Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Тюменская область
28 ИЮЛЯ, 2022
Тюменская область показывает прирост малого и среднего предпринимательства, в регионе прибавляется количество самозанятых, у стартаперов много возможностей получить господдержку. Но до сих пор проскальзывает безграмотность ведения бизнеса и менталитет из 90-х. Почему в России «рубят бабло» и «косят капусту», а на Западе «делают деньги»? На сколько еще нужно нарастить долю бизнеса в стране? И почему государству экономически выгодно основание бизнес-династий? Об этом «ФедералПресс» беседовал с директором Центра развития бизнеса при «Опоре России» Наилем Хакимовым.
С чего начать свой бизнес, чтобы не прогореть?
— В первую очередь нужно правильно определить нишу или продукт. Нужно понять, чем ты хочешь заниматься и какие у тебя для этого есть ресурсы, компетенции, исходные данные. Часто люди видят красивую картинку и пытаются сделать бизнес, в котором ничего не понимают. Это тернистый путь, его можно пройти и добиться успеха, но усилий нужно будет задать в три раза больше. Естественный путь – когда ты знаешь свои сильные стороны, у тебя уже в этом деле набита рука, есть связи, ресурсы, инструменты, понимание, опыт. И ты делаешь бизнес как продолжение себя.
Какие ошибки допускают предприниматели?
— Больше всего стартапов терпит крах не из-за отсутствия денег, плохой команды, медленной работы, а из-за того, что их продукт не востребован. Условно, шестикрылый семирук – очень классная штука, но он никому не нужен.
Чем помогает Центр развития бизнеса?
— Наш продукт – успешные самозанятые предприниматели, владельцы бизнесов, социально активные и социально направленные. Центр развития бизнеса при «Опоре России» занимается популяризацией и профориентацией предпринимательства. Мы делаем много мероприятий, чтобы люди могли поиграть в бизнес и понять, их это или не их.
Недавно совместно с тюменским Агентством развития креативных индустрий провели Школу креативных индустрий. Наш проект «Открой свое дело» – ряд курсов для самозанятых по шитью, соцсетям и медиа. Сейчас запускается «Открой свое дело. Кулинария». Ведь мало уметь классно готовить торты, еще важно уметь их продавать, учитывать финансы, делать закупки.
Какую финансовую поддержку оказывают тюменским предпринимателям?
— В Центре «Мой бизнес» можно взять до 250 тысяч рублей на создание дела. «Работа России» дает финансирование на реализацию бизнес-плана в районе 192 тысяч рублей. Администрация Тюмени ежегодно проводит конкурс для самозанятых и выдает безвозмездные субсидии в районе 100 тысяч. И Фонд микрофинансирования Тюменской области предоставляет микрозайм под низкий процент до полумиллиона рублей. Если грамотно выстроить свою структуру, предприниматель может получить от 100 до 500 тысяч [рублей] от государства.
Также есть Фонд президентских грантов, Фонд культурных инициатив и различные частные фонды. Вообще в Тюменской области большинство мер господдержки идет через Инвестиционное агентство региона. «Опора России» делает ряд проектов, направленных на стыковку предпринимателей – знакомство стартаперов с инвесторами.
Деньги есть. Инвесторы говорят, что денег больше, чем хороших проектов. В России в среднем предоставляется больше 5 тысяч разных мер поддержки, в том числе и финансовых. Но до сих пор очень низкая предпринимательская культура, много инфоцыган, недостаточно качественных образовательных продуктов и каналов их распространения.
Какие слагаемые у словосочетания «культура предпринимательства»? Что имеется в виду?
— Есть такое понятие Money-Making (в переводе с английского языка «делать деньги»). В странах, где экономических, социальных и политических потрясений было меньше, чем у нас, эта традиция передается из поколения в поколение. Там «делать деньги» – это процесс. Для этого ты должен обладать имиджем, репутацией, опытом, запасом прочности, хорошей командой, сильным брендом и так далее. Ты несешь ответственность за то, что делаешь, и благодаря этому ты делаешь деньги. Поэтому там часто называют компании именами основателей бизнеса: McDonald’s, Hewlett-Packard (HP).
В России же часто используются термины «рубить бабло» и «косить капусту». А «делать деньги» используется реже, у нас такой традиции нет. Только сейчас начинают появляться пекарня Ивановых или кафе «У Ольги» и подобное. В России бизнесмены часто проводят эпизодические короткие сделки, поскольку боятся перспективы, они не знают, что будет дальше. Пока есть возможность, надо хапануть и бежать.
Культура предпринимательства – это когда ты говоришь: «Я буду делать бизнес, он будет экологичный, законный, белый, привлекательный. Я его буду делать долго. Я буду делать тот бизнес, который смогу передать по наследству». У нас мало предпринимателей в России, они малограмотны, и далеко не все из них социально ответственны.
Мало – это сколько? Сколько нам надо нарастить?
— Президент поставил задачу: доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП должна составлять 20 %. А сейчас она не дотягивает до 10 %. У нас должны усилиться сферы IT, туризма, микроэлектроника, промышленность. Мы элементарных вещей не можем делать в России. Мы черенки для лопат заказываем из других регионов: в Тюменской области производят либо слишком мало, либо вообще не производят. Скрепки, носки… Посмотрите на нас с вами: одежда, гаджеты, аксессуары не в Тюменской области произведены, даж,е, возможно не в России. Даже в бытовом плане мы себя не обеспечиваем.
Мы можем? К примеру, одеждой себя обеспечить?
— Как только из России начали уходить бренды, стали востребованными небольшие ателье и швейные фабрики. А где еще брать? Китайский рынок уже переориентируется. Китай уже не самая дешевая страна, не самая дешевая рабочая сила. Некоторые вещи китайцы уже у нас заказывают. Мы для них теперь «белые негры».
Какие именно?
— Они точно любят наши продукты питания. И им дешевле заказать производство у нас из-за курса валют. Китайский бизнес вошел во многие страны, в том числе и в Россию. У них усилился автопром, микроэлектроника, и многие страны от них зависят. Китай начал богатеть. Если раньше мы помогали развивающейся Азии, то сейчас они на нас смотрят как на младших братьев.
Насколько активно пополняется список самозанятых в Тюменской области?
— Самозанятых становится больше. Это обеление и осознанный переход в сторону законного ведения коммерческой деятельности. Все встает на свои места. Тюменская область – один из регионов, который показывает рост в целом по МСП, тогда как другие регионы показывают стагнацию.
Вообще, самозанятые – это та форма, которая стоит между физлицом и индивидуальным предпринимательством. Раньше на этом месте был огромный пробел: либо ты физлицо, либо ИП. Появилось новое звено, и многие шагнули от физлица к самозанятости, а некоторые ИП стали самозанятыми, потому что раньше у человека просто не было такой возможности, хотя и работал сам на себя, без сотрудников.
Сейчас эта структура устаканится, и через год-два появится настоящая статистика самозанятых. Тогда мы начнем относиться к предпринимателям не как с коммерсам-хапугам, которые наживаются (отголоски 90-х). Пока для людей предпринимательство не является чем-то престижным; это что-то непонятное, за кем гоняется налоговая, прокуратура, пожарная, санэпидем. Эти стереотипы еще живы.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева