Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
3 ИЮЛЯ, 2020
В Пермском крае внесение изменений в Конституцию РФ поддержали 70,75 процента проголосовавших. Против высказались 28,27 процента. Явка составила 52,49 процента. Прошедшее 1 июля общероссийское голосование стало уникальным событием. Детальный разбор – в материале «ФедералПресс».
Общероссийское голосование не регламентировалось законами о выборах и референдуме, поэтому перед организаторами открылось широкое поле для экспериментов, часть которых была обусловлена необходимостью снизить риски распространения COVID-19. Предпринятые меры были избыточны, но необходимы, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. Отсюда – растягивание голосования во времени и пространстве. Так, участки работали на протяжении недели, с 25 июня по 1 июля, а мобильные бригады избиркомов по заранее составленному графику проводили голосование во дворах. В итоге три четверти проголосовавших выразили свою позицию возле дома.
«Я сам проголосовал во дворе в тапочках. Интересный формат, удобный», – поделился своим мнением в соцсети депутат пермской гордумы Александр Филиппов.
«Решение о досрочном семидневном голосовании было абсолютно правильным, – считает политтехнолог Сергей Ильин. – Оно доказало свою эффективность. Иначе с явкой были бы серьезные проблемы, так как многие люди продолжают соблюдать режим самоизоляции. Надо отдать должное избиркомам, которые справились с нагрузкой, в разы превышающей привычную».
Избирательные комиссии оказались в тренде, катализатором которого выступила эпидемия. Поставщики сервисов и услуг сейчас стремятся доставить их на дом с максимальным использованием цифровых коммуникаций. Вот и прикамские избиратели активно пользовались сервисом портала «Госуслуги» по прикреплению к удобному для себя участку. Механизмом «Мобильный избиратель» воспользовались свыше 83 тысяч человек. По этому показателю Пермский край – лидер в ПФО.
«Людям было удобно и безопасно голосовать. Мы выполнили все рекомендации ЦИК и Роспотребнадзора, – резюмировал председатель Избирательной комиссии Пермского края Игорь Вагин. – И я хочу поблагодарить все шестнадцать тысяч членов комиссий. Они проделали титаническую работу, сложную и физически, и психологически. Я благодарен им за то, что они не отказались работать в таких сложных условиях».
Новые форматы голосования требовали не только разработки новых процедур, но и тщательного наблюдения за ними с целью предотвращения возможных нарушений. Этим занимались свыше семи тысяч наблюдателей. Их пул был сформирован общественной палатой Пермского края из представителей общественных организаций и политических партий. Многие из них прошли обучение и получили практический опыт работы еще на президентских выборах – 2018.
В итоге председатель общественной палаты Пермского края Дмитрий Красильников оценил голосование как спокойное, прозрачное и легитимное. Руководитель ситуационного центра при ОППК Михаил Мухин рассказал, что на горячую линию центра поступило 476 обращений. Чаще всего речь шла об организационных моментах и сообщениях информационного характера, не влияющих на итоги голосования.
«Провели пятьдесят выездов на участки для голосования для помощи нашим общественным наблюдателям, разбора ситуаций, оперативного контроля за соблюдением прав граждан и работы участков. Ни одно обращение не оставили без ответа, вникали в каждую ситуацию», – уточнил Михаил Мухин.
Массовых и грубых нарушений не было, подтвердил прикамский омбудсмен Павел Миков: «То, что я увидел лично на двадцати трех участках, включая расположенные во дворах, позволяет сделать вывод о соответствии голосования установленным ЦИК правилам. Это говорит о высоком профессионализме организаторов процесса голосования и высоком уровне гражданской ответственности членов избирательных комиссий. Граждане самостоятельно делали свой выбор, на них никто не давил. Я делаю вывод, что голосование отвечает требованиям законности и легитимности».
Уровень явки в Прикамье оказался неоднородным. В результатах не прослеживается однозначная взаимосвязь между явкой и качеством жизни в территории. Самую высокую активность проявили жители Коми-Пермяцкого округа и муниципалитетов на юге края. Наименьшую – жители краевой столицы, Березников, депрессивных территорий КУБа и Александровска. Разрыв между лидером Кочевским районом (77,16 %) и аутсайдером Кировским районом Перми (38,27 %) оказался двукратным, а в пятерку замыкающих вошли три района краевой столицы.
Политконсультант, директор ЦИТ Людмила Ознобишина подчеркнула, что самую высокую явку традиционно показали сельские территории и территории с большой долей национальных диаспор. Эксперт отметила, что самые активные граждане проголосовали задолго до 1 июля. Менее активных вовлекли в голосование мобильные бригады избиркомов во дворах. По ее мнению, дальнейший рост явки шел бы за счет оппозиционно настроенных избирателей. В случае их прихода на участки для голосования не было бы семидесятипроцентной поддержки поправок.
Гендиректор Бюро социальных коммуникаций «Сёть» Иван Рябухин одним из факторов, определивших в целом высокую явку, назвал грамотную и интересную работу краевой администрации и крайизбиркома в соцсетях. «Охват информирования превысил охват президентской кампании. При этом аудитория соцсетей разделилась на два лагеря – тех, кто интересовался содержанием поправок и возможностями проголосовать, и диванными экспертами. Первые пришли на участки, вторые ограничились огульной критикой в интернете, часто переходящей в прямые оскорбления», – уточнил эксперт.
Кроме того, наблюдатели отметили в мобилизации избирателей большую роль развлекательных мероприятий – банальных концертов. Оказалось, что жители региона за время объявленной в начале апреля самоизоляции просто изголодались по зрелищам. Выступления во дворах привлекали людей, а там их поджидали мобильные пункты для голосования. Статистика подтверждает: где местные власти приложили организационные усилия и помогли избиркомам – там и явка была выше.
Что касается уровня поддержки поправок, то разница между лидером и аутсайдером оказалась не такой большой, как по явке. Кудымкарский район (81,37 %) в полтора раза опередил Ленинский район Перми (62,01 %).
Тему челленджа с размещением в социальных сетях фотографий бюллетеней для голосования с зафиксированным и понятным волеизъявлением граждан поднял краевой омбудсмен Павел Миков. Он усмотрел в ней размывание демократических ценностей, как например, тайны голосования. Омбудсмен выразил сомнение, будут ли люди, открыто показавшие свой выбор, чувствовать себя в безопасности?
«Размещали бюллетени и те, кто были за, и те, кто были против. Этого нельзя допускать. На мой взгляд, здесь есть риски – особенно в небольших населенных пунктах – для роста общественного разногласия, социальных конфликтов и возможного преследования за проявленную гражданскую позицию», – уточнил Павел Миков.
Любопытно, что омбудсмен в своем выступлении имел в виду граждан, проголосовавших против поправок. Однако на деле публичным преследованиям чаще подвергались те, кто проголосовал за. По-настоящему страсти не разгорелись только потому, что сторонники поправок либо входили в «молчаливое большинство», либо в противовес критикам поправок заявляли свою позицию спокойно и взвешенно.
Так, приглашали на избирательные участки и аргументировали важность поправок депутаты Госдумы Сапко и Шубин, прикамского заксобрания Сухих, Петров, Клепцин, Водянов, Третьяков, Эйсфельд, Григоренко, пермской гордумы Уткин. Активная позиция народных избранников часто коррелируется с высокой активностью жителей их округов. Заявил о своей позиции Алексей Петров – в его округе явка 64,28 %. Заявил Валерий Сухих – в его округе 63,93 %. У Александра Третьякова – 62,05 %. У Романа Водянова – 61,69 %. У Армена Гарсляна – 53,76 %. И это в условиях, когда непосредственная работа в округах сдерживалась карантинными мероприятиями.
Резюмируя итоги общероссийского голосования в Пермском крае, специалисты и эксперты отмечают необходимость тщательного анализа и изучения полученного опыта. Ряд вопросов, как, например, регламентация агитации или отказ председателя одного ТСЖ пускать на территорию дома мобильный пункт для голосования, требует проработки нормативно-правовой базы. Новые форматы мобилизации, в которых усилилась и без того важная роль избиркомов, и возросшую значимость соцсетей интересно оценить в свете предстоящих в сентябре губернаторских выборов. Общероссийское голосование превратило отпускной самоизоляционный июнь в полноценный политический сезон и задало новые тренды, которые еще долго будут служить ориентиром для всех участников избирательного процесса.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин