Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
12 ДЕКАБРЯ, 2025
Россия за последние годы значительно продвинулась по пути к цифровому суверенитету. Сегодня страна сама решает, как устроены ее цифровые сервисы, где хранятся ее данные, кто имеет к ним доступ и как защитить граждан от внешних угроз. Как изменилась ИТ-отрасль и что ей мешает развиваться дальше – об этом «ФедералПресс» рассказал директор департамента цифрового развития Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Владимир Маслов.
Как за последние годы изменилось развитие российских цифровых решений и что сегодня определяет уровень цифрового суверенитета страны?
В 2022 году стало окончательно ясно, что жить исключительно на импортных решениях невозможно. Хотя очевидно это стало еще в 2014 году, но продолжали работать по инерции. В последнее время государство всерьез озаботилось импортонезависимостью и импортозамещением. Правительством приняты беспрецедентные меры поддержки отрасли.
Почему именно сейчас возникла необходимость создания нового отечественного мессенджера MAX? Какие задачи он должен решить?
Создание защищенного канала связи открывает новые возможности для делового взаимодействия, развития электронной коммерции и упрощения коммуникаций между бизнес-сообществами. До 2022 года мы повсеместно использовали западные мессенджеры и платформы. Как оказалось, эти сервисы стали оплотом мошенников, экстремистов и террористов. Через такие мессенджеры обманывают граждан, воруют личные данные и используют их в противоправных целях. Под удар попадают и дети, которых активно вовлекают в незаконные схемы.
MAX постоянно работает над безопасностью сервиса совместно с ведущими ИТ-компаниями. Для выявления мошенников специалисты Центра безопасности используют автоматизированные системы: уже реализована проверка номеров в партнерстве с «Лабораторией Касперского», а также начато внедрение технологий антифрода от Сбера. Сбер предоставит команде MAX собственную экспертизу и технологическую базу для выявления подозрительных транзакций и звонков. Сотрудники Центра безопасности мониторят обращения пользователей в режиме 24/7. Среднее время рассмотрения обращения – менее четырех минут. Возможность пожаловаться на мошенничество в чате MAX доступна через меню «Пожаловаться» при нажатии на сообщение. Ориентированный на защиту граждан, MAX уже предлагает своим пользователям возможность ограничения вызовов от абонентов, не состоящих в списке контактов. Даркнет существует годами, но с появлением нацмессенджера есть шанс сделать борьбу с преступниками более эффективной.
Какие ключевые барьеры пока препятствуют массовому внедрению российских цифровых платформ и ИИ-технологий?
Ни для кого не секрет, что у нас неблагополучная ситуация с собственной электронной компонентной базой. Это, безусловно, основной барьер. Кроме того, исторически в России отсутствует «пророк в своем отечестве»: даже самые передовые отечественные разработки воспринимаются с изрядной долей скепсиса.
Какие меры стимулирования – регуляторные, инфраструктурные или финансовые – наиболее критичны для ускорения развития отечественных цифровых продуктов?
В первую очередь инвесторы и разработчики хотят видеть четкие гарантии неизменности правил и условий. ИТ – это высокотехнологичный и дорогой бизнес с «длинными» деньгами. Если завтра иностранные вендоры вернутся на прежних условиях, то все усилия и вложения окажутся под угрозой. Поэтому участники рынка хотят гарантии стабильности. Господдержка также дает ощутимый результат.
Что, на Ваш взгляд, станет главным драйвером роста российской цифровой экосистемы в ближайшие 3–5 лет?
Развитие сервисов, спрос со стороны государства, граждан, бизнеса и сферы безопасности.
Фото предоставлено Эрастом Вареновым / пресс-служба ТПП РФ