Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Почему Свердловская область отмечает 88-летие: объясняют историк и философ

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
17 ЯНВАРЯ, 2022

ЕКАТЕРИНБУРГ, 17 января, ФедералПресс. Свердловская область отмечает 88-летие со дня основания: 17 января 1934 года ее выделили из состава огромной Уральской области. Историк и философ рассказали корреспонденту «ФедералПресс» о том, как Средний Урал получил административную самостоятельность и к чему это привело.

«Среди историков главенствовала точка зрения, что разделение Уральской области было призвано ограничить влияние первого секретаря обкома ВКП(б) Ивана Кабакова, но документально она не подтверждается. Если бы Сталину действительно нужно было ограничить влияние Кабакова, он бы его убрал с Урала и перевел, к примеру, на работу в аппарат ЦК партии или в Совнарком», – говорит кандидат исторических наук Андрей Сушков.

Как подчеркивает ученый, Кабаков в то время пользовался полной поддержкой со стороны центра. Хотя регион уменьшился, его глава все так же входил в состав членов ЦК ВКП(б), а на XVII съезде партии в начале 1934 года сидел в президиуме вместе с первыми лицами страны. Вскоре он был награжден орденом Ленина, в честь него переименовали Надеждинск (ныне Серов) и металлургический завод.

К тому же разукрупнение затронуло и другие регионы страны: из Северо-Кавказского края был выделен Азово-Черноморский, из Восточно-Сибирского – Красноярский, из Горьковского – Кировский, из Западно-Сибирского – Омская область, из Средне-Волжского – Оренбургская. Центрально-Черноземная область была разделена на Курскую и Воронежскую, Нижне-Волжский край – на Саратовский и Сталинградский.

Как объясняет Сушков, истинной задачей было повысить эффективность региональной партийно-государственной системы власти – прежде всего в связи с огромным промышленным, жилищным и социально-бытовым строительством в ходе индустриализации. В Уральскую область входила территория семи нынешних российских регионов: Пермского края, Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей, Югры и Ямала.

«Очень многие хозяйственные вопросы надлежало решать в областном центре, в том числе на уровне бюро обкома партии – высшего органа власти в регионе. Многочисленные местные чиновники тратили массу времени, а также государственных средств на командировочные расходы, на переезды в областной центр и обратно. Был огромный перечень должностей, подлежащих утверждению на областном уровне при условии обязательного присутствия кандидата», – говорит Сушков.

При этом даже телеграммы в отдаленные районы шли чуть ли не месяцами, а выехать туда с какой-либо проверкой было крайне сложно.

«Пермскую область в 1938 году отделили от Свердловской после того, как пермяки пожаловались члену политбюро, секретарю ЦК Андрею Андрееву, что им трудно добираться до областного центра – Свердловска. А что говорить о «северах», до которых и в нынешние времена поди доберись!» – объясняет историк.

По мнению кандидата философских наук Георгия Цеплакова, Свердловская область стала своеобразным «производственным комплексом», проникнутым хозяйственными связями между промышленными предприятиями. Это привело к формированию особой идентичности «опорного края державы», говорит он.

«Сейчас нам гордиться нечем, потому что после 1991 года эта мощь была утрачена – к счастью, не до конца. Празднование можно воспринимать как хороший повод, чтобы поставить вопрос о том, как мы дальше будем жить», – полагает Цеплаков.

Как считает философ, за 88 лет между свердловчанами и жителями соседних регионов сформировались определенные различия.

«Везде, где есть черная или цветная металлургия, горнодобывающая промышленность, мы будем чувствовать себя в своей тарелке. Но Челябинск – это «альтернативная реальность»: там немного другой ландшафт, немного другая история, немного другой климат», – заключает мыслитель.

«ФедералПресс» напоминает, что губернатор Челябинской области Алексей Текслер поздравил жителей с 88-летием региона, опубликовав видео в Instagram.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева