Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Приморский край
14 ОКТЯБРЯ, 2025
Очередное повышение утильсбора вызвало у жителей Дальнего Востока волну негодования. Цены на многие машины в одночасье могут вырасти в два раза из-за пошлины. Как в этой ситуации будут действовать власти в регионах – и будут ли вообще, «ФедералПресс» рассказал политолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков.
Илья, как вы оцениваете решение о повышении утилизационного сбора? Какие могут быть последствия у такого непопулярного решения?
— Тема утилизационного сбора – это классический пример схемы lose-lose, когда проигрывают все стороны. С одной стороны, правительство хочет экстренно пополнить выпадающие доходы бюджета, собирая больше денег с населения, особенно с более-менее обеспеченных граждан, у которых остался какой-то «жирок». Расчет правильный: если у человека есть деньги на машину, тем более не нашего производства, а дорогую, то это возможность изъять у него эти средства.
Главное здесь то, что проигрывают и потребители, которых обирают, и правительство не сможет доить эту корову долго. Корову нужно холить, лелеять, кормить – тогда от нее можно получать молоко. А можно зарезать на мясо. Действия, связанные с повышением налогообложения, – это как раз о том, как зарезать корову.
Негативные последствия от повышения утильсбора и налогов могут навредить выполнению KPI губернаторов?
— Когда вы спрашиваете, как это связано с KPI губернаторов по развитию малого и среднего предпринимательства, отвечу: совершенно никак. Равно как и многие другие меры, связанные с повышением НДФЛ и налога на добавленную стоимость на зарубежные товары. Наоборот – люди будут меньше покупать и больше беднеть.
Малый и средний бизнес столкнется с проблемами: начнет сокращать автопарк, прекратит его обновлять. Если на Кубе с этим столкнулись 70 лет назад и до сих пор ездят на «фордах» 1940-х годов – для теплой страны это приемлемо, – то Россия холодная, и любые автомобили старше 20 лет здесь просто ржавеют и выходят из строя.
Будут ездить на старых ржавых машинах, которые будут ломаться и попадать в аварии. Станут ли покупать новые? Конечно, от безысходности. У кого денег побольше – будут платить все эти налоги, у кого поменьше – вынужденно купят китайские локализованные автомобили, платя дань скорее не российской казне, а китайским импортерам, поскольку локализация там на уровне 20 %. Честно говоря, это больше повод объяснить, почему китайские товары получают здесь протекционистские условия.
Как в таких условиях губернаторы будут выполнять показатели эффективности по развитию МСП?
— Никак. У губернаторов и так достаточно много показателей, на которые они не могут толком повлиять, например, демография. Поэтому у них два пути.
Первый – играть с цифрами, показывать какие-то приросты на основе статистики, жонглировать данными.
Второй – сосредоточиться на тех KPI, которые более-менее реальны и важны в моменте, связаны с нынешними острыми проблемами. А то, что малое и среднее предпринимательство упадет, – не такой уж важный показатель. В конце концов, у нас не устают повторять, что российская экономика держится не на МСП, а на крупном государственном бизнесе. Судьба МСП – в руках МСП: хотят выжить – пусть выживают, не хотят – обойдемся и без них.
Но на Дальнем Востоке картина иная?
— Регион очень удален от центральной России. Автомобили, которые здесь активно покупают, на Дальнем Востоке не так распространены. Китайские и японские машины ввозятся по другой схеме, чем в остальную Россию, – исключительно исходя из географии региона.
Второй момент: Дальний Восток, в отличие от центральной России, больше завязан на малый и средний бизнес. Это и флот, занимающийся рыбной ловлей, и логистика между городами внутри региона, которую обеспечивает МСП, и торговые сети – в основном свои, дальневосточные.
Поэтому Дальний Восток более протестный – люди уже вышли на митинги – и более организованный, не готов терпеть и готов сопротивляться. Можно вспомнить, что Дальний Восток всегда был регионом, живущим не совсем по правилам. В силу удаленности от центра правила там всегда воспринимались довольно условно. Вполне возможно, что регион будет протестовать.
Это приведет лишь к еще большему усугублению раскола и без того дальних регионов. Поэтому в ходе принятия этих спорных законопроектов вполне возможно, что полпредство пойдет по пути минимизации рисков и для Дальнего Востока действительно будут введены переходные периоды, смягчающие коэффициенты, а может быть, в целом отменены повышенные ставки. Людей там не так много, чтобы получить с них этот «жирок», а проблем можно получить больше. То есть это будет даже не lose-lose, а потери по сравнению с приобретениями на Дальнем Востоке могут быть многократными.
Рекомендуем также прочитать о том, как еще повышение ставок утильсбора могут повлиять на дальневосточные регионы.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева