Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
1 АВГУСТА, 2025
Летом в новостях все чаще появляются объявления о пропавших подростках: большая часть из них по разным причинам сбегает из дома, а некоторые регулярно фигурируют в криминальных сводках. О том, почему школьники пробуют себя в роли бродяг и «цыганок», связаны ли побеги и жестокость и как родителям не допустить такого поведения у своих детей, «ФедералПресс» рассказала клинический психолог филиала «Детство» Свердловской областной психбольницы Юлия Малафеева.
Каковы основные причины подростковых побегов?
— В каждом конкретном случае может быть своя причина, но есть некоторые общие тенденции, характерные для всех подростков. Им хочется самостоятельности, хочется самовыражения – это нормальные возрастные явления, которые позволяют в переходном возрасте найти себя и повзрослеть. Но если в семье, в окружении подросток не имеет возможности для самовыражения, для проявления самостоятельности в пределах допустимых, социально приемлемых форм поведения, ему ничего не позволено выбирать, то он может убежать.
Иногда, наоборот, убегают подростки из семей, где принята «попустительская» система воспитания, где не особо смотрят за детьми и им не хватает внимания. Это такое провокативное поведение: убегу и посмотрю – может быть, меня станут ловить. В общем, каждый случай индивидуален: нужно рассматривать психическое и психологическое здоровье ребенка, социальные ситуации, в которых он находится, особенности характера.
Было несколько резонансных случаев, когда девочки из благополучных семей сбегали в цыганский табор или к каким-то мигрантам. Как вы думаете, с чем это может быть связано?
— Опять же, каждый случай надо рассматривать индивидуально. Но в некоторых с виду благополучных семьях ребенку позволяют иметь любые вещи. Ему не дают переживать ситуации, в которых он не сразу получает то, что хочет. Грубо говоря, ребенку вместо «потерпи» говорят: «пожалуйста, вот прямо сейчас». Но, когда ребенок становится старше, у родителей уже не получается немедленно давать то, что ему захотелось.
Плюс в подростковом возрасте дети уже настроены не только на родителей: они хотят, чтобы их замечали другие люди, в том числе и противоположного пола, хотят любви. А это уже невозможно получить по щелчку пальцев, и родители не могут это обеспечить. И эти девочки пытаются найти иллюзорное удовлетворение своих потребностей, им кажется, что так можно быстрее получить то, чего им хочется.
Очень часто в объявлениях о розыске мы на протяжении нескольких лет видим одних и тех же детей, которые каждые полгода, каждый год убегают. С чем это может быть связано?
— Есть такой психический симптом – дромомония, стремление к бродяжничеству. Такие дети начинают бегать с шести-восьми лет, просто к подростковому возрасту у них становится больше материальных и физических ресурсов, они уже представляют, куда убежать и как дольше не попасться. Часть случаев может быть обусловлена именно дромоманией, и таким подросткам стоит сходить на обследование к неврологу, сделать оценку состояния центральной нервной системы.
Часть историй связана с тем, что побег становится привычным способом как можно быстрее получить желаемое. Что-то не понравилось – убежал, родители пожалели, купили то, что ты хотел, или разрешили не ходить на уроки. У некоторых подростков это становится способом решения всех проблем. Убежать, если что-то не получилось, либо убежать и получить дополнительные бонусы и внимание.
Сейчас в Реже молодого человека обвиняют в жестоком убийстве. И все вспомнили, что этот парень в свое время тоже убегал из дома, весь город его искал, а потом оказалось, что он отдыхал на море. Как вы думаете, побег и последующее преступление могли быть связаны с одними и теми же чертами характера?
— В таких случаях человека отправляют на судмедэкспертизу, и там ряд специалистов – психологи, психиатры, неврологи – оценивают его состояние и пытаются найти факторы, которые повлияли на его поведение. И чаще всего это не единственный фактор.
Во-первых, есть биологические предпосылки – нарушения центральной нервной системы, которые могут вызывать как побеги, так и жестокость. Ведь жестокость – это несформированная эмпатия, неспособность чувствовать, что другому человеку может быть больно. Она может быть обусловлена и тем, что мозг работает с нарушениями, плюс в подростковом возрасте гормоны обостряют все, что было до этого.
Во-вторых, есть и социальный фактор. Люди, которые проявляют жестокость, – чаще всего, это люди, к которым другие тоже проявляли жестокость. Достаточно большая часть тех, кто совершает преступления, подвергалась жестоким формам воспитания или воздействия.
В-третьих, есть индивидуальные особенности, акцентуации характера: слабость волевых усилий, эксплозивность, то есть невозможность удержать свой аффект. Но, повторюсь, чаще всего действует не одна причина, а комплекс факторов.
Недавно областное минобразования предложило реформировать спецшколу на Вторчермете, чтобы детей туда можно было отправлять не только по решению суда, но и, например, по просьбе родителей, если они не могут справиться. Как вы думаете, будет ли такая мера эффективной?
— Я больше 25 лет работаю в психиатрической больнице и помню те времена, когда пытались психиатрию сделать карательным способом воспитания. Родители, конечно, отправляли туда детей редко, а вот в детских домах часто грозили психиатрической больницей тем, кто плохо себя вел. Сейчас, видимо, пытаются делать альтернативу, но это «симптоматическое лечение». Просто общество возбуждено до предела по поводу того, что малолетние совершают преступления и на них невозможно повлиять. Родителям других детей не хочется, чтобы такой человек находился среди них, и родителям этого ребенка часто бывает сложно справиться самостоятельно.
То есть определенная эффективность, конечно, будет, поскольку можно оградить семью и окружающих от неадекватного поведения подростка. К тому же он устанавливает причинно-следственные связи и в следующий раз, может быть, не будет делать плохого из страха оказаться в таком учреждении. Но, как мы знаем, из исправительных учреждений мало кто выходит исправившимся.
Надо работать с факторами, которые приводят к нарушениям в подростковом или более раннем возрасте. А это работа с семьей и, возможно, возрождение системы коррекционных школ в том варианте, который был раньше, когда там давали профессию. Спецшкола же оградить сможет, а исправить… Все зависит от того, как она будет организована, какая там будет система помощи, будет ли это наказание и «передержка» или же многопрофильная работа с психиатрами, специалистами по социальной работе, психологами, которые смогут заниматься не только с ребенком, но и с его семьей.
Недавно мы делали репортаж из Первоуральска, где в православном центре пытаются работать по этой схеме.
— На самом деле, религиозная, духовная составляющая – это хорошая история. Я видела, как к нам в больницу приходили православные батюшки, разговаривали с некоторыми пациентами. Если есть человек, который может по-доброму об этом поговорить, направить на путь истинный, то это хорошая идея.
Какие общие рекомендации вы бы дали по профилактике побегов?
— Начинать надо не в подростковом возрасте, а гораздо раньше, потому что подростковый возраст – это лакмусовая бумажка того, как были пройдены предыдущие возраста. Родители до того, как ребенку исполнилось 11–13 лет, должны создать доверительную систему, где он чувствует себя любимым, чувствует, что с родителями можно обо всем поговорить, но где есть и какие-то правила и ограничения, чтобы он умел подумать о последствиях своего поведения, остановить свой эмоциональный импульс. Чтобы он, обидевшись или расстроившись, не убежал сразу, а попробовал отрегулировать свое эмоциональное состояние другими способами: поговорить, попить чаю, позаниматься спортом.
Подростку жизненно необходимо уединение, свой угол, где его никто не побеспокоит. Своя комната идеальна, если не заходить туда без стука и не трогать вещи без спроса. Если отдельной комнаты нет, то спасает балкон, оговоренное время в ванной, перегородка в общей комнате. Когда подросток будет обижен и напряжен, то в первую очередь он побежит туда, а не из дома. Примите самовыражение и эксперименты в той части, где они не вредят жизни и здоровью: стиль одежды, цвет стен и картинки в его комнате, увлечения, выбор друзей. Но четко отграничьте недопустимым формы поведения: употребление психоактивных веществ, правонарушения, отказ от учебы, поздние возвращения с прогулок.
И нужно, чтобы ребенок еще до подросткового возраста был включен в благополучную социальную группу. Это может быть спортивная секция, танцевальная, что-то, связанное с увлечением – например, шахматами или химией. Но это должно быть не принуждение, а то, что нравится самому ребенку и соответствует его интересам. Общайтесь с друзьями своего подростка, будьте в курсе, кто они, чем увлекаются. Если это возможно, позволяйте встречаться у вас дома.
Вот если ребенок с таким багажом подойдет к подростковому возрасту, он все равно будет показывать оппозицию, огрызаться, пытаться как-то самовыразиться на уровне цвета волос или проколов в носу, но это не выйдет за рамки социальной адаптации. И когда ему будет очень плохо в силу гормональных бурь и повышенной эмоциональности, он не убежит, а подойдет к родителям, спортивному тренеру, друзьям и сможет с ними обсудить свои переживания. А если такой платформы нет, если на ребенка слишком давили или, наоборот, все ему позволяли, то рисков побега больше. И очень сложно уже в подростковом возрасте переделать то, что изначально пошло не так.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1