Редакция «ФедералПресс» / Овчинников Дмитрий
Москва
31 ОКТЯБРЯ, 2025
МОСКВА, 31 октября, ФедералПресс. Российские власти не намерены закрывать рынок для иностранных автопроизводителей – главная цель государства создать устойчивое и технологичное производство автомобилей внутри страны. Об этом рассказал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров в большом интервью для РИА «Новости».
По словам политика, пересмотр правил расчета утилизационного сбора направлен не на ограничения, а на поддержку добросовестных производителей и повышение привлекательности локального выпуска.
Денис Мантуров пояснил, что новая система расчета утильсбора может повлиять на стоимость ввоза «санкционных» иномарок – тех, чьи бренды покинули Россию несколько лет назад, переложив сервисные обязательства на местных операторов.
Однако, отметил вице-премьер, решение должно защитить интересы компаний, развивающих официальные дилерские сети, сервис и финансовые программы.
Он подчеркнул, что правительство не ожидает резкого скачка цен. Отсрочка вступления новых правил до декабря позволит участникам рынка пополнить складские запасы и адаптироваться к новым условиям.
Напомним, утилизационный сбор – налог для производителей и импортеров, который платится за каждый выпущенный или ввезенный в Россию автомобиль, чтобы обеспечить его последующую утилизацию. Отечественные компании получают компенсацию, размер которой зависит от локализации производства.
Минпромторг предложил изменить расчет сбора: базовая ставка для легковых авто будет зависеть от типа и объема двигателя, а мощность – учитываться через коэффициент по прогрессивной шкале. Сейчас физлица платят 3,4 тысячи рублей за новые машины до трех лет и до трех литров, и 5,2 тысячи – за авто старше.
Изначально новые правила планировалось ввести с 1 ноября, но, чтобы учесть интересы граждан, оплативших авто заранее или столкнувшихся с задержками, срок перенесли до 1 декабря.
Для автомобилей мощностью до 160 л. с., составляющих более 80 % российского автопарка, сохраняется льготный коэффициент расчета утильсбора. Мантуров напомнил, что эта мера действует уже много лет – чтобы сохранить доступность наиболее популярных моделей для граждан.
При этом правительство не ставит задачу «закрыть» рынок. Отсутствие конкуренции, согласно мнению вице-премьера, замедлило бы развитие отечественных производителей.
«Мы уже не раз говорили о том, что у нас нет цели «закрыть» рынок, чтобы наши производители жили в условиях отсутствия конкуренции – понятно, что это затормозит их собственное развитие. Но нам важно создать условия для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт, и это нормальная мировая практика», – цитирует РИА «Новости» Мантурова.
После публикации проекта изменений утильсбора в сентябре представители сразу трех автомобильных брендов посетили российские площадки – рассматривают возможность размещения собственных производств. По словам Мантурова, это подтверждает интерес зарубежных компаний к российскому рынку и эффективность принятых мер поддержки.
Благодаря программам льготного автокредитования, лизинга и корректировке утильсбора в стране запущено производство автомобилей во всех популярных сегментах – от бюджетных моделей до гибридов и кроссоверов премиум-класса.
«Сейчас у нас реализовано производство автомобилей практически во всех наиболее популярных сегментах. Линейка легковых автомобилей российской сборки постоянно расширяется, в том числе за счет моделей, которые ранее импортировались, а теперь локализуются на территории нашей страны», – обратил внимание Мантуров.
Так, в Липецкой области локализовано производство гибридов Voyah, а в Подмосковье – сборка Exeed. За девять месяцев 2025 года по льготным программам реализовано более 130 тысяч машин на 45 млрд рублей скидок.
Сегодня в России возобновили работу 11 из 13 автопредприятий, оставленных иностранными партнерами. Еще два планируется запустить в 2026 году. Площадки уже выпускают новые модели, замещающие продукцию западных брендов.
Мантуров добавил, что государство продолжает инвестировать в развитие отрасли, в том числе через программы «Семейный автомобиль» и льготного лизинга.
«Семейный автомобиль» в контур льготного автокредитования – добавили 10 % скидку для семей с двумя и более детьми», – указал он.
Ранее сообщалось, что власти рассматривали возможность привлечения китайских компаний к добыче редкоземельных металлов в России. Однако, как уточнил Мантуров, окончательных решений по этому вопросу пока не принято.
Фото: из фотобанка Фонда Росконгресс photo.roscongress.org / Арсений Кац