Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Страховщики настаивают на реформе: как изменят ОСАГО для автовладельцев

Редакция «ФедералПресс» / Анастасия Полетаева
Приморский край
14 НОЯБРЯ, 2025

ВЛАДИВОСТОК, 14 ноября, ФедералПресс. В России нарастает дискуссия о кардинальном пересмотре сложившейся системы ОСАГО. Ключевой проблемой, обсуждаемой на отраслевых площадках, стала системная неспособность обеспечить качественный и своевременный ремонт автомобилей из-за острого дефицита запчастей.

«Общее количество жалоб на ОСАГО снижается, однако при этом растет число жалоб, связанных именно с ремонтом по страховке», – рассказала представитель Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Екатерина Гринева в ходе конференции «Автострахование – 2025» в Сочи.

По ее словам, введенная в 2017 году практика возмещения ущерба ремонтом показала снижение доли таких случаев с 15 % до 5–6 %. Особенно остро проблема проявилась в 2023–2024 годах, когда дефицит комплектующих стал приводить к длительным простоям автомобилей на сервисах, иногда превышающим полгода.

Сложившаяся ситуация выявила системное противоречие. Большинство автовладельцев настаивают на использовании оригинальных запчастей, что не предусмотрено действующей методикой ОСАГО. В то же время страховщики столкнулись с их физической недоступностью. В качестве решения РСА предлагает легализовать рынок подержанных автозапчастей, а также развивать их восстановление на государственном уровне. Как показало исследование Финансового университета, около 40 % автовладельцев согласны на использование б/у деталей или аналогов, однако 60 % все еще выступают против. На этом фоне стремительно растет количество судебных разбирательств, где размер компенсаций может достигать 2 млн рублей, что не было заложено в первоначальные расчеты тарифов.

Для выхода из кризиса Российский Союз Автостраховщиков разрабатывает комплекс законодательных инициатив. Основные предложения включают разрешение на использование бывших в употреблении запчастей для ремонта по ОСАГО, а также предоставление автовладельцам, отказывающимся от ремонта, возможности получить денежную компенсацию с учетом износа. В настоящее время ведутся переговоры с государственными структурами о создании регулируемого и безопасного рынка подержанных автодеталей.

Напомним, ранее автоэксперты рассказали, как иномарки окончательно ушли из России.

Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников