Редакция «ФедералПресс» / Ирина Меньшикова
Челябинская область
24 НОЯБРЯ, 2025
О природе смешного, как и о феномене стендапа, можно спорить бесконечно. Но есть комики, чьи истории и энергетика цепляют зрителя сразу и прочно. Это про Евгения Чебаткова. На его выступлениях вы не услышите ни мата, ни похабных шуток. У него особый юмор – тонкий, умный, эмоциональный и очень смешной. Евгений учился в Томске и Торонто, знает английский, испанский и французский, прекрасно разбирается в литературе, он — актер, ведущий, бизнесмен, и один из самых ярких стендап-комиков в России. Каждая тема интервью могла бы стать центральной, ведь Чебаткову интересно все, и во всем он добивается профессиональных высот. Но остается при этом простым и искренним до мурашек. Наш серьезный разговор о смешном с Евгением Чебатковым — на «ФедералПресс».
Евгений, исходя из выступлений, вы производите впечатление человека очень эмоционального. Насколько это образ или, действительно, вы такой? Вот как гнев, например, выражаете?
— В жизни, конечно, эмоций тоже достаточно, но не скажу, что я прямо гиперэмоциональный, что я не могу что-то контролировать. Даже гнев с возрастом начинаю все больше в себе хранить, подавлять.
А если читаете книгу и в ней смешной момент, то вы вслух смеетесь?
— Я не улыбаюсь, а прямо смеюсь, да. У меня было несколько запоротых дублей, когда записывали аудиокниги, например, «Двенадцать стульев» или «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, там очень сложно сдержаться. Хотя, конечно, не новый для меня текст, а все равно смешно.
Продолжим тему писателей тогда и поговорим о Сергее Довлатове, знаю, что вы любите его творчество. В своих стендапах что-то из его приемов используете?
— Пытаюсь стремиться к тому, чтобы использовать его лаконичность - это то, к чему стоит стремиться. Именно та немногословность, которой он при этом добивается очень точного, полного описания. Очень, очень филигранная работа.
Стендап для вас - комедийный жанр или это литература тоже?
— Тут очень сложно сказать, в моем восприятии, что-то на балансе одного с другим и стендап четко посередине. Поэтому, например, я не понимаю, как можно в стендапе пользоваться услугами каких-то сторонних авторов. Это все-таки твоя индивидуальная эмоция, переложенная в текст, а далее сыгранная на сцене.
Давайте продолжим про искренность в стендапе. Ваш концерт «Выходи из комнаты» на очень личные темы, я сама не только смеялась, но местами и плакала. Насколько готовы зрители к такой исповедальности?
— Никогда не было у меня задачи, чтобы люди плакали на моих выступлениях, но рад, что тронул. Да, ряд выступлений, в том числе «Выходи из комнаты» – это, действительно, очень откровенная с моей стороны история, в которой я пытался быть предельно искренним. Искренность и честность - они все-таки неотъемлемая часть этого жанра. Я не пытался подобрать что-то такое «слезодавительное», нет. Просто все было честно. И из-за того, что это было ничем другим не прикрыто, оно сработало.
Вы не только стендап-комик, но и ведущий (шоу «Игра», «Концерты»), а еще музыкант, ведущий на радио, актер дубляжа, актер кино, бизнесмен. Мне кажется, что вам интересно просто все. Но все же - кто вы в первую очередь?
— В первую очередь, стендап-комик, это безусловно. Потому что стендап-комедия, она такая многогранная, столько в себя включает, тут я даже не задумываюсь, отвечая на ваш вопрос. Хотя мне, действительно, много чего интересно, любопытно. Я человек увлекающийся, но стендап, в первую очередь, конечно.
Вы работали за границей, первые выступления в жанре стендапа были там. Насколько отличаются темы для выступлений – что интересно западной публике, а что российской или разницы нет?
— Мне кажется, люди везде одинаковые и темы их волнуют одни и те же. Конечно, есть разный контекст, разная обстановка, как, например, люди в небольших городах и люди в мегаполисах определенно будут смеяться над разным. Но если мы не берем какой-то специфики и говорим просто про объективно смешные вещи, то это смешно для всех и везде, независимо от страны.
В каких городах России лучше принимают?
— Я люблю выступать в Сибири, во мне, наверное, присутствует какой-то сибирский код, потому что есть годы, проведенные в Томске (Евгений закончил Томский государственный университет — Прим. ред.). Еще Санкт-Петербург, конечно, всегда очень здорово. Ну, это город такой театрально-культурный. Из моих наблюдений - стендап, в целом, воспринимается лучше в тех местах, где есть культура театра.
Если в городе есть театральная культура, то и стендап воспринимается отлично. Но это если мы говорим про концертные залы, не про барный стендап. Театральный и барный стендап - разные вещи. И поэтому часто происходят такие моменты, когда комик, который привык выступать в барах, выходит на театральную сцену, у него что-то ломается внутри. То же самое и наоборот. Я в барах давненько не выступал, прошел этот этап, и мне очень комфортно на театральной сцене, и хочется к ней стремиться.
Но возвращаясь к вопросу о любимых городах для выступлений, я не могу не назвать и Челябинск. Поэтому Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург и Челябинск.
У вас есть какая-то грань юмора? О чем вы не шутите и шутить никогда не будете?
— Мне неинтересно уходить в провокативность. Мне хочется видеть людей радостных, счастливых и вместе с ними пережить какие-то светлые эмоции, чем пытаться бороться со зрителем, спровоцировать его и сыграть на его нервах. Может быть, у кого-то это выходит филигранно и здорово, ну супер. Но мы, в принципе, все понимаем, какие темы могут быть провокационными, даже не в контексте текущего времени, просто в принципе общечеловеческом.
Хотя на разных этапах я разные пробовал темы, но понял, что у меня, выходя на сцену, есть своя понятная для меня миссия. Она состоит в том, что мне хочется, чтобы у людей было отличное настроение после моего выступления. А если ты выходишь для того, чтобы всех шокировать и вызвать смятение, раздражение или какие-то негативные эмоции, это тоже, наверное, неплохо, но я такие задачи никогда перед собой не ставлю.
Поэтому и мат в выступлениях не используете?
— В том числе, да, нецензурных слов не использую. В жизни иногда приходится, но на сцене я не вижу это каким-то своим ограничивающим фактором: ну, вот что я не использую мат и не могу до конца выразить мысль. Наоборот, это позволяет еще больше искать вариативность и дает больше на самом-то деле свободы.
Как вы считаете, цензура нужна в юморе?
- Я не думаю, что цензура нужна в юморе. Можно написать 10, даже 100 законов запрещающих. «Так, теперь нужно всем быть культурными», но станет ли от этого человек культурнее? Если ты выходишь на сцену (я, в первую очередь, о себе, конечно), то нужно свою внутреннюю культуру доводить до того уровня, чтобы она соответствовала. А если следуешь всему формально, то оно просто не будет работать. Тут мне сложно сказать, какими должны быть законы, как оно должно быть. Я думаю, что свобода для творческого человека имеет большое значение, но свобода без ответственности и свобода без осознанности - ничто.
Как часто вас приглашают сниматься в рекламе и в какой рекламе не снимаетесь из принципа?
- Часто приглашают, да. С известным автомобильным брендом у меня сейчас связано уже больше, чем с рекламным проектом, я являюсь, можно сказать, их лицом в Казахстане. Это для меня такая большая часть жизни сейчас.
Проекты, от которых я отказываюсь? Тут все очень просто - я не рекламирую алкоголь, табак и ставки. Последние - одна из самых активных сфер, которые заходят постоянно с рекламой, но для меня это внутреннее табу и как бы они не подбирались, они не пройдут. Я не хочу с ними иметь ничего общего.
Медиахолдинг «ФедералПресс» - это экспертно-экономическое издание, поэтому не могу не спросить о вашем бизнесе. Как выбираете объекты для инвестиций, как понимаете, что это выстрелит и даст прибыль?
— Я не могу сказать, что у меня много каких-то проектов, но, да, у меня есть IT-стартап. Ориентир при инвестировании делался, в первую очередь, на личные контакты. Есть у меня человек, который этим занимается, он, действительно, фанатик своего дела, им, действительно, горит. Я знаю, что он профессионал. Он рассказал то, как все работает, как он видит развитие, я просто поверил в это и не пожалел.
Хотя я очень много слышал о том, что не стоит работать с друзьями, но, мне кажется, это позиция, которая в России особенно развита. Я не знаю, правильно это или нет, но у меня другое восприятие. Мне кажется, что с друзьями нужно работать. В Китае, например, пока ты личный, теплый контакт не установишь, никакое дело не сделаешь. Там надо вместе и обязательно сходить поесть, полгода к друг другу в гости поездить, и потом вы только начнете что-то делать. Я думаю, это неспроста, и Китаю с экономической точки зрения я бы доверял.
А в одиночное плавание вы не планируете идти в плане бизнеса?
— Дело в том, что мне так хватает одиночного плавания на сцене, что это, наверное, контрастирует и мне хочется, наоборот, чувствовать какое-то партнерство. Будучи одним на сцене, ты ощущаешь постоянно ответственность и можешь рассчитывать только на себя. Ты устал, ты чего-то забыл или ты себя не очень чувствуешь, но все на тебе. Поэтому в бизнесе мне как раз-таки хочется партнерства.
В бизнесе главное - получение прибыли. Но для вас созидательный момент насколько важен?
— Бизнес, конечно же, про деньги, но тут тоже есть свои ограничения, как и в вопросе о рекламе для меня. Вот, например, мы открыли сеть компьютерных клубов и могли бы туда кальяны поставить, условно говоря. Или букмекерским конторам разрешить стать нашими спонсорами, такие предложения были. Но мы однозначно отказались и от того, и от другого. Просто потому, что я не вижу в этом блага.
Я действительно считаю, что компьютерный клуб - это место, в условиях того, как мир двигается, развивается, как киберспорт занимает свое уверенное место, которое может быть полезным, прогрессивным. Надо стать точкой развития новых возможностей, помимо развлечения. Но если смотреть на это тупо «бизнесово», то, конечно, правильным решением было бы туда запихать кальяны, еще в идеале алкоголь добавить и все заклеить букмекеркой. Это принесло бы гораздо больше денег, но мы намеренно идем в более медленное получение прибыли.
У вас такой темп, гастроли с сентября по всей стране сейчас. Усталость появляется какая-то эмоциональная?
— Усталость, конечно, накапливается, но я считаю, что у меня все-таки прекрасная профессия, потому что я выхожу и вижу людей, которые смеются, которые рады меня видеть, я их очень сам рад видеть, мы вместе отлично проводим время, поэтому тут грех жаловаться на какую-то усталость. Это та работа, о которой я мечтал и которой благодарен.
Безусловно, где-то иногда выматывает, вытягивает, устаю. И думаю, тут, наверное, самым главным является просто переключение на многочисленные, как вы сказали ранее, профессии. Хотя я бы больше назвал это увлечениями, когда ты просто находишь какие-то интересные новые грани деятельности.
Про личное, про семью говорить не любите, охраняете от чужих глаз и это понятно. Но все же спрошу - жене показываете выступление до того, как оно вышло, вы как-то на ней обкатываете шутки?
— Нет, на ее чувство юмора я не ориентируюсь и точно не потому, что оно плохое. Оно прекрасное. Но мне хочется ее уже вместе со зрителем как-то впечатлить, чтобы она увидела уже полную картину моего выступления на сцене.
Вернемся к выступлениям на сцене, к стендапу. Вы так давно в этой сфере - как меняются темы по мере вашего взросления и обстоятельств жизни?
— Сам подход к работе меняется, требования растут к себе. Работа с текстом становится более детальной. В плане тем я не скажу, что они сильно изменились, но они, конечно, соответствуют моему текущему жизненному моменту и тому, что меня в первую очередь волнует. Нет такого, что «ну пришла пора и надо шутить про автолюбителей». Такого нет. Но возникает что-то в жизни, какой-то нерв начинает давить, что-то болеть и на это откликаешься.
«Ты сам свой высший суд», это, мы помним, Пушкин еще сказал. Когда вы на сцене, то пытаетесь понравиться зрителю?
— Конечно, я чувствую - идет все хорошо или идет все странно на концерте, но думать о том, чтобы угодить зрителю, это, на мой взгляд, последнее дело. Не потому, что зритель этого недостоин, а просто потому, что ты должен об этом думать, когда ты сидишь и пишешь, придумываешь шутки, но не когда ты находишься на сцене.
Если идти на поводу зрительного зала, то есть большой риск загнать себя в тот формат выступления, в тот формат шуток, который не соответствует тебе изначально. Когда ты, например, видишь, как какая-то определенная тема или манера работает на зрительный зал, и пытаешься соответствовать ей и идти за этим, это неправильно. Ты должен идти за тем, что идет из тебя. Это такой процесс отсева, ведь ты можешь выбрать тему чуть приземленнее, гендерную, например, ну здесь много вариантов, а можешь идти просто за собой.
Понравиться всем - это самая проблемная установка, которая только может быть. Вот это «хочу, чтобы я всем нравился!», но так ведь не будет никогда и это буквально может свести с ума. Я понимаю, что есть те, кому нравится то, что я делаю, а есть те, кому всегда будет не нравиться, что я делаю. И это честная сделка с самим собой в первую очередь.
А свою целевую аудиторию вы можете как-то определить?
— Во-первых, это феноменально красивые люди (улыбается). Мне видится, что они старше 25 лет и тут без верхнего порога в плане возраста. Это люди, так или иначе погруженные в поп-культуру, в какой-то иностранный контекст, может быть. Ну и, хотя это не показатель, но с высшим образованием в основном. Словом, это люди, с которыми мне самому хотелось бы общаться, к которым я сам стремлюсь. Круто, когда я делаю какие-то отсылки, и они срабатывают. Я понимаю, что нахожусь в каком-то своем микромире, мы вместе в нем находимся со зрителем.
Скоро выйдет новый фэнтези-сериал «Тайный город» с вашим участием, и что-то очень крутое должно получиться. Такое количество звезд: Милош Бикович, Юлия Пересильд, Игорь Верник, Сергей Шакуров, Алексей Гуськов, Денис Шведов, Андрей Мерзликин, Иван Охлобыстин и многие другие. Какая атмосфера на площадке?
— Съемки в нем я закончил, и, хотя роль у меня небольшая, но моего персонажа там потом все время вспоминают. За это спасибо Милошу Биковичу, уж не знаю, это сценарий или по его собственной инициативе. Было все круто. Мы с Милошем и Машей Андреевой отлично общались, классная была обстановочка, очень здорово.
Вы воплощаете образ сурового бойца в «Тайном городе». А в жизни приятный, очень миролюбивый человек. Ломаете себя, будучи, хоть и талантливым, но непрофессиональным актером? По наитию или это ваша харизма, или помогают советы режиссера?
— Я не скажу, что у меня отрицательный персонаж, правда, да, он довольно мрачный, в чем-то брутальный, ну, это же роль. Я хоть и не имею актерского диплома, но все равно есть уже некоторый опыт, плюс моя жена-актриса, она тоже мне очень помогает советами.
То есть дома разбираете с ней роль?
— Советуюсь, это же не про мои шутки. Она мне дает какие-то ключики, подсказки. Мне очень интересно создавать персонажа, как будто ты находишь какую-то другую грань себя. А дальше твоя фантазия работает, и все.
А как получаете роли - часто ходите на пробы?
— Постоянно хожу на пробы. Вот у меня была неделя в Москве, и я был на трех пробах разных. Даже в мюзикл каст проходил, ну я просто не знал, что это мюзикл, не разобрался. Это такой постоянный параллельный процесс, у меня очень опытный, крутой агент, который договаривается, звонит, а я уже прихожу: «Здравствуйте, вот он я».
Это стресс, если отказывают?
— Отказывают в 99%. Но стендап закаляет сильно. Это сейчас, спустя довольно длительное время занятия этим жанром, привыкаешь к тому, что большая часть твоих выступлений имеют успех у аудитории. Но поначалу-то это совсем не так. Поначалу ты всегда выступаешь отвратительно, и это хуже отказа в роли.
Сколько длится вот такое провальное начало в стендапе?
— У кого-то десятилетие, это дело индивидуальное. А у кого-то быстро все начинает получаться. Но, в среднем, я бы сказал, года три ты выступаешь просто как ничтожество полное. Что бы ты не делал, и это вопрос не в том, что не умеешь писать тексты, тут все в комплексе. Нет нужной свободы, идет поиск своего голоса комедийного, как подавать себя, как ты интонационно разбиваешь шутки. Это еще помимо чисто технических моментов.
То есть провалы неизбежны? Может для кого-то это станет откровением.
— Поверьте, достаточно одного выступления, чтобы это откровением перестало быть. Что-то такое неосязаемое внутри тебя, когда ты никак не можешь понять, ну почему это не работает, почему я читаю текст и мне смешно, а зрители в зале сидят и не смешно им. Еще надо понимать, что первые три года ты в основном выступаешь в баре под пиво, под какие-то закуски. Твои шутки о том, как ты что-то переживаешь в жизни, мягко говоря, никому неинтересны.
Вы помните этот момент у себя, когда «ура, заработало», и произошел качественный рывок?
— Когда начал больше работать в рамках проекта «STAND UP на ТНТ», там продюсеры стали выдвигать более строгие требования непосредственно к тексту, этот проект мне показал, что нет такого понятия «ну, пойдет». Ты должен быть уверен во всем материале. Потом еще много разговаривал с опытными коллегами, заокеанскими в том числе, которые говорили - ты начинаешь прогрессировать, только когда начинаешь выбрасывать среднее. А когда ты такой «ну вот здесь смешно, а это просто годится, ладно, это пойдет» - вот оно все и рушится.
Какой совет дадите начинающим стендап-комикам?
— Убедитесь в том, что у вас есть финансовая подушка, стабильное психологическое состояние, и, главное, ответьте себе на вопрос - для какой цели вы идете на сцену? Какая сверхзадача внутри вас? Вы должны ее просто ощущать. Иногда она может быть не какой-то великой, а просто «я хочу, чтобы зрители в зале смеялись», и это уже великолепно. Но если ты говоришь «я иду, чтобы развеселить зал», а в глубине души думаешь «и чтобы они заменили мне материнскую любовь», тогда все будет очень плохо.
А еще надо быть готовым психологически к провалу, только тогда все получится. Если ты к провалам не готов и ждешь быстрого результата, то надо менять эту сферу деятельности на другую.
Фото предоставлено пресс-службой ТНТ