Редакция «ФедералПресс» / Денис Коробейников
Москва
28 ОКТЯБРЯ, 2025
Вопросы благоустройства, пространственного планирования и вовлечения граждан в формирование городской среды сегодня решаются не изолированно, а в тесной связке между федеральным центром, регионами, бизнесом и обществом. Об этом в преддверии форума Общественной палаты РФ «Сообщество» рассказала первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, руководитель департамента по работе с регионами Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарья Кислицына.
Какие методы и инструменты анализа региональных данных помогают точнее выявлять проблемные зоны и перспективные направления развития регионов?
— Арсенал инструментов и методов, как правило, выбирается под конкретную задачу. Например, в вопросах антикризисного управления важна возможность сбора и обработки данных в режиме «здесь и сейчас», широко распространена работа с большими данными, автоматизация процессов. В других вопросах необходима более точная настройка, что требует обращения к социологии, замерам общественного мнения, к фокус-группам.
Еще один вопрос – в целевых ориентирах регионального развития. В этом вопросе мы опираемся на национальные цели развития, обозначенные президентом России Владимиром Путиным, а также на указ президента от 28 ноября 2024 года № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации». В документе очерчен четкий перечень КПЭ – от доверия к власти до качества среды для жизни в опорных населенных пунктах.
У правительства РФ свои метрики, у центров управления регионами (ЦУР) и муниципальных центров управления (МЦУ) – свои, у общественников – третьи. Важно работать сообща: это позволяет не только собирать данные, но и предлагать конкретные решения под определенный пул задач.
Можете привести примеры, когда результаты исследований напрямую приводили к реализации конкретных проектов или инициатив на местах?
— Мы в Экспертном институте социальных исследований с 2019 года мониторим повестку на предмет лучших управленческих и коммуникативных решений. Наша цель – не просто посмотреть, кто чем занимается, а запустить обмен и тиражирование успешных практик. Это особенно востребовано в условиях новых управленческих вызовов.
Например, в пандемию COVID-19 в рамках мониторинга региональных практик по противодействию распространению коронавирусной инфекции мы подсветили ввод в Севастополе губернатором Михаилом Развожаевым выплаты на детей в возрасте от 0 до 18 лет. Впоследствии благодаря коммуникативным обменам выплата стала федеральной практикой.
С началом специальной военной операции мы вели мониторинг региональных практик поддержки участников СВО и членов их семей – анализ и систематизацию управленческих решений в регионах. Увидели большую разницу региональных выплат и инициировали запуск единой федеральной.
С какими основными трудностями сталкиваются эксперты, когда аналитические решения трансформируются в реальные действия?
— Внедрение любых управленческих новаций – сложный процесс, который требует не просто удачного аналитического решения, но и его «приземления» в регион или муниципалитет, учета местной специфики и ресурсов. Для этого необходимы серьезные компетенции со стороны управленцев, поэтому крайне важны и востребованы различные образовательные программы, семинары для местных специалистов, а также такие масштабные президентские проекты, как «Школа мэров», «Школа муниципальных команд». Вопрос кадров здесь первичен.
И, конечно, важен критический взгляд и «докрутка» решений. Мы наблюдаем, как региональные власти постоянно обновляют, в частности, программы поддержки: добавляют дополнительные категории участников, новые инструменты, расширяют действие. Это большой плюс, так как такой подход позволяет предложить реально востребованные жителями решения. Например, запущенная в 2018 году в Приморском крае программа благоустройства «400 дворов» была расширена до 1000 дворов, а впоследствии распространилась на другие регионы Дальнего Востока.
Какие федеральные тренды в развитии городской среды сегодня влияют на формирование политики в регионах и муниципалитетах?
— Ключевой тренд – это, конечно, вовлечение жителей в процесс принятия решений. Самый яркий пример – ежегодное всероссийское онлайн-голосование «Формирование комфортной городской среды», в котором в этом году приняли участие более 16,5 млн человек.
Для вовлечения жителей, реализации их инициатив и идей необходимо создавать точки входа решения проблем. Это могут быть центры компетенций, грантовые проекты, конкурсы, живое общение и открытый диалог. Это те форматы, которые реализуются и на федеральном уровне, и на уровне регионов и муниципалитетов.
В этом отношении и муниципалитеты задают тренды. Например, сегодня недостаточно разработать проект и открыть парк при участии жителей. Мы видим, что со стороны россиян наблюдается запрос на соучаствующее содержание: уход за пространством, его развитием. На этой основе формируются сообщества жителей, объединенные общими интересами и заботой о пространстве рядом с домом. Это то, что сложно реализовать на федеральном уровне, но реально на муниципальном.
Насколько регионы могут адаптировать федеральные инициативы с учетом своих приоритетов и возможностей?
— Региональная специфика, безусловно, важна и учитывается при принятии решений. Климатические особенности, плотность населения, ресурсная база и специализация субъекта – факторы, которые определяют успешность внедрения тех или иных инициатив.
В то же время, если мы посмотрим на реализацию национальных проектов, увидим, что, несмотря на то что там довольно жестко регламентировано распределение средств, именно регион решает, где и какую школу, детский сад или больницу строить.
Часто решения тестируются в пилотных субъектах и только потом находят реализацию в остальных субъектах. Один из самых ярких примеров в сфере развития городской среды – это, конечно, мастер-планы. По поручению президента их разработка и реализация стартовала сначала на Дальнем Востоке, позже присоединились муниципалитеты Арктической зоны. В ближайшие годы еще больше территорий получат возможность подготовить и реализовать свой план развития. А опираться они будут как раз на опыт ДФО и АЗРФ.
Как взаимодействие между различными уровнями власти, бизнесом и гражданским обществом влияет на согласование интересов при развитии городской среды?
— Федеральные проекты и программы, мастер-планы, развитие опорных населенных пунктов, грантовые конкурсы и программы поддержки – все это составляющие масштабной программы пространственного развития России. Залог успеха ее реализации – понятность и доступность для общества, вовлечение жителей, предпринимательского сообщества.
Именно в этом мы видим одну из задач экспертного сообщества и нашей комиссии по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре в Общественной палате РФ – объяснять, общаться, переводить с бюрократического на доступный язык все те новации, которые сегодня появляются в управленческом поле.
На форуме Общественной палаты РФ «Сообщество» 31 октября с коллегами по комиссии и экспертами обсудим трансформацию регионального развития за 20 лет и тренды на будущее. Основное внимание уделим тому, как за последние несколько лет расширилось взаимодействие между различными уровнями власти, бизнесом и гражданским обществом и как это повлияло на качество управленческих решений в региональном развитии.
В разработке и реализации любых проектов, связанных с формированием и развитием среды для жизни, главные – жители. Изучение их потребностей, запросов, повседневных практик – ключевое в успешности проектов.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов