Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Михаил Писарев о новой модели подготовки инженеров: «Формирует общий «культурный код» с отраслью»

Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Москва
23 НОЯБРЯ, 2025

Писарев Михаил Олегович

Наука и образование
Тюменская область

Создание передовых инженерных школ в России является одним из приоритетов в высшем образовании, но не каждый вуз смог начать этот путь с финансовой поддержкой государства. Другой опыт у Тюменского госуниверситета: вуз сумел организовать работу Передовой инженерной школы (ПИШ) без привлечения федеральных субсидий, а также наладить продуктивное взаимодействие с промышленностью. Об успехах рассказал директор ПИШ, руководитель технологического развития и проектной деятельности ТюмГУ Михаил Писарев:

Михаил Олегович, какие именно управленческие меры обеспечили стабильную работу Передовой инженерной школы, в том числе ее финансовое благополучие?

— Во-первых, важную роль играет прямая поддержка от индустриального партнера – компании «Газпром нефть», благодаря чему были сформированы четко сформулированные ожидания обеих сторон. Второе важное решение – внедрение продуктового подхода, при котором каждая инициатива начинается с ясного представления итогового результата, регулярно обновляемого в зависимости от изменений внешней среды. Третьим ключевым фактором стало разделение бюджета на инвестиционные и операционные расходы, которое неукоснительно соблюдается всеми участниками процесса. Наконец, основополагающим принципом стала практикоцентричность, когда все обучение строится вокруг конкретных практических задач с заранее определенными клиентами-заказчиками. Благодаря такой стратегии, успешно продолжив традиции Политехнической школы, мы смогли преобразоваться в 2022 году в Передовую инженерную школу и продолжить движение вперед, став частью программы «Приоритет-2030».

Как вам удалось построить партнерские отношения с бизнес-сообществом и промышленностью без прямого финансового участия государства?

— Основой нашего успеха стал продуктовый подход и постоянное сопоставление целей и задач всех заинтересованных сторон – университета, партнеров и студентов. Студенты не просто слушают лекции, а принимают непосредственное участие в технологических проектах нефтегазовой промышленности, решая важные отраслевые проблемы, такие как разработка методов освоения промыслов на вечномерзлых почвах или проектирование мобильных установок для добычи полезных ископаемых. Такой уровень вовлеченности способствует формированию общего «культурного кода» с отраслью, который служит фундаментом эффективного партнерства.

Что лежит в основе новой системы подготовки инженеров?

— Центральным элементом являются метакомпетенции, характеризующие личные качества выпускников: способность эффективно взаимодействовать в коллективе, проектное управление, критическое мышление, эмоциональная устойчивость и поведение в сложных ситуациях. Данные компетенции дополняются профессиональными компетенциями, приобретаемыми студентами непосредственно в ходе практической деятельности и демонстрируемыми ими при защите собственных разработок. Магистры нашей школы готовят дипломные работы, предлагая концепции, способные существенно повысить эффективность производственных процессов компаний-партнеров, выполняя расчеты и оценки применимости предложенных технических решений. Такая же система постепенно внедряется и в бакалавриате, запущенном нами в 2025 году по направлениям «Инженерная инноватика» и «Мехатроника и робототехника», ориентированных на подготовку интеграторов нового типа.

Расскажите подробнее о механизме устойчивого финансирования и инвестирования в развитие инженерных специальностей?

— Система основана на постоянном согласовании стратегических инициатив в области образования и технологий. Она охватывает широкий спектр операций, включающих услуги операционной деятельности, научно-исследовательские разработки и образовательные технологии. Средства поступают от индустриальных партнеров как под конкретные НИОКР, так и под расчетные инженерные задачи. Программы правительства, например программа «Приоритет-2030», куда ТюмГУ вошел в 2025 году, играют вспомогательную роль, обеспечивая дополнительную поддержку развитию инновационных компонентов учебного процесса. Инвестиции вкладываются, среди прочего, в создание лабораторий робототехники и установку оборудования для производства карбоната лития из сопутствующих вод, что позволяет активно решать актуальные задачи бизнеса.

Можно ли применить ваш опыт в других учебных заведениях и масштабировать во всех вузах страны?

— Парадокс ситуации состоит в том, что применяемые подходы легко адаптируются в других высших учебных заведениях и сферах, однако масштабировать их крайне сложно. Основная проблема кроется в дефиците кадров. Для успешной реализации необходима особая фигура руководителя образовательного проекта, обладающая редким сочетанием качеств – с глубоким пониманием и индустрии, и академической среды. Специалисты подобного уровня встречаются редко, что существенно замедляет распространение лучших практик. Однако сама философия – продуктовый подход, работа с реальными задачами и тесная интеграция с бизнесом – универсальна и может стать ориентиром для любого вуза, стремящегося готовить востребованных специалистов.

Фото: Предоставлено пресс-службой ТюмГУ