Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

ESG – не прихоть, не рекламный ход, а наше будущее

Редакция «ФедералПресс» / Юлия Литвиненко
Москва
12 ДЕКАБРЯ, 2022

Лакустова Ольга Ивановна

экология и природопользование
Пермский край

Уже примерно полгода бизнес пытается нащупать новые смыслы ESG-повестки. А государство и экспертное сообщество пытаются не растерять задел 2021 года и даже вовлечь в круг поддержки новые компании. О том, какие меры необходимы для поддержки «зеленого бизнеса» в России, «ФедералПресс» рассказала Ольга Лакустова, директор Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально-значимых проектов «Наш фонд».

Где, с вашей точки зрения, бизнесу брать силы на интерес к ESG в нынешних условиях?

— Несмотря на ситуацию, силы на интерес к ESG найти достаточно просто. Для этого бизнес должен уметь заглядывать чуточку вперед и понимать тренды, которые сейчас актуальны в мире. Мы все пришли уже к тому, что ESG – не прихоть, не рекламный ход, а наше будущее. В России этот тренд только начал набирать обороты и произошли известные события. Но это совершенно не означает, что, например, ту же «зеленую повестку» теперь можно просто взять и отменить. Нет, этого сделать не получится. Даже если сейчас закрыты возможности для взаимодействия с европейскими компаниями, которые предъявляли к российским партнерам требования в отношении ESG, не стоит забывать о том, что мир не стоит на месте, и уже завтра те же требования начнут предъявлять азиатские партнеры. ESG-метрики понадобятся для того, чтобы попадать в листинг Сингапурской, Бомбейской, Шанхайской и т. п. бирж.

Кроме того, российский потребитель уже начал голосовать рублем за социально-ответственного производителя. Согласно исследованиям международного коммуникационного холдинга Dentsu, 80% российских потребителей задумываются о проблемах экологии. 52% готовы изменить свои потребительские привычки, чтобы улучшить экологию. 55% учитывают экологичность товаров при их покупке и 41% готов платить больше за экологически чистые товары. Таким образом, совершенно очевидно, что ESG для бизнеса – это не прихоть, а необходимость, если компания хочет расти и развиваться, даже если речь идет сугубо о внутреннем рынке. Любые кризисные явления не вечны. Более того, кризис всегда дает новые возможности, тем более сейчас, когда большое количество европейских компаний уходит с рынка. В этих условиях для бизнеса гораздо выгоднее разрабатывать новую стратегию или начинать путь с учетом ESG. Впоследствии не придется перестраиваться.

Из трех букв, которые составляют аббревиатуру ESG (environmental – social – governance), какая в новых условиях кажется бизнесу самой важной?

— С точки зрения бизнеса нельзя говорить о выделении чего-то одного. Каждая из трех букв имеет более ста метрик, и каждая из них важна в формировании рейтинга. Нельзя, условно, сосредоточиться на социальной направляющей и забыть про экологию и т. п. Суть в том, что все три буквы в совокупности важны для того, чтобы человечество в принципе выжило. Это баланс, из которого нельзя исключить ни одну из составляющих. Без грамотного управления все рассыпется, без экологического направления будет ухудшаться климатическая ситуация, а без социального не будет преобразований, направленных на улучшение жизни общества. Именно забота о человечестве в принципе помогла сформировать принципы устойчивого развития ООН, а метрики ESG служат индикаторами в достижении этих целей.

Все обсуждают комплекс поддержки «зеленых» проектов со стороны государства. Как вы думаете, как эксперт, какими эти меры должны быть, чтобы стимулировать развитие компаний?

— Для того чтобы эффективно работать, бизнесу нужны гарантии. Несмотря на то, что около 10 лет все неустанно говорят о развитии государственно-частного партнерства (ГЧП), оно так и находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Между тем, у такого варианта сотрудничества, при должной поддержке, со стороны государства, есть огромные перспективы. Например, когда-то США столкнулись с проблемой развития национальных парков и заповедников. У них было большое количество территорий, которые не генерировали никакой прибыли, но вместе с тем, требовали регулярных вложений и в какой-то момент стали обузой для бюджета. Тогда на государственном уровне была разработана программа с привлечением инвестиций из бизнеса по созданию инфраструктуры вокруг природоохранных объектов. Бизнес и государство объединились для создания гостиниц, кемпингов, глемпингов, точек питания, развлекательной индустрии и т.д. И уже совсем скоро всеми забытые заповедники и национальные парки начали собирать вокруг своих территорий толпы туристов. Говоря о развитии ГЧП стоит упомянуть не только о необходимости инвестиций со стороны государства, но и об усовершенствовании «бумажной» стороны вопроса. Например, есть заповедник, туда приходит инвестор и говорит: «Дайте мне разрешение я у вас построю гостевые домики, открою кафе и т.д». Ему отвечают: «Мы бы, может, и рады, только не можем это провести по документам». На этом, собственно, все и заканчивается. Это первый момент.

Второй – необходимы серьезные вложения в развитие технологий, позволяющих производствам сокращать негативное воздействие на окружающую среду.

Третий – необходимо разработать программу льготного финансирования для проектов с высокими ESG-метриками.

Какие в принципе необходимы меры для поддержки «зелёного бизнеса» в России?

— Достаточно искренней заинтересованности государства и регулирования через финансовую систему (как фискальную, так и стимулирующую).

Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс