Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Мигалин
Свердловская область
7 НОЯБРЯ, 2023
В День народного единства в Москве откроется Международный форум-выставка «Россия», посетители которого смогут ознакомиться с культурой, бытом и экономикой всех регионов нашей огромной страны. О том, как будет представлен на выставке Средний Урал, в Открытой студии «ФедералПресс» рассказал заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин. Спойлер: круче в истории страны еще не было.
Дмитрий Александрович, вот-вот начнется форум-выставка «Россия». Как готовится Свердловская область и какие задачи планирует решить в рамках этого форума?
– Задача была обозначена президентом Владимиром Путиным и руководителем оргкомитета Сергеем Кириенко. Это аналог советской ВДНХ, как она в свое время замышлялась. То есть мы должны показать достижения страны и конкретных регионов за последнее десятилетие, а также обозначить перспективы.
Говоря об идеологии мероприятия, я бы провел аналогию с картиной Гогена: кто мы, откуда пришли, куда идем. Было-стало-будет – таков концепт. И действительно, мы многое не знаем о своей стране, о тех уникальных проектах, каких-то прорывных вещах, которые реализуются в регионах.
Для каждого [региона] это возможность показать себя на федеральном уровне. Поэтому у нас, помимо стендов, будет большое количество мероприятий с федеральными органами власти, где можно текущие проекты презентовать в неформальной обстановке, что позволит проще отрабатывать с федеральными коллегами вопросы финансирования.
То есть наши презентации профильные министры увидят не на бумажках, а воочию. Кроме того, я абсолютно уверен, что по итогам этой выставки у нас появятся инвесторы из других регионов, даже из других стран.
Мы презентуем туристический потенциал Свердловской области. Он растет. По итогам летнего сезона по потоку туристов мы на шестом месте в России. Обошли даже некоторые традиционно курортные регионы. Понятно, что этому способствовал ИННОПРОМ, а также Международный фестиваль студенческого спорта, но так или иначе факт налицо. Люди к нам едут, это интересно. Но для многих, наверное, все равно Свердловская область и туризм представляются несовместимыми вещами. Наша задача показать, что это не так.
Но еще более важно, что на выставке будет очень много молодежи. Мы позиционируем себя как студенческая столица России – губернатор Евгений Куйвашев реализует здесь программу «Кампус». Эта программа в том числе направлена на то, чтобы привлекать на Средний Урал учиться молодых людей, чтобы они потом оставались здесь жить и работать.
25 ноября на ВДНХ отдельно пройдет День Свердловской области, подразумевающий большое количество презентационных мероприятий.
В конечном итоге эта выставка должна сказаться на экономике региона?
– Это больше, чем экономика. Это только одна из частей. Но она осязаемая. Безусловно, есть задача, чтобы выставка дала дополнительный импульс для развития региона.
Что прежде всего надо показать посетителям выставки, чтобы, во-первых, они восхитились Свердловской областью, а во-вторых, обязательно захотели сюда приехать?
– Нужно показать, что у нас уже есть и к чему мы стремимся. Показать стратегию, наши проекты: «Сухой порт», «Кампус», «Ирбит – музейная столица». Многое другое.
Мы постарались максимально в рамках отведенного времени познакомить посетителей с нашей культурой и идентичностью. Наш стенд выполнен в виде старого Демидовского завода. Это интересные дизайнерские решения. Например, в одной из колонн будет имитация домны, где можно ощутить жар, запах плавящегося чугуна. В другой колонне оборудована специальная комната, в которой со всех сторон в формате 3D представлены наши достопримечательности. Эффект присутствия стопроцентный. Представлены и Музей военной техники УГМК, и наши предприятия, и красивые виды центра Екатеринбурга, и тагильская набережная, и Конжаковский камень, и «Оленьи ручьи».
Самый центр экспозиции – кинетический стол. На нем будет несколько кнопок. Например, нажимаешь на «Промышленность» – из поверхности появляются напечатанные 3D-принтером макеты. Среди них офисы Русской медной компании или «СКБ-контура», кампус УрФУ, Храм-на-Крови, ледовая арена УГМК.
Также много интерактивных экспонатов. В частности, посетители смогут оставить свои отпечатки рук, их потом отольют в металле и прикрепят на наш стенд. Будут разного рода научные шоу, показывающие наши проекты через призму молодежной игры: в частности, можно поиграть в «Майнкрафт», совершая виртуальную прогулку по Площади 1905 года. Идей много, к их разработке мы привлекали представителей креативных и творческих сообществ.
В целом мы понимаем, что выставка будет чем-то грандиозным. Это главная выставка страны не только потому, что это важно с точки зрения нашего самосознания, но и потому, что настолько круто еще никогда не делали.
Нет ли ощущения, что смыслы, которые регионы вкладывают в свое позиционирование, у многих могут быть одинаковыми? Наверное, каждый регион считает себя «сердцем России»?
– Мы позиционируем регион с лозунгом «Урал – край сильных духом людей». Это наш месседж.
У некоторых коллег, безусловно, есть с нами пересечение. Но главный вопрос: было-стало-будет. Важно показать, что мы не просто построили, но и продемонстрировать, к чему стремимся дальше.
Кстати, одним из амбассадоров Свердловской области у нас заявлен наш земляк Михаил Альбертович Мурашко, министр здравоохранения РФ. Также регион представят другие знаковые персоны: лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, экс-биатлонист Антон Шипулин, экс-хоккеист Павел Дацюк, гонщик Сергей Карякин, Герой России Дамир Юсупов, космонавт Сергей Прокофьев, участник «Уральских пельменей» Андрей Рожков.
Еще одной «фишкой» стенда станет фестиваль «Аутентичная уральская кухня». Потому как немногие в стране знают, что на Урале есть свои кулинарные традиции.
По большому счету Свердловская область на хорошем счету в рейтинге инвестпривлекательности среди регионов РФ и перешла на несколько ступеней выше. Как в непростое для экономики время удалось достичь таких высоких результатов?
– Да, 541 млрд рублей инвестиций по прошлому году. Таких цифр никогда не было. Я не буду говорить, что в этом заслуга конкретно правительства региона. Во-первых, сыграла свою роль общая ситуация – международная, геополитическая. Деньги на Запад больше не уходят, соответственно, многие начинают инвестировать в регион в рамках импортозамещения, развития своих производственных программ. У нас в принципе очень крупные проекты реализуют все уральские производственные холдинги.
Если говорить, как мы этому способствуем, то многие из них локализованы в наших преференциальных зонах. Так, две дополнительных очереди «Титановой долины» планируется запустить в следующем году. Спрос есть. Туда идет инвестор. Наша задача – помочь ему сориентироваться, дать льготы, которые он может получить благодаря режимам особой экономической зоны, территории опережающего развития, индустриальных парков и так далее. Это уже совместная работа инвестора и правительства Свердловской области.
Когда инвестор реализует проект, ему важны условия в течение длительного периода времени. Мы такие условия гарантируем на весь срок реализации всего инвеспроекта. И это востребованная мера.
Опять же в других регионах начинают смотреть на наш внутренний туризм, он растет. Инфраструктуры, конечно, не хватает, но никто не ожидал до последних международных событий такого резкого роста туристического внутреннего потока. Поэтому мы начинаем догонять по инфраструктуре, приземляем федеральные меры поддержки, дополняем их региональными.
Вы упомянули преференциальные зоны. Я правильно понимаю, что количество резидентов в них начало резко расти именно после февраля 2022 года?
– В целом наши люди видят возможности. Ушли представители недружественных стран, которые в свое время деньгами задавили рынок. На их место приходят новые отечественные производства. Их достаточно много. Ниши есть, их надо заполнять. А заполнять их проще благодаря таким структурам, как Агентство привлечения инвестиций или Корпорация развития Среднего Урала.
У нас уже есть площадка, а инфраструктуру мы подготовим.
Можем ожидать на 2024 год рекордных показателей по инвестициям?
– Задача такая стоит. Мы обязаны это сделать. И на это есть объективные предпосылки.
Психология инвесторов начинает меняться. Есть проблема с кадрами? А вопрос в чем? Значит, что зарплаты лучше становятся, конкурентная среда, если говорить с точки зрения социальных эффектов. Значит, что рано или поздно, предприятия будут вынуждены не просто думать о том, как зарплату людям платить, но и о том, как их обучить, построить жилье, чтобы завлечь специалистов. И бизнес пойдет по этому пути, понимая, что это тоже часть инвестиционного процесса. Потому что для успеха нужны хорошие кадры. Главное, понять это вовремя и принять меры.
Ранее сообщалось, что выставку посетит президент РФ Владимир Путин.
Видео: ФедералПресс / Евгений Точигин. Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, Дмитрий Мигалин, Иван Кабанов, Полина Зиновьева, Дмитрий Шевалдин, Ольга Юшкова