Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Павел Наливайко о выборной кампании на Востоке страны: «Дальний Восток перестал быть проблемным для Москвы с точки зрения выборов»

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Приморский край
31 МАЯ, 2024

Наливайко Павел

Политология и политтехнологии
ДФО

В сентябре на Дальнем Востоке пройдут губернаторские выборы сразу в трех регионах: Сахалин, Забайкалье и Хабаровский край, где только недавно сменился руководитель. Политолог, директор консалтингового центра «Эксперт групп» Павел Наливайко обсудил с журналистом «ФедералПресс», каким должен быть губернатор в одной из ключевых восточных регионов, на что будут делать акцент технологи в ходе губернаторских кампаний и где грань между популизмом и нормальной работой управленца. Политолог также рассказал о стиле работы нового врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина, к которому сейчас приковано внимание не только жителей региона, но и, как минимум, всех дальневосточников.

Павел, в этом году на Дальнем Востоке снова будут губернаторские выборы – теперь в трех регионах, вместо двух. Будет ли кампания неожиданной?

— На самом деле, каких-либо неожиданностей с точки зрения результата я не прогнозирую. В двух регионах победят действующие главы – это Осипов в Забайкальском крае и Лимаренко в Сахалинской области. В Хабаровском крае победит врио губернатора Демешин. Другой вопрос, что в каждой кампании есть своя специфика. И, соответственно, командам глав регионов придется решать проблемы, которые фиксируются на старте кампании. На Сахалине – это перспективы развития области: Лимаренко надо чем-то удивлять свой электорат, фиксировать, что изменится в последующие пять лет в жизни региона. Учитывая, что в предыдущий его срок было сделано немало, и область по целому ряду позиций даже в федеральном масштабе шагнула в число лидеров, я полагаю, что ответ на этот вопрос у команды губернатора найдется. В Забайкальском крае сейчас довольно сложная ситуация с природными катаклизмами. Полагаю, тема с природными пожарами может выйти в число ключевых. И, возможно, как губернатор-спасатель Осипов пройдет этот трехмесячный цикл. Похожие прецеденты у нас были: вспомним в свое время выборы Игоря Кобзева в Иркутской области – когда ликвидировали последствия наводнения. Полагаю, что есть моменты, которые будут интересны общественности. Что касается хабаровской кампании, то здесь, очевидно, будет необходимость в крайне сжатый срок познакомить регион с новым врио губернатора, а потом тут же конвертировать узнаваемость в рейтинг. Задача крайне серьезная, даже на фоне того, что регион нельзя назвать оппозиционным, как это было еще пять-шесть лет назад.

До 2018 года на Дальнем Востоке всегда было непредсказуемо на выборах. Что изменилось? Работа глав регионов устраивает людей? Или нет конкуренции?

— В последние годы изменился подход к организации выборов на Дальнем Востоке. А с учетом того, что сейчас Россия живет в эпоху специальной военной операции, и, как сказал президент, все понимают серьезность этого этапа, который проходит наша страна, все относятся к выборам глав регионов особенно. Поэтому неожиданных результатов у нас все меньше. Опять-таки, не сказать, что все выборы проходят исключительно по референдумному сценарию – зачастую даже при отсутствии сильных конкурентов главным конкурентом кандидата становится народ. И на сегодняшний день идет работа не только на победу, на проведение легитимной кампании – и это не менее важный момент.

Давайте поговорим о новом врио губернатора Хабаровского края. Дмитрий Демешин – человек из другой сферы, как он сам говорит – работал по ту сторону баррикад. И сейчас часто встречаю комментарии, что в каждый регион бы такого человека. Действительно оптимальный вариант? И почему раньше силовиков не ставили управлять регионами?

— Нельзя сказать, что Демешин прям силовик в привычном понимании. Все-таки силовики – это выходцы из МВД, Следственного комитета, ФСБ. Что касается Демешина, то прокуратура – это контрольно-надзорный орган, и человек, который чаще и больше всего в силу своей деятельности взаимодействует с органами исполнительной власти. Конечно, тот опыт, который есть у Демешина, крайне полезен для Хабаровского края. Во-первых, ему не пришлось с нуля погружаться в дела региона: он здесь несколько лет живет, много работал по хабаровской проблематике. Во-вторых, оптимальный или нет вариант, покажет только время и то, как команда Демешина будет работать. Если работа будет выстроена грамотно, то оптимистичные ожидания населения оправдаются. И, полагаю, мы это увидим в ближайшие несколько месяцев.

В целом, назначение интересное, но, опять-таки, не везде есть такие кадровые решения, не на всех хватает таких специалистов, как Демешин, который может в себе сочетать профессионализм, способность публично защищать интересы людей и быть прямым последователем политики президента.

Какие проблемы вообще в регионе надо решать в первую очередь? Почему они вообще сложились?

— Хабаровский край в этом плане не так сильно отличается от других регионов. И то, что обозначал Демешин во время своего вступления в должность, – это дороги, ЖКХ, здравоохранение, благоустройство. Эти проблемы знакомы любому другому субъекту.

Почему они сложились – то наследие, которое досталось от предшественников, не устраняется моментально. Более того, мы понимаем, что в ряде сфер, например, в благоустройстве, ничего не делалось со времен Советского Союза, и только сейчас, благодаря политике Путина, разработаны специальные нацпроекты, которые со временем дают свои результаты. Но, опять-таки, невозможно за год обновить все дворовые и общественные пространства региона. Это длительный процесс, который шаг за шагом приходится решать.

Другой вопрос – как быстро это можно решать. И, я полагаю, посыл Демешина направлен на это: во многих местах не нужно ждать многомиллиардных инвестиционных проектов или дотаций. Зачастую достаточно просто приводить территории в порядок, объекты содержать в порядке, чего достаточно для восприятия населением. И недавние поездки Демешина это подтверждают: звезд с неба хватать не нужно – людям порой достаточно ровного асфальта и не надо укладывать дорогую брусчатку. Речь об этом и о подходах – в некоторых регионах проблемы удается решать быстрее. Например, на Сахалине удалось решить вопрос по записи к специалистам здравоохранения.

Пока Демешин не дает конкретики по смене команды. Как вы считаете, кто может потерять пост одним из первых?

— На мой взгляд, каких-либо кадровых решений сходу быть и не могло быть – потому что есть фактор преемственности. Демешин еще в первых своих публичных выступлениях отметил, что он уважительно относится к достижениям, которые произошли при Михаиле Дегтяреве, и никто не собирается их дискредитировать, а наоборот, все, что достигнуто, положительно – сохранится, все, что начато, будет продолжено. Та команда, которая сейчас досталась Демешину, – она по большому счету слаженная, готовая выполнять разного рода задачи. И менять коней на переправе – не самый оптимальный вариант. Да, точечные замены будут со временем, но, опять же, нет необходимости распускать правительство и ставить новых людей. Это в нынешнее время нерационально, учитывая, что регион живет, как и все остальные, в период проведения специальной военной операции.

Если образ Демешина в соцсетях и в реальности одинаков, то чиновникам, да и элитам несладко. Можем ли говорить, что выборы в этом регионе будут интересными и с неожиданным результатом? Кто может составить конкуренцию и будут ли?

— Аналогичная история – с отношениями с чиновниками и элитами. Мы сейчас своего рода заложники контраста: был более дипломатичный Михаил Дегтярев, и на его место пришел более жесткий с точки зрения стиля управления Дмитрий Демешин. И кажется, что происходит разнос и критика чиновников. Но на самом деле, если вникнуть в контекст и послушать все выступления Демешина, то он ничего сверхъестественного не требует, кроме как работать и выполнять свои обязательства, которые у чиновников закреплены в должностных инструкциях. И здесь он дает сигнал и элитам, и всем остальным: если у вас есть желание развивать регион, мы сработаемся, если нет – тогда нам не по пути.

Видите ли вы некоторое сходство Демешина с Кожемяко? Как вы думаете, почему именно в этих регионах в итоге такие сильные и жесткие руководители?

— С точки зрения типов политиков – защитников интересов народа, справедливости, эффективных руководителей, требовательных, конечно, главы Хабаровского края и Приморского похожи. И, полагаю, это не случайно, учитывая стратегическую важность обоих регионов. Они находятся фактически на острие разворота на Восток, а Хабаровский край еще и несет в себе крайне важную историю с военной помощью бойцам на фронте. Конечно, стратегическая значимость Хабаровского края предполагает такой тип руководителя. Сейчас это актуально как никогда. И вопросов, почему именно Демешин – в Хабаровском крае, а Кожемяко – в Приморском.

Часто популярных политиков обвиняют в популизме. Как вы думаете, Кожемяко и Демешин имеют такой «грешок»? Где грань между популизмом и нормальной работой главы региона – для вас?

— На самом деле, грань между популизмом и нормальной работой очень четко прослеживается, если анализировать подробно, что говорят руководители регионов. Популизм – это когда губернатор позволяет себе огульную критику без каких-либо решений и попыток как-то изменить ситуацию. Это просто игра на камеру, с акцентом на эмоцию без конструктивного звена.

Что касается нормальной работы с эмоциональным окрасом – то, что мы видим сейчас в Хабаровском крае. Например, Демешин, если выходит на какой-то объект и крайне жестко фиксирует свою позицию, тут же или дает поручение, или сам предлагает путь решения. И это отличие от популизма, потому что человек просто приводит в чувства провинившегося, но при этом говорит, как выйти из ситуации. Понятно, что, если человек при таком раскладе по-прежнему не будет выполнять свои обязательства, то он занимает не свое место. И люди научились отделять зерна от плевел, чтобы понимать, где – популист, а где – человек, который настроен на созидание и конструктивную работу.

В чем секрет успешной выборной кампании в регионе? Дальневосточный в этом смысле чем-то отличается от западных регионов?

— Мой опыт показывает, что сверх отличий с точки зрения работы на выборах в дальневосточном регионе или других объектах страны нет. Люди на самом деле сейчас политически активны и политически окультурены. Они прекрасно разбираются в кандидатах, в их образах и понимают, кто перед ними – хозяйственник, защитник, лоббист. Они сами отвечают на вопрос «кто этот человек и что он для меня сделает». Поэтому на Дальнем Востоке специалисты в рамках предвыборных кампаний решают именно эти задачи. Нет необходимости в сверхтехнологиях, которые позволили бы контролировать людей через обман или обещания, которые принесли бы ситуативный результат. Сейчас намного важнее показать, что глава региона, условно говоря, – нормальный мужик, человек, эффективный управленец и имеет поддержку главы государства. Я полагаю, что сейчас это три ключевых столпа, на которых строится большинство избирательных кампаний, в остальном это все детали, которые могут отличаться в разных субъектах. Я думаю, что осенью мы будем видеть в регионах Дальнего Востока похожие посылы, и, наверное, это правильно, потому что сейчас главам регионов важнее донести до людей базис – те потребности, которые люди для себя определяют в бытовом плане, а потом уже говорить о настройке с точки зрения каких-то макропроектов, увеличения сферы доходов. Пока люди не удовлетворят свою потребность в основных вещах, никто даже не будет об этом задумываться. И именно поэтому мы все реже видим предвыборные программы, которые рассказывают о светлом будущем с точки зрения макроинициатив, и все больше встречаем именно реальные документы, которые направлены на улучшение жизни здесь и сейчас.

Напомним, в мае 2024 года губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев получил должность министра спорта России. Врио губернатора региона Владимир Путин назначил Дмитрия Демешина. Он несколько лет занимал пост заместителя генпрокурора России по Сибири и Дальнему Востоку.

Фото: предоставлено героем публикации