Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
5 ФЕВРАЛЯ, 2024
Новый, 2024 год в США начался неспокойно: возникли проблемы как внутри страны, так и за ее пределами. А еще в этом году американцы будут выбирать нового главу Белого дома, и, вероятно, за этот пост будут, как и в 2020-м, бороться Джо Байден и Дональд Трамп. О перипетиях американской политики «ФедералПресс» поговорил с американистом Малеком Дудаковым. Читайте на «ФедералПресс» и смотрите видеоверсию интервью.
Малек, добрый день! Новый год в Америке начался с неприятных событий в Техасе. Как вы думаете, чем закончится противостояние федерального центра и штата?
— Смотрите, ситуация в Техасе остается нестабильной на протяжении уже длительного периода времени, как минимум одного года, если не больше. Потому что все это время на южной границе США разгорается миграционный кризис. Сотни тысяч нелегалов пересекают эту самую границу, администрация Байдена с этим никак не борется. В свое время Техас даже начал депортировать этих нелегальных мигрантов в демократические штаты: в Иллинойс, в Чикаго, в частности, и в некоторые другие либеральные мегаполисы, но, как мы видим, это не заставило демократов разрешать вопрос с южной границей и с ее безопасностью, поэтому Техас теперь просто-напросто отправляет свою национальную гвардию для того, чтобы брать под свой контроль участки границы, где эти нелегальные мигранты ее пересекают.
Администрация Байдена пошла судиться, как мы знаем. Верховный суд встал на сторону федерального правительства, но после этого власти штата объявили просто-напросто, что они отказываются признавать действие каких-либо федеральных постановлений в вопросе миграции, пока этот кризис продолжается. У Байдена, как и у любого американского президента, есть право поставить под свой прямой контроль Национальную гвардию, ее федерализировать, но тут, судя по всему, Байден на это не идет, понимая, что, вполне возможно, Техас и это решение саботирует, плюс на стороне Техаса выступают еще 26 других республиканских штатов, где у власти губернаторы-республиканцы. Точнее, 25, но суммарно их 26. Мы наблюдаем раскол Америки буквально пополам: республиканская Америка и Америка демократическая.
Судя по всему, сейчас Белый дом решил несколько отстраниться от ситуации. Не готовы они идти на дальнейшую эскалацию в конфликте с Техасом, а Техас планирует свой опыт масштабировать и всю южную границу своего штата с Мексикой поставить под контроль Нацгвардии, которая сама будет депортировать нелегальных мигрантов, если федеральные пограничники этим не занимаются.
Смотрите, у Байдена появилась еще одна головная боль – это атака на базу в Иордании. Некоторые прогнозируют, что чуть ли не нужно начинать войну между США и Ираном. Какой будет ответ Вашингтона, как вы думаете?
— Ситуация на Ближнем Востоке остается очень напряженной, и Байден оказался в таком цугцванге, когда любое последующее решение только ухудшает его позицию. Не отвечать на это невозможно, потому что это будет признаком слабости Байдена и Америки в целом. На Ближнем Востоке очень чутко воспринимают любую слабость. Слабость Америки они уже усвоили, но любое дальнейшее ослабление позиций США будет очень сильно отзываться для Вашингтона.
А как ответить? Здесь вопрос. То, что сейчас предлагается, например, нанести удар по проиранским силам в Ираке и Сирии, американцы уже использовали, применяли. Ни к чему это не привело. Наоборот, эти силы начинают еще более активно бить ракетами и дронами по американским базам. Ударить напрямую по Ирану? Это будет сильнейшая эскалация. Иран уже грозит тем, что он ответит, просто-напросто вынесет американские базы в Персидском заливе, и там будут тысячи потерь среди американских солдат, если не десятки тысяч. Ввести какие-то новые санкции? Скорее всего, вряд ли. Учитывая, что и нынешние санкции против Ирана особо не работают. Тем более что Америка заинтересована в поставке иранской нефти на мировой рынок, иначе будет дестабилизация, рост цен и новый виток энергокризиса на Западе.
Соответственно, варианты все довольно плохие, хороших нет. Единственное правильное решение, которое должна была бы принять администрация Байдена, – это выводить постепенно американские войска из Сирии и из Ирака, но сейчас они на это не пойдут, отлично понимая, что это покажет их очевидное политическое и военное поражение. Разговоры идут, переговоры с Ираком и Сирией будут продолжаться, но я думаю, что это решение будут всячески оттягивать до конца как минимум 2024 года.
Малек, давайте поговорим о выборах. Какие у вас впечатления от республиканских праймериз? И Трамп – это тот кандидат, который нужен республиканцам, или все-таки нет?
— Трамп – это тот кандидат, который побеждает на республиканских праймериз. Очевидно, его большинство республиканского электората поддерживает, даже если не все представители республиканского истеблишмента рады третьим выборам подряд с участием Дональда Трампа как своего основного кандидата в президенты.
Трамп готовится к праймериз, ну к кокусам в Неваде, потом праймериз в Южной Каролине, после чего, скорее всего, оставшийся конкурент Трампа в лице Никки Хейли сходит с президентской гонки и Трамп становится очевидным победителем этих самых республиканских праймериз.
Что касается в целом хода президентской гонки, то, как мы видим, примерно схожая картина у демократов. Джо Байден идет тоже к вполне себе уверенной победе на демократических праймериз, и с высокой долей вероятности мы увидим повторение выборов 2020 года, а именно столкновение Байдена и Трампа, просто уже в другой роли, в ноябре 2024 года, когда пройдут в Америке президентские выборы.
Сейчас, если верить опросам общественного мнения, позиция сильнее именно у Трампа. Если взять любой агрегатор опросов, то Трамп на три-четыре пункта опережает Джо Байдена. Если бы выборы прошли в ближайший вторник, то Трамп, скорее всего, победил бы. Но до выборов еще восемь-девять месяцев, что-то может измениться. Тем более что над Трампом нависли четыре уголовных дела, есть у него определенные проблемы, но и у Байдена огромное количество проблем: и внутриамериканские кризисы, и нестабильная ситуация во внешней политике.
Американская пресса постоянно пишет о том, что рейтинг Байдена снижается, идет вниз. Как он с такими показателями, с такими проблемами, о которых вы упомянули, может пойти на второй президентский срок?
— Во-первых, мы не видим никакой другой более сильной фигуры, которая бы могла консолидировать электорат демократов. Это раз. Все те персонажи, которые обычно обсуждаются Daily News: губернатор Калифорнии [Гэвин Ньюсом], Гретхен Уитмен – губернатор Мичигана, [супруга 44-го президента США] Мишель Обама, они, честно говоря, на мой взгляд, не особенно годятся на текущий момент как кандидаты в президенты, хотя, возможно, они работают с прицелом на следующие выборы, в 2028 году либо в 2032-м.
Что касается Джо Байдена, у него все-таки имеется определенный статус действующего президента. Нужно понимать, что почти все американские президенты шли на второй срок, если у них была такая возможность, никто не отказывался. И Джо Байден планирует, несмотря ни на что, переизбираться. Я бы не сказал, что у него совсем шансов нет. Да, рейтинги низкие, да он отстает от Трампа – это правда, но за восемь месяцев многое может измениться.
Фото: Unsplash.com, из личного архива Малека Дудакова