Редакция «ФедералПресс» / Дружинина Ольга
Свердловская область
29 ДЕКАБРЯ, 2026
ЕКАТЕРИНБУРГ, 29 декабря, ФедералПресс. В конце 2025 года рассчитывать на «новогоднюю премию» или «13-ю зарплату» может рассчитывать только каждый седьмой свердловчанин. Этот показатель ниже среднероссийского тренда. При этом только для 7 % сотрудников такая выплата является гарантированной ежегодной традицией их компании.
«15 % опрошенных работников Свердловской области подтвердили, что в их компании планируют выплачивать «13-ю зарплату» или премию по итогам 2025 года. Из них 7 % опрошенных уверенно сообщают, что их работодатель выплачивает такую премию ежегодно и планирует сделать это в текущем году, а еще 8 % указали, что выплаты носят избирательный характер и касаются только отдельных сотрудников или отделов», – сообщают аналитики платформы hh.ru.
Этот показатель ниже среднероссийского тренда. Так, 56 % респондентов, заявили, что в их организациях подобная практика вовсе отсутствует, а каждый четвертый (24 %) затруднился с ответом, поскольку руководство еще не объявило своего решения.
При этом параллельный опрос, посвященный исключительно Екатеринбургу, показал, что почти половина (49 %) горожан рассчитывает на новогоднюю премию. Этот разрыв между столицей региона и областью в целом может указывать на сосредоточение компаний с более развитой социальной политикой в крупном городе.
Аналитики отмечают, что ситуация в Свердловской области типична для всего Уральского федерального округа, который наряду с Южным ФО демонстрирует наименьшую в России долю сотрудников, уверенных в ежегодной премии (7 %). Для сравнения, в Санкт-Петербурге этот показатель составляет 10 %, а в Москве – 9 %. Лидерами же по распространенности гарантированных выплат стали Республика Татарстан (14 %), Тюменская область и Башкортостан (по 13 %).
В соседней Челябинской области, согласно опросу, не нашлось ни одного респондента, чей работодатель практикует ежегодные «тринадцатые зарплаты».
Доступ к премии напрямую зависит от сферы занятости. Чаще всего ее получают специалисты в области добычи полезных ископаемых (21 %) и информационных технологий (16 %). Выше среднего также уровень выплат в сфере безопасности и среди управленческого персонала. На противоположном конце спектра – розничная торговля, туризм и гостиничный бизнес (по 4 %), а также автомобильный бизнес, где о таких бонусах не сообщал ни один участник опроса.
Этот дисбаланс существует на фоне в целом благополучной картины на рынке труда региона. По данным на январь-сентябрь 2025 года, среднемесячная номинальная зарплата в Свердловской области достигла 87 тысяч рублей, показав внушительный рост на 15,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Темп роста доходов в регионе (116,1 % за январь-август) даже опережает общероссийский показатель (114,4 %).
Особенно заметен прогресс в бюджетной сфере: зарплаты в образовании выросли на 21,5 %, в культуре – на 21,8 %, в здравоохранении – на 20,1 %. Несмотря на это, абсолютный размер средней зарплаты в области (87 002 рубля) все еще отстает от среднего по России (96 219 рублей).
Как поясняет старший юрист hh.ru Светлана Шабронова, с юридической точки зрения понятия «13-я зарплата» в Трудовом кодексе РФ не существует. Речь идет о стимулирующей годовой премии, которая становится обязательной для выплаты только в том случае, если она прямо предусмотрена коллективным или трудовым договором, либо иным локальным актом компании. Ее историческим прообразом служила советская практика поощрения за добросовестный труд в конце года.
Данная выплата остается скорее инструментом мотивации и удержания ценных кадров в конкурентных отраслях, чем массовой нормой.
«ФедералПресс» сообщал, что Свердловская область стала лидером среди регионов УрФО по числу вакансий на производстве.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0