Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Эксперт о ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России»

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Полетаева
Приморский край
12 АПРЕЛЯ, 2024

Пушкарев Сергей Григорьевич

Приморский край

Тема мигрантов, особенно тех, кто въезжает в Россию из Узбекистана, Таджикистана и других стран, с которыми не установлен визовый режим, снова стала острой. Россияне требуют усилить контроль за иностранцами, которые приезжают сюда на заработки, однако пока готового решения, которое помогло бы не обрушить экономику и урегулировать ситуацию, нет. Масла в огонь подливают новости о конфликтах иностранцев с россиянами, в том числе между детьми, а также то, что большая часть мигрантов не может или не хочет становиться полноценными членами российского общества. Почему сложилась такая ситуация и зачем России учить детей трудовых мигрантов, в интервью «ФедералПресс» рассказал председатель правления ПРОО «Миграция» Сергей Пушкарев.

Сергей Григорьевич, как вы относитесь к ужесточению условий пребывания на территории России трудовых мигрантов?

— Я отношусь к этому, как к следствию неорганизованной трудовой миграции из стран с безвизовым порядком въезда. Почему все это появилось? Мы ведь говорим не о вьетнамцах, индусах, корейцах. Нам на Дальнем Востоке предпочтительны специалисты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. По трудовой миграции из визовых стран нет никаких проблем. Есть, конечно, вопросы, связанные с длительными сроками получения квот работодателями на привлечение и использование требуемых работников из этих стран, но в основном весь процесс отлажен в законодательном и правоприменительном плане, четко связан с работодателем: по приглашению, приему, миграционному учету, работе, выезду по окончании контракта.

Получается, что именно работодатели несут ответственность за мигрантов, которые приезжают к нам на работу – в случае с визовым режимом?

— Совершенно верно! При том что иностранный работник не может самовольно покинуть работу у данного работодателя и уйти к другому. Все регламентировано.

А какая ситуация с иностранцами, которые въезжают в Россию без виз?

— Они въезжают свободно, без всяких приглашений, оформляют безадресные патенты, после чего начинают искать работодателей. В итоге находят работодателей, заключают с ними договоры найма – это чуть больше 36 % трудовых мигрантов, получивших патент. Получается, что остальные 64 % работают в «серой» зоне, без уплаты налогов, обесценивая рабочие места, вызывая недовольство коренного населения.

Ежегодно в режиме неформальной занятости на территории Приморского края находится от 15 до 20 тысяч трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ, работающих по «серым» схемам привлечения трудовых мигрантов, создавая социальную напряженность в обществе, недовольство местного населения, предпосылки экстремистских и террористических угроз.

Кто эти люди, какая истинная цель их въезда в нашу страну, их намерения? Ведь после развала СССР прошло уже почти 33 года, и за это время выросло второе поколение, не знающее о его существовании, а мы все считаем их соотечественниками.

По действующим правилам эти граждане подлежат дактилоскопированию в течение 90 дней после прибытия в Россию при условии, что они здесь планируют находиться дольше, чем 90 дней, либо в течение 3 дней, если они прибывают с целью работы по найму. Но в таком случае те, чье пребывание на территории России краткосрочно (например, террористы, расстрелявшие безоружных людей в Crocus City Hall), то они теряются в массе всех прибывающих иностранных граждан.

Сложившаяся в процессе безвизовой миграции иностранных граждан ситуация с требованиями изгнания мигрантов из субъектов РФ в последнее время стала интенсивно раскручиваться в интернете. Правильно ли это? Особенно для территорий Дальнего Востока России в условиях глобального разворота России на Восток.

— Мы здесь должны в кратчайшие сроки нарастить инфраструктурный потенциал для повышения качества жизни и закрепления собственного населения на Дальнем Востоке и привлечь сюда социально-активных людей из других регионов РФ и зарубежья.

Кто бы меня в этом ни упрекал, но решение этих задач требует привлечения дополнительного трудового потенциала на основе коренного изменения подходов к формированию рынка внешней трудовой миграции из стран с безвизовым режимом въезда, а именно:

  • определения организованного целевого набора как единственного способа к формированию рынка внешней трудовой миграции, исключающего неконтролируемый въезд трудовых мигрантов из стран с безвизовым порядком въезда;
  • повышения ответственности работодателей над использованием иностранных специалистов и ужесточения контроля со стороны правоохранительных и фискальных органов.

Получается, что этот вопрос можно отрегулировать только на законном уровне?

— Безусловно! Тем более что миграционное законодательство – это прерогатива федеральных органов власти.

Сейчас обсуждаются два противоречивых проекта федеральных законов (далее – проект ФЗ) по миграционной тематике: один разработан Минтрудом РФ, второй представлен МВД России.

С первого взгляда проект ФЗ, разработанный Минтрудом.рф, вызывает одобрение, так как вводит в ФЗ № 115-ФЗ статью 13.8, которая (п. 1) определяет, что привлечение иностранных граждан в порядке целевого организованного набора признается приоритетным механизмом осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в России. Вместе с тем проект ФЗ оставляет в силе ст. 13.3. ФЗ № 115-ФЗ со свободным, нерегулируемым въездом граждан из безвизовых стран, скомпрометировавшую себя патентную систему трудоустройства безвизовиков, и что самое главное, нивелирует действующий механизм целевого организованного набора специалистов из стран с визовым режимом въезда, установленный ст. 13 и 18 ФЗ № 115-ФЗ.

Проект ФЗ, представленный МВД РФ, представляет другой подход к реформированию трудовой миграции. Он предусматривает регулирование трудовой миграции на основе двух информационных ресурсов: единого реестра работодателей, привлекающих иностранных работников, и единого реестра иностранных работников. При этом иностранные граждане, независимо от порядка въезда в Российскую Федерацию, наделяются правом осуществлять трудовую деятельность как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Оба проекта ФЗ исключают из процесса регулирования рынка внешней трудовой миграции институты гражданского общества (бизнес-сообщества, СО НКО), отдавая все на откуп одной государственной унитарной организации.

Сдается, что проекты ФЗ разрабатывали люди, опираясь на опыт работы в одном отдельном регионе, без учета опыта других субъектов РФ.

— Я отмечал в начале интервью об особенностях и приоритетах внешней трудовой миграции в регионах Дальнего Востока России. Так вот, по нашему мнению, оба проекта ФЗ в случае их принятия Госдумой России разрушат годами сложившуюся у нас систему привлечения и использования специалистов из визовых стран АТР и Юго-Восточной Азии и внесут еще большую сумятицу в процессы формирования рынка внешней трудовой миграции со всеми вытекающими последствиями (теневыми посредниками, бригадирами-поставщиками и постановщиками в реестр иностранных работников и т. п.).

Ну почему бы разработчикам проектов ФЗ не воспользоваться опытом прошлых лет, начиная от освоения территорий Дальнего Востока и Сибири, строительства великих строек коммунизма. Я сам начинал свою трудовую деятельность, и 13 лет работал электромонтажником на строительстве Большого Владивостока. Тогда здесь работали строители со всего Советского Союза. Отработав свой контракт, некоторые из них уходили на плавбазы, зарабатывали длинные рубли и уезжали. Другие оставались здесь на постоянное жительство, устраиваясь на возведенные ими предприятия.

Почему мы каждый раз начинаем с нуля? Не нужно рушить то, что уже создано прошлыми поколениями, нужно просто учитывать накопленный опыт при разработке законов, исходя из требования времени.

Сегодня у россиян есть еще одно недовольство – дети мигрантов ходят в муниципальные сады и школы. Действительно ли есть эта проблема?

— Этот вопрос очень серьезный, и причина этого недовольства опять же кроется в неуправляемости миграционных процессов из безвизовых стран. Если мигрант приехал по приглашению работодателя и тот согласился на ввоз семьи, взял на себя эту нагрузку или установил заработную плату работнику, позволяющую ему содержать здесь свою семью, то это уже другой разговор.

А так получается, что гражданин въехал в Россию в безвизовом порядке, без приглашения, приобрел патент, ввез свою семью, перебиваясь случайными заработками. По российскому закону дети, находящиеся на территории России, должны учиться. Учеба – это не только школа, но и семья. Но никто не изучает, а кто их родители, где они трудятся. Может, они приехали на работу, которая предусматривает лишь вахтовый метод – отработать и уехать. Многие именно так и работают. Сегодня иностранцам выгоднее учить своих детей в России до определенного времени, а потом увозить их обратно. Это разве правильно? Поэтому нужно изучать, какой образ жизни ведут родители, способствует ли он социализации их детей в наше сообщество, или наоборот. Пренебрежение этим чревато нехорошими последствиями, так как мы имеем дело с подрастающим поколением, когда они вырастают со своими нормами поведениями и сознанием. И чем занимаются родители таких детей – это главная наша задача.

Это действительно очень серьезный вопрос и требует рассмотрения серьезных специалистов, чтобы не допустить серьезных последствий.

Фото: ФедералПресс/ Евгений Поторочин