Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Зампред правительства Приморья Ольга Иванникова: «Не каждая заштрихованная зона КРТ означает, что завтра туда придет застройщик»

Редакция «ФедералПресс» / Анна Миронова
Приморский край
26 ДЕКАБРЯ, 2025

Новые проекты комплексного развития территорий во Владивостоке, вопросы точечной застройки, развития инфраструктуры и кризис строительной отрасли – эти темы активно обсуждались в течение всего года, и Приморский край не стал исключением. Заместитель председателя правительства Приморского края, курирующий вопросы архитектуры и градостроительной политики Ольга Иванникова в интервью «ФедералПресс» рассказала, как будет развиваться строительный рынок в регионе и как новые проекты КРТ изменят облик Владивостока.

Проекты КРТ во Владивостоке

Ольга Николаевна, хотелось бы начать с самой острой темы этого года: КРТ во Владивостоке – сколько сейчас одобренных проектов? На какие из них уже зашли застройщики?

— Если говорить о проектах, которые действительно находятся в высокой степени проработки и вышли на реализацию или близки к этому, то первым таким проектом стал КРТ в Снеговой Пади. Там был заключен договор КРТ, заключенный по инициативе правообладателя. Местный застройщик - “Восточный луч” сам разработал Эскиз мастер-плана, включил в него обязательства по строительству школы, детского сада и благоустройству.

Еще один проект по инициативе правообладателя запущен на Юмашева, там застройщик взял на себя обязательства по качественному обновлению существующей территории, будут построены: новый фермерский рынок (старый продолжит работать во время строительства во временном формате), детский сад, благоустройство трамвайного кольца и обновление трамвайных путей, благоустройство входной группы парка Минного городка.

Еще одна обязанность застройщика – перечислить 30 млн рублей в бюджет города, средства пойдут на развитие образовательной инфраструктуры Владивостока.

В начале ноября было принято решение о реализации КРТ на Тунгусской. данный проект предусматривает развитие транспортной и социальной инфраструктур жилого квартала. В рамках реализации проекта КРТ будут построены: комбинированный блок начальных классов с дошкольным отделением на 430 мест, многоуровневый надземный паркинг и надземный пешеходный переходный мост через улицу Шилкинская. Также застройщик проведет капитальный ремонт улиц Тунгусская и Братская.

Проект предусматривает расселение ветхого и аварийного фонда, в результате которого жилищные условия улучшат более 200 человек.

Также проектом запланировано современное благоустройство территории, создание детских и спортивных площадок, прогулочных зон. Проект находится близко к Нагорному парку и может стать гармоничным продолжением зоны отдыха и новым местом для прогулок и досуга горожан.

Как отбираются территории под КРТ? Выбираете вы или есть запросы от девелоперов?

— Важно понимать, что не каждая заштрихованная зона КРТ означает, что завтра туда придет застройщик. Прежде всего, это градостроительный инструмент, который запрещает точечную застройку без планирования всей территории. Внутри таких зон просто нельзя выдать разрешение на строительство, не имея утвержденной документации по планировке. Прежде чем принимать такие решения, мы выезжаем на место и инвентаризируем все участки и здания, проверяем правообладателей, инфраструктуру. После этого рассчитываем технико-экономические показатели, оцениваем, насколько эффективным может быть развитие территории, и только тогда принимается решение, реализовывать проект или нет.

При этом инициировать стройку в рамках КРТ могут и власти, и собственник участка, и просто застройщик, который вдруг решил, что именно на этой земле он найдет золотую жилу.

Если власти видят необходимость в комплексной реконструкции района, например, из-за аварийного жилого фонда или неразвитой инфраструктуры, то инициатором выступает край или муниципалитет. Если у собственника есть земельный участок в зоне КРТ, он тоже может инициировать проект. Такой вариант реализуется в Снеговой Пади. А если собственником участка является предприниматель или физлицо, но нет ресурсов на реализацию, то он может объединиться с застройщиком, и они вместе выступят, как инициаторы.

Итоги года: строительство и инфраструктура

Как чувствует себя сфера недвижимости в Приморье в 2025 году? Снизилось ли число проектов, которые начали реализовывать? Увеличилось ли число нераспроданных объектов?

— Действительно, 2025 год стал вызовом для строительной отрасли, и Приморский край не исключение.

В части ввода жилья, которое осуществляется в рамках Национального проекта «Инфраструктура для жизни», в I квартале мы просели на 80 % относительно аналогичного периода прошлого года, 55 % всех строящихся домов переносили сроки ввода.

Тем не менее отмена массовой льготной ипотеки не привела к кризису отрасли. На ее долю в Приморском крае в 2024 году приходилось 9 % всех ипотечных сделок.

Я бы выделила две ключевые проблемы отрасли – это высокая ключевая ставка и дефицит мощностей. Развитие инженерной инфраструктуры должно осуществляться если не опережающими темпами, то синхронно с развитием жилищного строительства.

Отрасль не может существовать сама по себе – она должна регулироваться со стороны государства. Есть проблемы, которые бизнес не в состоянии решить самостоятельно. И одна из таких проблем – как раз дефицит мощностей. Только при участии государства: регионального и федерального уровней можно решить эту задачу: инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) и казначейские инфраструктурные кредиты (КИК).

С учетом вызовов 2025 года губернатором Приморского края Олегом Николаевичем Кожемяко было принято решение о создании штаба, задача которого – оперативно решать возникающие проблемы отрасли, а также разрабатывать и принимать стратегические решения для региона. В него вошли все профильные министерства, ресурсоснабжающие организации, главы муниципалитетов, банковский сектор. При необходимости на заседания приглашаются застройщики.

В 2025 году состоялось 7 штабов под председательством губернатора. Такой формат работы дал результаты. За 10 месяцев в Приморье введено в эксплуатацию 1,3 млн м2 жилья, это +7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них 546 тыс м2 – это многоквартирные дома, что на 19 % больше по сравнению с прошлым годом.

Правительство Приморского края готово брать на себя обязательства по созданию инженерной инфраструктуры, но делать это только для проектов комплексной застройки.

Прочитать подробнее о проектах КРТ во Владивостоке можно по ссылке.

Фото: Пресс-служба правительства Приморского края / primorsky.ru