Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Пришла зарабатывать, а осталась по любви»: откровенный рассказ нижегородки о профессии

Редакция «ФедералПресс» / Ксения Кобалия
Нижегородская область
12 ОКТЯБРЯ, 2024

Более 150 женщин-водителей работают в трамвайных депо Нижнего Новгорода, которые находятся в ведении ООО «Экологические проекты». Одна из них – Наталья Кузнецова, за плечами которой почти 27 лет опыта управления трамваем. Нижегородка не планировала задерживаться здесь надолго, но осталась из-за любви к профессии. Сколько длится рабочий день, как избежать конфликта с озлобленными пассажирами, почему осенний листопад опасен для городских поездов и какие еще трудности встречаются в работе – читайте в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

«Моя работа лучшая»

Наталья, расскажите, что вас подтолкнуло стать водителем трамвая?

— Я пришла молодой девочкой, 20 лет мне было. Думала, может быть, пару годиков поработаю и уйду. Получилось так, что разошлась с мужем, на руках – маленький ребенок. На тот момент времени, а это конец 90-х, тяжелая ситуация была в стране. Работы не было нигде, заводы стояли. А транспорт более-менее ходил, люди получали зарплату. Получается, пришла зарабатывать деньги, а осталась по любви.

Моя работа лучшая. Был период, когда я хотела бросить все, чуть ли не заявление на увольнение написала. Но посидела, подумала и поняла, что я просто не смогу без трамваев. Менять сферу сейчас тоже не планирую. Во-первых, мне скоро на пенсию, во-вторых, такое обновление происходит – новые вагоны классные, комфортные. После того, на чем мы ездили раньше, – небо и земля.

Какой у вас график работы? Сколько часов в день вы проводите, управляя трамваем?

— Есть первая и вторая смена, рабочий день около восьми часов. Пять дней мы работаем в первую смену, потом два выходных, после – пять дней работаем во вторую смену. Есть смена, которая выезжает в 5:00 и работает где-то до 13:00–13:30, кто-то начинает в 6:30 – и до 14:30–15:00.

Я обычно работаю в первую смену, так как с младшим ребенком после школы нужно делать уроки, водить на танцы. Можно менять смены, начальство идет навстречу в этом плане.

Как вы организуете свои обеды в течение рабочего дня? Есть ли у вас время на отдых и еду? Где вы обычно обедаете в перерывах между рейсами?

— Есть специальные люди, тоже водители, для подмены на обед. Допустим, едем по 27-му маршруту с Московского вокзала. На площади Лядова приходит подменный водитель, который садится и едет до депо, там разворачивается и следует обратно. Мы в этот момент обедаем. У нас есть прекрасные столовые на Лядова, точнее, комнаты оборудованы под столовые – там столы, стулья, микроволновка, термопод, туалет. Можно спокойно посидеть в тепле, пообедать. Обед длинный – больше 50 минут. Можно сходить в магазин, если кому-то не хочется нести обед с собой.

Есть время пообщаться с коллегами о жизни, о детях, но точно не о работе.

«Дождь не так страшен, как осенний юз»

В настоящее время в Нижнем Новгороде активно обновляют подвижной состав трамваев. Бывают ли ситуации, когда техника подводит? Как вы реагируете в таких случаях?

— Новая техника крайне редко подводит. Если даже случилась какая-то мелочь, то она сразу устраняется самостоятельно. Не приходится прибегать к помощи слесарей или сцепляться, буксировать вагон. Когда я пришла, все было старое.

Ярко в памяти всплыл один случай тех времен – еду по Бекетова, и у меня вылетает кардан, прямо на проезжую часть дороги, под колеса «газели». Было очень страшно – и мне, и водителю автомобиля. Сотовых телефонов еще не было, сбегала в ближайший магазин, чтобы позвонить в диспетчерскую и вызвать скорую техническую помощь. Они приехали, подобрали кардан, сцепили вагон и поехали в тупик.

С какими трудностями вы сталкиваетесь во время своей работы?

— Если взять в расчет пассажиров и их отношение к нам, то бывает, что люди без настроения. Вот, условно, садится женщина, она вся на эмоциях, ей хочется куда-то их выплеснуть. Конечно, крайним остается водитель или кондуктор. Но улыбаешься каждому, стараешься сглаживать углы, чтобы не было конфликтов. Нужно самой не нервничать, чтобы пассажиры были довольны.

Бывает, терминала в салоне нет, ругаются, но все в процессе, ведь вагоны новые. Поставят – все будет хорошо. Как-то стараешься сглаживать вот это вот все.

А погода влияет на работу?

—Конечно. Сильные снегопады сказываются – скорость не наберешь, машины все буксуют. Дожди ледяные влияют – провода и пантограф (устройство на крыше трамвая, которое играет ключевую роль в его движении. – Прим. ред.) становятся обледенелыми. Даже листопад сказывается, потому что мы буксуем по листьям сильно, да. Но у нас есть песочницы в каждом вагоне – даем песочку на рельсы и выходим из этого состояния. Если на улице сильный дождь, то, конечно, по воде надо ехать аккуратно. У нас есть ограничение – 5 км/ч, допустимый уровень воды, при котором можно ехать дальше.

Но дождь не так страшен, как осенний юз. Листья для нас – это вообще самое страшное скольжение. Главное – сохранять холодный рассудок и отбрасывать эмоции. Важно же понимать, что и как ты делаешь, что за твоей спиной люди, за каждого из которых ты отвечаешь.

«Сохранять спокойствие, не поддаваться на провокации»

Как вы поддерживаете энергетику и хороший настрой в течение смены?

— Я всем улыбаюсь, даже если человек какой-то без настроения. Самое главное – сохранять спокойствие во всех ситуациях, не поддаваться на провокации. Много людей стало в последние годы, которые вынуждают на конфликт, чтобы на него подняли голос, мол, вот ты сейчас на меня будешь ругаться, а я на тебя жалобу напишу. Стараюсь не реагировать на это.

Когда одним временем, одним поездом выезжаешь, есть постоянные пассажиры, вот они все уже улыбаются, желают доброго утра, всего доброго.

Какие советы вы могли бы дать пассажирам для повышения взаимопонимания и комфортной поездки?

— В первую очередь, наверно, хочется пожелать им здоровья и мира, а также чтобы они были к нам добрее. И хоть чуть-чуть уважали нас как людей. Мы так же встаем среди ночи, приходим на работу – для того чтобы они вовремя куда-то приехали. Так же оставляем детей и мужей. Бывает, приходим с работы ночью. А нас довольно часто не то чтобы унижают, но относятся к нам пренебрежительно.

Какие качества, по вашему мнению, необходимы для успешной работы в этой профессии?

— Нужна стрессоустойчивость, нервы должны быть прям стальные-стальные. И надо понимать, куда вы идете. Это не просто игрушка – покататься на трамвае. Я много лет учила молодежь, так вот когда они приходят, то говорят: как все сложно, как же это все понять и запомнить. Только кажется, что в нашей работе давишь на педаль и едешь.

А еще нужно любить свою работу, тогда все будет получаться. Нужно хотеть ее делать.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия