Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Короназависимость»: зачем россияне скупают продукты во время пандемии коронавируса

Редакция «ФедералПресс» / Ксения Медведева
Москва
17 МАРТА, 2020

МОСКВА, 16 марта, ФедералПресс. В связи с тревожными новостями о распространении коронавируса весь мир осаждает магазины. Россияне не исключение: в социальных сетях активно обсуждают, что с полок супермаркетов стали пропадать крупы и другие товары. О том, грозит ли России дефицит продуктов, – в материале «ФедералПресс».

Обвал курса рубля и сводки о распространении коронавируса ожидаемо погнали россиян в магазины. Граждане берут самое необходимое: лекарства, туалетную бумагу, мясную продукцию, крупы, антисептики и маски. Больше всего стало заметно отсутствие круп на полках. Судя по сообщениям в социальных сетях, спрос на них действительно большой. Особенно нужна гречка – крупа, которую традиционно начинают скупать во время экономических кризисов.

Где моя гречка, алло pic.twitter.com/IfWVjpsAN8

— per rectum ad astra (@jane_maximoff) March 15, 2020

Провела мониторинг. Туалетная бумага и гречка в изобилии, но нет КУРИЦЫ. pic.twitter.com/Ry7Sa7sYUe

— Viktoria G (@minifoont) March 15, 2020

Как рассказала «ФедералПресс» врач-диетолог, член национальной Ассоциации диетологов и нутрициологов Марина Макиша, у людей старшей возрастной группы есть определенные стереотипные представления о продуктах запаса, которые долго хранятся и являются достаточно сытными сами по себе. К числу таких продуктов, список которых у нас сформировали в послевоенные годы, относится гречка.

«Во-первых, этот продукт долго хранится. Во-вторых это хороший источник растительного белка, она хорошо насыщает, там много микроэлементов различных. Это хорошая крупа, и понятно, почему ее покупают», – отметила эксперт.

Представители крупных федеральных сетей уже сообщили, что на складах достаточные запасы товаров. В сетях «Утконос», Metro и «Лента» работа идет в штатном режиме, несмотря на увеличившийся спрос.

«В настоящее время из за заметного увеличения спроса товары этих групп действительно могут выкладываться на полки в торговых залах с некоторыми задержками. Это связано, в том числе, и с увеличившимся потоком покупателей на выходных, учитывая поводы выросшего спроса», – рассказал «ФедералПресс» представитель сети Metro.

«У нас достаточно запасов, чтобы обеспечивать магазины продукцией и мы увеличиваем их на случай повышенного спроса», – отметили также представители сети «Лента».

В Минпромторге РФ также сообщили, что запасы на складах есть и дефицита не ожидается.

«Торговые сети РФ заранее начали создавать запасы продуктов, никакие магазины закрывать не будут», – отметили в ведомстве.

Ведущий научный сотрудник института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Светлана Мищук рассказала «ФедералПресс», почему россияне набросились на полки магазинов. По ее мнению, причиной является дефицит информации.

«Люди начинают паниковать из-за недостатка информации – когда данных не хватает, россияне начинают что-то придумывать. Они просто делают выводы, глядя по сторонам. Мы знаем, что в других странах возникала ситуация с дефицитом товаров, и многие думают, что у нас будет то же самое. Даже если пока предпосылок для этого нет», – считает эксперт.

По мнению гендиректора компании «PR-3000» Станислава Радкевича, на большинство россиян влияет не коронавирус, а образ коронавируса в их сознании. Ситуацию, возникшую в России в связи с вирусом, он назвал «короназависимостью»

«Дефицит «военных» продуктов (гречки и т. д.) вызван не одним, а двумя факторами. Один – полуфантастические опасения, связанные с вирусом. Второй – абсолютно оправданный страх перед ростом цен. Для большинства россиян подорожание на 10 % малоощутимо. Но для беднейших – проблема. Они-то и стараются закупиться по старым ценам, создавая дефицит», – считает эксперт.

По данным экспертов «Такскома», цены на продукты первой необходимости выросли пока не очень ощутимо. В сравнении с январем, когда как раз начался ажиотаж на фоне COVID-19, особых изменений не наблюдалось ни в динамике продаж, ни в динамике цены «долгоиграющих» продуктов. Разве что консервов, тушенки и сахара стали есть на 16, 8 и 8 % больше соответственно.

Фото: ФедералПресс/Елена Майорова, Такском