Редакция «ФедералПресс» / Фаддей Александров
Москва
31 ОКТЯБРЯ, 2025
В Москве с 1995 года работает Музей Победы – главная площадка страны, посвященная Великой Отечественной войне, и один из крупнейших музеев подобного профиля в мире.«ФедералПресс» побеседовал с генеральным директором Музея Победы Александром Школьником о том, как сохранять историческую память, привлекать молодежь и какую роль в современном музейном пространстве играют иммерсивные технологии.
Какие ключевые направления по модернизации музеев вы считаете приоритетными сегодня? Что нужно сделать, чтобы через посещение выставок и экспозиций люди разных поколений ощущали причастность к исторической памяти?
— Я бы говорил не о модернизации, а о расширении возможностей музеев. «Музей Победы – больше, чем музей» – не просто наш девиз, а продуманная стратегия развития. Мы стали центром исторического и культурного просвещения, местом интеллектуального досуга, где посетители могут познакомиться с уникальными экспозициями, отдохнуть всей семьей, отпраздновать день рождения, сходить в кино, увидеть театральное представление или послушать музыкальную программу.
Мы стараемся гармонично сочетать образовательные программы и возможности для семейного отдыха. Конечно, главным действующим лицом всех мероприятий и акций является отечественная история. Поэтому каждый проект нашего музея, каждое пространство подчинено сверхзадаче – добиться полного погружения наших посетителей в атмосферу того времени, которому посвящен рассказ. Ведь экспозиция, как, скажем, художественный фильм, или спектакль, тоже имеет свой сюжет, свои кульминационные моменты, свой художественный язык и своих героев. Сильные эмоции и яркие впечатления вызывают сопричастность увиденному. В этом секрет успеха.
Насколько важна роль иммерсивных технологий в современном музее? Можете ли вы рассказать о примерах современных иммерсивных технологий, которые вас впечатлили?
— Мы изучали самые передовые технологии в мировой музейной практике и многие из них применили при создании наших экспозиций. Как я уже говорил, все наши музейные пространства задуманы так, чтобы оживить экспонаты, перенести человека в атмосферу другого времени. Соединив возможности кино, иммерсивного действия, цифровых технологий, света, звука, музыки мы получили своеобразный эффект «машины времени». К примеру, сейчас пространства постоянной экспозиции «Подвиг народа» стали декорациями к театральному спектаклю о Великой Отечественной. Получилось что-то абсолютно уникальное - не спектакль, не традиционный театр, скорее, иммерсивное представление, где зритель становится участником событий, которые происходят внутри экспозиции.
Музей Победы известен своими масштабными экспозициями и архивами. Какие уникальные интерактивные или иммерсивные решения внедрены здесь для привлечения молодежной аудитории?
— Молодежь – главная целевая аудитория нашего Музея. Надо понимать, что сейчас тачскринами и лазерными проекциями детей уже не увидишь, хотя, несомненно, спецэффекты, мультимедиа, возможность «проскроллить» экран и найти интересные факты о какой-то реликвии прямо в пространстве экспозиции, посмотреть видеоролик о ключевом сражении, коснуться предмета в витрине и сразу увидеть информацию о нем – все это привлекает ребят, делает знакомство с музеем более интересным и захватывающим.
Но все-таки, по своему опыту могу сказать, что содержание, драматургия экспозиции, эмоциональная отдача – очень важны. Как и форматы взаимодействия с аудиторией. Мы много внимания уделяем музейной педагогике и стараемся придумать что-то новое, созвучное интересам наших детей. Разнообразим подачу. Это могут быть квесты, квизы, творческие конкурсы. Привлекаем ребят к общественной работе. У нас даже детский общественный совет при Музее есть. Так что дело не только в иммерсивных решениях и интерактиве. Мы доверяем молодым, вовлекаем их в жизнь музея, и они отвечают нам взаимностью.
Как выставки Музея Победы помогают людям понять непростое наследие войны и послевоенного времени, при этом точно передавая историю и вызывая у посетителей сильные эмоции?
— Не хочу говорить за посетителей. Мы в каждое наше детище, будь то масштабная постоянная экспозиция или временная выставка, вкладываем душу, пропускаем материал через себя. К 80-летнему юбилею Победы открыли новую постоянную экспозицию «Путь к Победе», которая рассказывает о ратном подвиге советских воинов через истории участников Великой Отечественной – от простых солдат до выдающихся военачальников. В этой экспозиции много уникальных реликвий из региональных музеев – наших партнеров по Ассоциации исторических и военно-исторических музеев. Она построена на рассказе о конкретных людях, которые в годы войны проявили героизм, мужество, силу духа. Их судьбы не могут не задевать за живое. Недавно в Музее Победы появилась экспозиция, посвященная специальной военной операции. Это уже страницы современной истории России, которая пишется здесь и сейчас. Примеров героизма и отваги, проявленных героями СВО, очень много. И о них надо рассказывать. Наши ребята также достойно защищают Родину, как и их предки.
Пользуясь случаем, хочу пригласить всех ваших читателей в Музей Победы. Как говорится, лучше один раз увидеть. Но, надеюсь, что появится желание прийти к нам снова.
Как вы планируете дальше развивать музей, чтобы он оставался важным местом для воспитания патриотизма у молодежи?
— Чувствовать потребности молодых, слышать их, пробуждать интерес к истории через личное участие в судьбе музея, через новые программы. К примеру, уже пять лет действует всероссийская историко-просветительская программа «Школьный музей Победы». В Музее есть специальный зал, в котором представлены лучшее экспозиции, созданные ребятами. Две с половиной тысячи школьных музеев находятся под нашим патронажем.
Ребята, вовлеченные в орбиту этой программы – идейные, патриотичные, творческие. Как и участники нашего нового проекта «Главные детские песни», который реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Этот пример того, как Музей вышел за рамки своей деятельности и поспособствовал созданию современных детских песен, очень патриотичных, добрых по содержанию, открыл новых талантливых исполнителей и музыкантов. Сейчас «Главные детские» звучат по радио, в соцсетях, их поют в школах и на семейных праздниках во всей России.
Мы всегда внимательно изучаем инициативы и предложения, которые выдвигают активисты нашего детского общественного совета при Музее, стараемся поддерживать постоянный диалог между «отцами» и «детьми», и, как нам кажется, у нас это получается.
Фото: Алия Султан / ФедералПресс, Виктор Вытольский / ФедералПресс