет назад, когда мы еще и не думали о пандемии и ничто ее не предвещало, у нас возникла идея создать научный центр мирового уровня. Всегда параллельно с этой темой звучала теория импортозамещения. История благородная, заниматься ею нужно. Но еще более важная тема – это дальнейшее развитие прорывных технологий, где нам нет равных. Нам уже тогда показалось, что в области производства вакцин от разных болезней и производстве медицинских препаратов мы движемся опережающими темпами. В Кирове большое количество фармацевтических предприятий. Мы объединили их в биофармацевтический кластер. В него вошло 18 предприятий, в том числе, например, Московский институт имени Сеченова, Курчатовский институт, наш Вятский государственный университет, Кировский медицинский университет, Вятский агротехнологический университет. А председателем наблюдательного совета стал Михаил Ковальчук – известнейший физик, специалист в области рентгеноструктурного анализа, член-корреспондент РАН. И когда случилась пандемия, оказалось, что мы вдвойне на правильном пути. У нас уже был в это время зарегистрирован и работал филиал Института имени Чумакова, и весной 20-го года мы проводили испытание полиомиелитной вакцины на предмет формирования неспецифического иммунитета к коронавирусу. Было большое количество научных публикаций и положительных рецензий. А институт Чумакова как раз разработал вакцину «Ковивак», которая здесь прошла клинические испытания. И в качестве индустриального партнера была выбрана компания «Нанолек». Мы этот прорывной проект представили Правительству Российской Федерации. И на сегодняшний день проект «Биополис» – это формирование свободной экономической зоны в пгт. Левинцы Оричевского района, строительство там комфортного жилья, образовательных учреждений, детских садов, формирование транспортной инфраструктуры. Возможно, будет кампус для студентов. Кроме того, создается производственно-научный кластер, который будет заниматься прорывными технологиями, в том числе разработкой и производством вакцин. И не из импортного сырья. А опять полный цикл – от начала и до конца. И, собственно, первый продукт – это вакцина «Ковивак», промышленное производство которой у нас стартовало на днях, 17 декабря. Кировские студенты раньше могли только читать об изобретениях, испытаниях мирового уровня – теперь они могут стать участниками и разработчиками. На мой взгляд, это прорыв. К 2024 году мы планируем запуск «Биополиса» завершить. Инвестиции там огромные – порядка 18 миллиардов рублей.
Обойти тему коронавируса не получится – можно сетовать или нет, но пандемия изменила образ жизни абсолютно всех. Можно ли краткую справку по Кировской области – какими мерами вы приостановили рост заболеваемости?
— Первое и самое главное в этой непростой ситуации – это открытость и честность. Людям всегда нужно говорить правду. Первый случай в области этого заболевания был зафиксирован в марте 2020 года. Потом пошла динамика по заболеваемости. Начались сомнения – вводить ли пропуска, закрывать ли предприятия и учреждения. И тут мы начали диалог с людьми. Как мы урегулировали проблему с транспортом: было принято решение, что общественный транспорт должен работать как в часы пик. Потому что меньше загруженность транспорта – меньше шансов заболеть. Далее мы подумали, что у большинства промышленных предприятий все еще сохранились медсанчасти. И тут даже те, кто категорически не любит лечиться или не считал пандемию угрозой, столкнулся с контролем температуры на своем рабочем месте. Появилась возможность вовремя изолировать заболевших. Благодаря этому мы ни одно предприятие не остановили. Ну и главное, что мы не пошли по пути штрафов или жестких мер. Все происходило в прямом диалоге с жителями области.
Сейчас мы ввели QR-коды. Это произошло, когда уже практически 100 % персонала в общепите, в гостиницах, магазинах привились. Бизнес нас попросил: «Давайте тогда вводите коды для всех, чтобы к нам приходили посетители, которые будут с прививкой, или переболевшие. И тогда мы работаем в спокойном режиме». Да я сам стал спокойно ходить по кинотеатрам, концертным залам и кафе. В первую очередь – с целью показать нашим жителям, что это безопасно и необходимо. На личном примере. И как поменялась динамика: если сначала приходили в заведение 10 человек и из них были 8 непривитые, то за 2 недели ситуация резко изменилась. Теперь из 10 человек непривитый один, и то не всегда. Темпы вакцинации выросли у нас в 5 раз, и мы держимся на лидерских позициях уже 2 месяца поним в России. Это не может не обнадеживать и дает веру в то, что жизнь скоро начнет возвращаться в привычное русло.
В начале срока вы ставили задачу развивать медицинский туризм. Я еще со времен жизни в Вятке знаю только Нижнеивкинские санатории. Появились новые здравницы? И что такое вообще медицинский туризм?
— Мы уникальный субъект федерации – с нами граничит 9 других областей. В Кирове один из лучших в стране Центров травматологии, ортопедии и нейрохирургии. Здесь проводятся высокотехнологичные операции, больше 5000 в год. Операции по выпрямлению позвоночника у детей в самых тяжелых и сложных случаях, по замене суставов и многие другие. И мы приглашаем сюда людей из других регионов, которые хотят получить медицинскую помощь, но не могут ехать в столичные клиники из-за больших затрат. А в Кирове проживание относительно дешевое, все доступно, город без пробок. Вот люди сюда с удовольствием и приезжают. Кроме того, у нас есть Кировская областная клиническая больница, в которой активно развивается сосудистая хирургия и нейрохирургия. Мы сделали Детскую клиническую больницу за счет средств областного бюджета. Там операционная – одна из лучших в стране. Пациенты из других регионов едут к стоматологам, к специалистам по сосудам, и так далее. Итог: люди приезжают к нам, по полису ОМС получают услугу, довольные уезжают. При этом они снимают тут жилье, ходят по кафе, музеям, театрам. А область наша получает до полутора миллиардов рублей в год дополнительных денег в бюджет за то, что эта услуга оказана в нашем регионе. Мы не остановили оказание медицинской помощи во время пандемии ни по одному из профилей. Все как работало, так и работает. Отдельные помещения были выделены под заболевших ковидом. Но медицина не забуксовала. 57 тысяч человек приехали в Кировскую область для того, чтобы получить медицинскую помощь. И мы готовы принимать до 100 тысяч в год без ущерба для собственного населения. Я сказал об этом в 2016 году. И могу теперь подтвердить, что мы сделали все, что пообещали.
Фото: пресс-служба губернатора Кировской области