Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Алиса Лобанова: «Государство делает все возможное, чтобы креативные индустрии развивались быстрее и эффективнее»

Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
15 СЕНТЯБРЯ, 2025

Аналитики отмечают, что рынок спортивной одежды в России демонстрирует уверенный рост после спада. Уход многих иностранных брендов открыл новые возможности для российских производителей, активизировав запуск новых марок и, как следствие, увеличив конкуренцию на внутреннем рынке. О том, как изменились бизнес-процессы и как сейчас развиваются локальные бренды, в интервью в открытой студии «ФедералПресс» на площадке Восточного экономического форума (ВЭФ) рассказала дизайнер, основатель российского бренда одежды «Нева», член рабочих групп «Промышленный дизайн» и «Социально-значимый дизайн» Совета при Национальном центре «Россия» по разработке и продвижению нового российского стиля Алиса Лобанова.

Господдержка и вызовы

Алиса Александровна, как вы оцениваете стратегические векторы роста для отечественных компаний в свете активного формирования креативной экономики? На что следует ориентироваться производителям сегодня, чтобы быть конкурентоспособными завтра?

— Как вы знаете, недавно в России был принят Закон о креативных индустриях, благодаря которому индустрия дизайна, включая легкую промышленность, народные и художественные промыслы, кино, театр и моду, получила поддержку со стороны государства. Я бы сказала, мода вошла в моду! Время импортозамещения в отрасли наступило. Сейчас развитие российских брендов находится в приоритете и всецело поддерживается государством. Власти заинтересованы в том, чтобы отечественные бренды масштабировались быстрее и эффективнее, а главное – были востребованы как на внутреннем, так и на международном рынках. Благодаря такой господдержке индустрия моды растет не только количественно, но и качественно, а локальная продукция становится всё более популярной среди потребителей.

В условиях растущего спроса на отечественные бренды и необходимости восстановления престижа ручного труда, каким образом можно привлечь молодое поколение к профессиям, связанным с легкой промышленностью? Какие шаги следует предпринять для создания эффективной системы обучения и повышения интереса к этим специальностям среди молодежи?

— Если раньше основными задачами на рынке были логистика и платежи за импортное сырье из-за нарушения логистических цепочек поставок, то сейчас производители все чаще сталкиваются с новой проблемой – дефицитом кадров. Это происходит в связи с ростом производственных мощностей, который, в свою очередь, стимулируется увеличивающимся спросом на отечественные бренды.

У нас очень большой кадровый дефицит, в связи с тем, фиксируется огромный возрастной разрыв среди сотрудников. На производственной площадке работают представители старой и молодой школ – швеи в возрасте от 50 лет и молодежь, имеющая свои представления о дизайне. Я считаю, что необходимо восстановить престиж рабочих профессий и ручного труда. Не все хотят идти в эту профессию. Если взять Москву и Петербург, то практически нигде нет профессии «швея» – есть «конструктор», «дизайнер», но это не обеспечивает обучение простому ручному труду. Мы готовы предоставлять рабочие места людям без большого опыта работы и студентам: разрабатываем несколько программ обучения для тех, кто хочет развиваться в сфере легкой промышленности и текстиля, ведем переговоры с образовательными организациями о проектном обучении. Готовы выступить в роли индустриального партнера для колледжей и университетов.

Конечно, проблему дефицита кадров нужно решать системно и постепенно – и за счет обучения, и за счет масштабной информационной кампании о престиже профессии. Мы планируем запустить студенческую олимпиаду по швейному мастерству, где будущие специалисты могли бы усовершенствовать профессиональные навыки и получить поддержку со стороны будущих работодателей. Думаю, что подобный вызов характерен не только для нас как для производителя спортивной одежды в России, но и для других сегментов отрасли.

Конкуренция как стимул для роста

Алиса Александровна, все ли высвободившиеся после ухода зарубежных брендов ниши на сегодняшний день заняли российские производители спортивной одежды?

— На сегодняшний день рынок российской спортивной моды находится в процессе активной перестройки и даже построения. После того как российский рынок покинули некоторые зарубежные компании, появилось много новых отечественных производителей, которые нашли своего потребителя. Сейчас на рынке спортивной одежды работают известные отечественные бренды, которые существенно отличаются друг от друга.

Сегодня люди хотят носить вещи, которые одинаково уместны на тренировке, прогулке или даже деловой встрече в неформальной обстановке. Наш спортивный костюм из велюра стал хитом продаж 2025 года именно потому, что отвечает этой потребности. Помимо основных коллекций для мужчин, женщин и детей мы запустили отдельное направление – создание индивидуальной экипировки для спортсменов. Одним из примеров является сотрудничество с экс-третьей ракеткой мира в одиночном и парном рейтинге, бронзовым призером Олимпийских игр в Лондоне, а ныне тренером юношеской сборной России и основателем детской школы большого тенниса Надеждой Петровой. Мы разработали для школы Надежды линейку теннисной одежды в фирменных цветах школы, а также для учеников, занятых в спорте высших достижений, форму в цветах триколора. Сейчас поддерживаем всероссийский проект «Кубок Надежды» – соревнования по детскому теннису, по результатам которых отбираются самые талантливые юные спортсмены из регионов России. Благодаря такому сотрудничеству мы определили для себя векторы работы на годы вперед. И надеюсь, что наше совместное творчество будет только расширяться. У каждого производителя на рынке спортивной одежды сегодня имеются свои ниши, которые они достойно представляют.

Насколько сильна конкуренция среди локальных брендов в этом сегменте? И легко ли российским производителям конкурировать с зарубежными по качеству?

— Конкуренция на рынке на сегодняшний день колоссальная. Но это и хорошо. Поскольку здоровая конкуренция определяет прогресс в развитии. Благодаря креативным решениям и поддержке многие отечественные производители получают возможность вырасти из малых и средних компаний в крупные бренды. И я надеюсь, что скоро российские производители спортивной одежды будут успешно конкурировать на мировом рынке с международными, всем известными марками. Задача российского производителя, в том числе нашей компании – дать покупателю продукт более высокого качества, чем у западных брендов. И это возможно сделать.

Какими технологическими и дизайнерскими решениями определяется уникальность российской спортивной экипировки, и как локальные бренды реализуют этот подход на практике? Что является конкурентным преимуществом на фоне глобальных брендов?

— Особенностей много. К примеру, мы изготавливаем лекала, обеспечивающие неповторимый крой и стиль теннисной экипировки. Уникальная формула создается не с первого раза, это всегда поиск и подбор технологичных, правильных тканей, определенных швов в соответствии с запросом. И, что особенно важно, наша работа связана с отечественными тканями и технологиями. Цеха расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Мы создаем рабочие места в своей стране. Кроме того, в дизайне активно используются возможности искусственного интеллекта, который помогает более эффективно визуализировать проект.

Какие меры поддержки и инициативы реализуются государством и бизнес-сообществом для успешной экспансии российских компаний на зарубежные рынки?

— В России работает много структур, которые активно помогают продвигать отечественные бренды. Есть интерес к российским производителям в Азербайджане, Киргизии и других странах СНГ. Но касательно нашего бренда скажу, что на данный момент мы сконцентрированы на российских проектах и намерены масштабировать бренд на нашем рынке.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанова, из личного архива Алисы Лобановой