Редакция «ФедералПресс» / Елена Бутырина
Москва
21 НОЯБРЯ, 2025
МОСКВА, 21 ноября, ФедералПресс. В России разгорается конфликт между крупными банками и маркетплейсами из-за предоставляемых цифровыми платформами скидок при продаже товаров через связанные с ними банки.
Как пишут «Ведомости», глава Сбербанка Герман Греф возмутился тем, что маркетплейсы предоставляют покупателям скидки на товары, оплачиваемые через принадлежащие им банки, в результате чего торговые онлайн-площадки не доплачивают налоги на сумму 1,5 трлн рублей.
Его негодование подхватили другие крупные банки, в том числе ВТБ, Альфа-Банка, Т-Банк и Совкомбанк. Вместе они обратились с письмами в Банк России, правительство, Госдуму, Совет Федерации и администрацию президента, объявив, что маркетплейсы якобы действуют нечестно, применяя подобную практику скидок.
«Мы выступаем за скидки на маркетплейсах и удобство оплаты для всех жителей нашей страны. Связывание скидки и цены товара с конкретным платежным инструментом сужает выбор и может вводить людей в заблуждение – клиент должен получать обещанную выгоду в любом удобном ему сценарии оплаты», – прокомментировали в Сбербанке.
Банкиры считают, что стоимость покупаемого в онлайн-магазинах товаров не должна зависеть от способа оплаты.
Как сообщил «Ъ», председатель Центробанка Эльвира Набиуллина не исключила введение запрета на наличие у маркетплейсов собственных банков.
«То, что выглядит на поверхности как конфликт маркетплейсов и банков, это отражение изменения характера конкуренции, причем системное. Все согласны (и банки, и маркетплейсы), что должна быть справедливая конкуренция. А вот что такое добросовестная справедливая конкуренция - это мы вместе с участниками рынка и правительством обсуждаем. Но в чем у меня позиция однозначно определилась – я считаю, что цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается», – приводит цитату главы ЦБ «Российская газета».
Представители маркетплейсов подобные обвинения со стороны банков считают несправедливыми и полагают, что запреты на скидки через банки цифровых платформ могут привести к росту цен на товары, написал «Эксперт».
Основательница Wildberries и руководитель объединенной компании Wildberries & Russ Татьяна Ким призвала банки «играть по-честному». По ее мнению, позиция банков понятна: их попытки выстроить собственную систему скидок при продажах не всегда успешны. Между тем, по ее словам, им самим разрешены и «собственные маркетплейсы, и программы лояльности, и даже пессимизация других средств оплаты», а у маркетплейсов «пытаются отобрать право на собственные банки», отмечает РБК.
«У каждого из этих игроков есть собственные маркетплейсы и онлайн-магазины с их собственными скидочными программами. У «Сбера» – «Мегамаркет», «Самокат», «Купер» (сам «Сбер» заявляет, что ему не принадлежат площадки интернет-торговли и он работает с партнерами. – РБК), в программы лояльностей которых были влиты сотни миллиардов рублей. У Т-банка и «Альфы» – внутренние маркетплейсы, крупнейшие продуктовые онлайн-площадки, где пессимизируются другие средства оплаты кроме их собственных», – обращает она внимание на проблему.
В Ozon ситуацию считают достаточно сложной.
«Тогда возникнет и вопрос, почему одним индустриям нельзя владеть банками, а другим можно. Но это регуляторный аспект, а если говорить про лояльность... Известно, что люди хотят низких цен, но если регулятор говорит о том, что не низкие цены нужны, что здесь [мы] не должны вмешиваться, а формы лояльности банки должны предоставлять другим образом, то будем учитывать этот аспект», – прокомментировал РБК гендиректор Ozon Fintech Ваэ Овасапян.
«ФедералПресс» попросил прокомментировать ситуацию политконсультанта, члена Российской ассоциации по связям с общественностью Алену Август.
«Ситуация показывает, как быстро меняется мир - маркетплейсы набирают силу и становятся конкурентами традиционным банкам, создавая свою инфраструктуру. "Под раздачу" попадают, как это водится, простые пользователи – никто не отменял поговорку про бояр, которые дерутся, а... (продолжение знаете). И вроде бы все участники конфликта заботятся о важном- банки говорят о недополученных налогах, маркетплейсы "берегут" кошелёк покупателей. Здесь важно найти решение, которое как минимум не станет карательным для простых граждан. Потому как давно известно: если "наверху" заговорили о заботе о людях и налогах, скорее, стоит ждать роста цен, чем их устойчивости или (что космически невозможно) падения. Кажется все же, что новое время требует новых подходов», – отметила эксперт.
По словам директора департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития РФ Владимира Волошина, закон о платформенной экономике предусматривает установление на уровне правительства необходимых требований к цене товара на платформах.
«В целом мы готовы к дальнейшей совместной работе с коллегами из Центрального банка, из банковского сектора по поиску сбалансированных решений. Все инструменты для этого у нас есть. Это и площадки в Госдуме, механизмы саморегулирования в рамках МРГ под председательством Максима Орешкина и другие», – отметил он в комментарии ТАСС.
Ранее «ФедералПресс» писал о том, могут ли в России исчезнуть обычные магазины на фоне развития маркетплейсов.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева