Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Москва
13 НОЯБРЯ, 2025
Сахалинская область много лет находится в числе лидеров по привлечению инвестиций в экономику региона. И это отражается не только на развитии производств и открытии новых компаний. Растут и социальные расходы бюджета: помощь семьям, благоустройство территорий, строительство новых современных школ и детских садов. О том, как Сахалинская область привлекает инвестиции, какие есть меры поддержки бизнеса, а также о том, как экономика постепенно уходит от зависимости от нефтегазовых доходов, в интервью «ФедералПресс» рассказал министр инвестиций, промышленности и внешних связей Сахалинской области Василий Грудев.
Сахалинская область традиционно ассоциируется с нефтегазовой отраслью, но в последние годы большая часть инвестиций направлена в другие сектора. Что стоит за этой диверсификацией – стратегическое решение региональных властей или естественная эволюция экономики? Какие меры вы предпринимаете для поддержания этого баланса?
— Критическая зависимость бюджета от нефтегазовых поступлений всегда несла в себе серьезные риски. Запуск проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» действительно трансформировал экономику региона и позволил модернизировать инфраструктуру, но концентрация 84 % доходов бюджета в одной отрасли, как это было в 2015 году, создавала опасную уязвимость перед внешними шоками.
Мы изучили исторические прецеденты – нефтяной кризис 1970-х и обвал цен в середине 1980-х – и пришли к выводу о необходимости системной диверсификации. Стратегия была построена на развитии секторов с высоким мультипликативным эффектом: туризм, переработка рыбы и древесины, агропромышленный комплекс, жилищное строительство. Позднее приоритет получили технологические направления – беспилотные системы, водородная энергетика, IT-разработки.
Принципиальный критерий отбора проектов – переход от экспорта сырья к глубокой переработке. Мы оцениваем каждую инициативу через комплексный показатель эффективности: создание высокопроизводительных рабочих мест, долгосрочную налоговую отдачу, влияние на демографическую ситуацию.
Инструментарий стимулирования включает федеральные преференциальные режимы – территории опережающего развития, свободный порт, особую экономическую зону Курильских островов – в комбинации с региональными механизмами: безаукционным предоставлением земли, софинансированием инфраструктуры и оборудования, субсидированием процентных ставок.
Статистика подтверждает эффективность выбранного курса. За четыре года доля нефтегазового сектора в структуре бюджетных доходов снизилась с доминирующих 84 % до паритетных 50 % при сохранении абсолютных объемов поступлений. Это означает, что вторая половина прироста обеспечена новыми производствами в несырьевых отраслях.
Первая очередь нефтегазового индустриального парка – это один из крупнейших проектов 2024 года. Какие компетенции и сервисы сосредоточены в парке? Каким был объем инвестиций в этот проект и какой предполагается на следующие очереди? Планируете ли вы тиражировать эту модель – создавать аналогичные специализированные кластеры в других отраслях региона?
— Индустриальный парк стал стратегическим ответом на геополитические вызовы. Когда западные сервисные компании покинули российский рынок, инфраструктура для локализации критически важных услуг уже создавалась. Проект решает задачу технологического суверенитета нефтегазовой отрасли через концентрацию производственных компетенций и формирование полного цикла сервисного обслуживания.
Территория в 55 гектаров структурирована по функциональному принципу. Первый этап – строительство офисно-лабораторного кластера площадью 14 тысяч квадратных метров для инжиниринговых подразделений. Второй этап сфокусирован на производственных объектах – ремонте и обслуживании шельфового оборудования, логистических хабах, специализированных цехах.
Экономическая модель построена на синергии государственной поддержки и частных инвестиций. Статус резидента территории опережающего развития обеспечивает налоговые преференции, льготную аренду земли и субсидированное подключение к инженерным сетям. Критически важна кооперация между резидентами – в условиях санкционного давления возможность локального аутсорсинга становится конкурентным преимуществом.
Текущий портфель проектов охватывает 12 компаний с совокупными инвестиционными обязательствами 8 миллиардов рублей и планируемым созданием около тысячи рабочих мест. Фактическое освоение средств достигло 4,5 миллиардов, сформировано 250 штатных позиций.
Производственные мощности четырех резидентов уже функционируют. «ВМС Инжиниринг» развернула комплекс площадью 1920 квадратных метров для обслуживания промышленных рукавов с полным циклом механообработки и испытаний. «МеталлСервисНефтегаз» вышла на мощность 185,5 тонн металлоконструкций ежемесячно. «Айлэнд Дженерал Сервисес Логистика» запустила специализированный логистический терминал. «Сахалин Турбина Сервис» создала центр обслуживания энергетического оборудования.
В 2026 году ожидается ввод трех дополнительных объектов: «Интра Сахалин» специализируется на высоконапорных шлангах для различных секторов промышленности, «ВолгаПромАльянс» обслуживает устьевое оборудование шельфовых проектов, «ПК ИТ» производит железобетонные изделия.
При сохранении текущей динамики совокупная капитализация парка может достичь 30 миллиардов рублей. Свободные территории позволяют масштабировать проект и привлекать новых резидентов.
Частный капитал обеспечил большую часть от общего объема инвестиций в Сахалинской области. Как вам удается поддерживать такую высокую долю частных вложений? Какие инструменты – налоговые льготы, инфраструктурная поддержка, административные преференции – работают наиболее эффективно?
— Архитектура инвестиционной политики региона строится на трех базовых компонентах. Первый – налоговые преференции федеральных режимов, которые создают долгосрочную предсказуемость для бизнеса. Второй – инфраструктурное софинансирование, снижающее барьеры входа на капиталоемких проектах. Третий, и наиболее критичный, – система комплексного административного сопровождения, минимизирующая транзакционные издержки на всех этапах реализации проекта.
Профильное министерство функционирует по принципу единого окна, интегрируя взаимодействие инвестора с различными ведомствами и сокращая временные затраты от концепции до операционного запуска.
Основу преференциальной системы составляют территории опережающего развития «Сахалин» и «Курилы», режим свободного порта на территории Корсаковского и Углегорского округов и льготный режим ведения бизнеса – Курильские острова Российской Федерации (КОРФ). Совокупный портфель 121 резидента территорий опережающего развития и свободного порта превышает 265 миллиардов рублей с потенциалом создания 13 тысяч рабочих мест. На сегодняшний день уже инвестировано порядка 115 миллиардов рублей и создано 8300 новых рабочих мест.
Динамика последних трех лет демонстрирует устойчивый тренд – 55 новых резидентов подтверждают привлекательность инвестиционного климата. На Курильских островах (в рамках КОРФ) 42 предприятия планируют вложить 6,5 миллиардов рублей в туристическую инфраструктуру, рыбопереработку и сферу услуг.
Индекс инвестиций в первой половине 2025 года сильно вырос, и динамика впечатляет. Какие проекты обеспечили такой скачок? Реально ли сохранить такие темпы и в следующем году?
— Траектория инвестиционного роста региона за последние пять лет отражает эффективность системных мер стимулирования. Объем вложений в основной капитал вырос с 230,5 миллиардов рублей в 2020 году до 355 миллиардов по итогам 2024 года – прирост более 54 %. Стратегические ориентиры предусматривают достижение отметки в 690 миллиардов рублей к 2030 году, что означает увеличение на 165 % относительно базового периода.
Эта задача выходит за рамки количественных показателей. Каждый миллиард инвестиций трансформируется в производственные мощности, высокопроизводительные рабочие места, налоговую базу для социальных программ и факторы закрепления населения.
За десять месяцев 2025 года только по проектам, непосредственно сопровождаемым Мининвестом, в приоритетные сектора направлено около 30 миллиардов рублей. Основные получатели капитала – туристическая инфраструктура, девелоперские проекты, логистические комплексы, промышленные предприятия, угледобывающие активы, рыбоперерабатывающие производства.
Достижение амбициозных целевых показателей требует точной синхронизации инвестиционных проектов с развитием обеспечивающей инфраструктуры. Правительство региона концентрирует усилия на координации этих процессов и устранении системных барьеров.
Три года подряд Сахалин входит в топ-5 инвестиционного рейтинга АСИ. За счет чего регион получает такие высокие оценки? И какие точки роста вы видите на сегодняшний день?
— Устойчивая позиция в четверке лидеров национального инвестиционного рейтинга базируется на институционализации диалога власти и бизнеса. Региональная бизнес-среда оценивает инвестиционный климат острова значительно выше среднероссийских показателей – разрыв составляет от полутора до двух раз по ключевым параметрам.
Сахалинская область вошла в число 12 пилотных территорий по внедрению регионального инвестиционного стандарта нового поколения, реализовав все пять компонентов системы. Инвестиционная декларация формализует приоритеты развития и обязательства региональных властей перед бизнес-сообществом. Инвестиционная карта обеспечивает прозрачность доступных площадок с детализацией инфраструктурного окружения и мер господдержки. Свод инвестиционных правил стандартизирует процедуры подключения к ключевым объектам инфраструктуры.
Агентство инвестиционного развития – в нашем случае профильное министерство – координирует взаимодействие со всеми уровнями власти. Инвестиционный комитет при губернаторе функционирует как площадка для оперативного разрешения конфликтных ситуаций и выработки решений в формате открытого диалога.
Регион участвует в федеральной программе «Сквозной инвестиционный поток» как одна из семи пилотных территорий. Оптимизация административных процедур – от предоставления земли до регистрации права собственности – позволила сократить нормативные сроки на 76 дней, что критически важно для капиталоемких проектов с жесткими временными рамками.
Какие масштабные объекты выйдут на финишную прямую в 2026 году? Какой объем инвестиций в них предусмотрен?
— Инвестиционная программа 2026 года предусматривает освоение 425 миллиардов рублей капитальных вложений. Достижение этого целевого показателя обеспечивается портфелем крупных проектов на различных стадиях реализации.
В нефтегазовом индустриальном парке планируется ввод четырех производственных объектов. Административно-производственный комплекс по обслуживанию высоконапорных шлангов для энергетического и химического секторов, специализированный цех для ремонта устьевого оборудования шельфовых месторождений, завод железобетонных изделий и металлоконструкций, производственно-техническая база «Сахалин Энерджи».
Ключевой инфраструктурный проект Углегорского района – магистральный угольный конвейер протяженностью 22 километра, связывающий Солнцевский разрез с морским терминалом Шахтерск. Объект позволит увеличить пропускную способность до 20 миллионов тонн угля ежегодно и станет крупнейшей конвейерной системой в российской угольной индустрии.
В сегменте коммерческой недвижимости центра Южно-Сахалинска завершается реконструкция многофункционального комплекса «Legenda Pacific» и вводится первая очередь жилого проекта «Legenda» с подземным паркингом. Анивский район получит гольф-клуб и жилой комплекс. Спортивно-туристический комплекс «Горный Воздух» расширяется за счет современного ресторанного кластера на базовой станции канатной дороги.
Фото: предоставлено пресс-службой правительства Сахалинской области