Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Директор Центра развития бизнеса Тюмени объяснил разницу между «делать деньги» и «рубить бабло»

Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Тюменская область
28 ИЮЛЯ, 2022

Тюменская область показывает прирост малого и среднего предпринимательства, в регионе прибавляется количество самозанятых, у стартаперов много возможностей получить господдержку. Но до сих пор проскальзывает безграмотность ведения бизнеса и менталитет из 90-х. Почему в России «рубят бабло» и «косят капусту», а на Западе «делают деньги»? На сколько еще нужно нарастить долю бизнеса в стране? И почему государству экономически выгодно основание бизнес-династий? Об этом «ФедералПресс» беседовал с директором Центра развития бизнеса при «Опоре России» Наилем Хакимовым.

Правильно делать бизнес...

С чего начать свой бизнес, чтобы не прогореть?

— В первую очередь нужно правильно определить нишу или продукт. Нужно понять, чем ты хочешь заниматься и какие у тебя для этого есть ресурсы, компетенции, исходные данные. Часто люди видят красивую картинку и пытаются сделать бизнес, в котором ничего не понимают. Это тернистый путь, его можно пройти и добиться успеха, но усилий нужно будет задать в три раза больше. Естественный путь – когда ты знаешь свои сильные стороны, у тебя уже в этом деле набита рука, есть связи, ресурсы, инструменты, понимание, опыт. И ты делаешь бизнес как продолжение себя.

Какие ошибки допускают предприниматели?

— Больше всего стартапов терпит крах не из-за отсутствия денег, плохой команды, медленной работы, а из-за того, что их продукт не востребован. Условно, шестикрылый семирук – очень классная штука, но он никому не нужен.

Чем помогает Центр развития бизнеса?

— Наш продукт – успешные самозанятые предприниматели, владельцы бизнесов, социально активные и социально направленные. Центр развития бизнеса при «Опоре России» занимается популяризацией и профориентацией предпринимательства. Мы делаем много мероприятий, чтобы люди могли поиграть в бизнес и понять, их это или не их.

Недавно совместно с тюменским Агентством развития креативных индустрий провели Школу креативных индустрий. Наш проект «Открой свое дело» – ряд курсов для самозанятых по шитью, соцсетям и медиа. Сейчас запускается «Открой свое дело. Кулинария». Ведь мало уметь классно готовить торты, еще важно уметь их продавать, учитывать финансы, делать закупки.

Какую финансовую поддержку оказывают тюменским предпринимателям?

— В Центре «Мой бизнес» можно взять до 250 тысяч рублей на создание дела. «Работа России» дает финансирование на реализацию бизнес-плана в районе 192 тысяч рублей. Администрация Тюмени ежегодно проводит конкурс для самозанятых и выдает безвозмездные субсидии в районе 100 тысяч. И Фонд микрофинансирования Тюменской области предоставляет микрозайм под низкий процент до полумиллиона рублей. Если грамотно выстроить свою структуру, предприниматель может получить от 100 до 500 тысяч [рублей] от государства.

Также есть Фонд президентских грантов, Фонд культурных инициатив и различные частные фонды. Вообще в Тюменской области большинство мер господдержки идет через Инвестиционное агентство региона. «Опора России» делает ряд проектов, направленных на стыковку предпринимателей – знакомство стартаперов с инвесторами.

Деньги есть. Инвесторы говорят, что денег больше, чем хороших проектов. В России в среднем предоставляется больше 5 тысяч разных мер поддержки, в том числе и финансовых. Но до сих пор очень низкая предпринимательская культура, много инфоцыган, недостаточно качественных образовательных продуктов и каналов их распространения.

…и деньги

Какие слагаемые у словосочетания «культура предпринимательства»? Что имеется в виду?

— Есть такое понятие Money-Making (в переводе с английского языка «делать деньги»). В странах, где экономических, социальных и политических потрясений было меньше, чем у нас, эта традиция передается из поколения в поколение. Там «делать деньги» – это процесс. Для этого ты должен обладать имиджем, репутацией, опытом, запасом прочности, хорошей командой, сильным брендом и так далее. Ты несешь ответственность за то, что делаешь, и благодаря этому ты делаешь деньги. Поэтому там часто называют компании именами основателей бизнеса: McDonald’s, Hewlett-Packard (HP).

В России же часто используются термины «рубить бабло» и «косить капусту». А «делать деньги» используется реже, у нас такой традиции нет. Только сейчас начинают появляться пекарня Ивановых или кафе «У Ольги» и подобное. В России бизнесмены часто проводят эпизодические короткие сделки, поскольку боятся перспективы, они не знают, что будет дальше. Пока есть возможность, надо хапануть и бежать.

Культура предпринимательства – это когда ты говоришь: «Я буду делать бизнес, он будет экологичный, законный, белый, привлекательный. Я его буду делать долго. Я буду делать тот бизнес, который смогу передать по наследству». У нас мало предпринимателей в России, они малограмотны, и далеко не все из них социально ответственны.

Мало – это сколько? Сколько нам надо нарастить?

— Президент поставил задачу: доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП должна составлять 20 %. А сейчас она не дотягивает до 10 %. У нас должны усилиться сферы IT, туризма, микроэлектроника, промышленность. Мы элементарных вещей не можем делать в России. Мы черенки для лопат заказываем из других регионов: в Тюменской области производят либо слишком мало, либо вообще не производят. Скрепки, носки… Посмотрите на нас с вами: одежда, гаджеты, аксессуары не в Тюменской области произведены, даж,е, возможно не в России. Даже в бытовом плане мы себя не обеспечиваем.

Мы можем? К примеру, одеждой себя обеспечить?

— Как только из России начали уходить бренды, стали востребованными небольшие ателье и швейные фабрики. А где еще брать? Китайский рынок уже переориентируется. Китай уже не самая дешевая страна, не самая дешевая рабочая сила. Некоторые вещи китайцы уже у нас заказывают. Мы для них теперь «белые негры».

Какие именно?

— Они точно любят наши продукты питания. И им дешевле заказать производство у нас из-за курса валют. Китайский бизнес вошел во многие страны, в том числе и в Россию. У них усилился автопром, микроэлектроника, и многие страны от них зависят. Китай начал богатеть. Если раньше мы помогали развивающейся Азии, то сейчас они на нас смотрят как на младших братьев.

Стереотип хапуги

Насколько активно пополняется список самозанятых в Тюменской области?

— Самозанятых становится больше. Это обеление и осознанный переход в сторону законного ведения коммерческой деятельности. Все встает на свои места. Тюменская область – один из регионов, который показывает рост в целом по МСП, тогда как другие регионы показывают стагнацию.

Вообще, самозанятые – это та форма, которая стоит между физлицом и индивидуальным предпринимательством. Раньше на этом месте был огромный пробел: либо ты физлицо, либо ИП. Появилось новое звено, и многие шагнули от физлица к самозанятости, а некоторые ИП стали самозанятыми, потому что раньше у человека просто не было такой возможности, хотя и работал сам на себя, без сотрудников.

Сейчас эта структура устаканится, и через год-два появится настоящая статистика самозанятых. Тогда мы начнем относиться к предпринимателям не как с коммерсам-хапугам, которые наживаются (отголоски 90-х). Пока для людей предпринимательство не является чем-то престижным; это что-то непонятное, за кем гоняется налоговая, прокуратура, пожарная, санэпидем. Эти стереотипы еще живы.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева