Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Застывший танец шамана и древние божества: шедевры уральских камнерезов заполнили камерное пространство Горного музея в Петербурге

Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Москва
18 ОКТЯБРЯ, 2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 октября, ФедералПресс. В Кадетском зале Горного музея Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II открылась уникальная выставка «Камнерезное искусство Урала. Иные культуры». Это уже третья экспозиция в рамках совместного проекта екатеринбургского Фонда поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых и Горного музея.

«Сложившаяся форма сотрудничества – сменяющиеся раз в полгода выставки, создаваемые в тесном контакте с коллегами из Горного музея – позволяет нам показать произведения, редко встречающиеся с публикой. Возможность познакомить профильную аудиторию и гостей музея с широкой палитрой сюжетов, техник и материалов уральских художников-камнерезов созвучна миссии Фонда, созданного для популяризации уральского камнерезного искусства», – рассказал основатель Фонда Александр Шмотьев.

Выставка представлена изделиями мастеров студии камнерезного искусства «Святогор». Большая часть представленных работ впервые демонстрируются публике. Посетители выставки смогут не только полюбоваться красотой камня, художественным воплощением замысла камнереза, а также увидеть, как выглядит использованный материал в природном виде. Это и является эксклюзивной особенностью выставочного проекта.

«Горный университет на протяжении вот уже четверти тысячелетия занимается обучением горных инженеров. Нашей основой, нашим краеугольным камнем, является получение ими практического опыта и навыков, что невозможно без посещения предприятий и производств. Другим вариантом является изучение коллекций нашего музея – от геологии до техники – все создано с целью помочь в образовании студентов», – подчеркнул директор Горного музея Михаил Шабалов.

После открытия выставки кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета Людмила Будрина провела экскурсию для собравшихся студентов и преподавателей Горного.

«Когда предмет оказываешь в художественном музее, то ее оценивают с точки зрения художественного образа. Здесь мы показываем произведения вместе с каменными образцами. Это позволяет увидеть, как камень выглядит в природе и что из него может получиться, если уметь на него смотреть. Умение увидеть в материале образ и раскрыть его, преподнести, сохранив при этом каменную природу – это то, что мы ценим в работах нашей коллекции», – пояснила Людмила Будрина.

Она отметила, что процесс работы камнерезов находится на грани метафизики. Иногда мастера могут надолго оставить незавершенной какую-то работу, а потом вернуться к ней. Камнерезы признаются, что порой надо уметь преодолеть себя, отказаться от своей идеи и пойти за камнем, так как резец сам начинает попадать в невидимые лакуны и выявляется рисунок. В результате не всегда в готовом изделии можно опознать, какой камень использовали.

«Мы видим только поверхность камня. Рисунок на глубине просчитать невозможно. Только при помощи интуиции. Развитая интуиция делает мастера чувствительным к особенностям камня и дает ему возможность создавать свои произведения. Художником камнерез становится тогда, когда может через материал, данный природой, раскрыть художественный образ. То есть не навязать свою волю камню, а увидеть то, что из него можно сделать – выступить с ним в диалоге. При этом сохранить камень, не разрушить его. Важно умение раскрыть, что заложено в камне природой», – объяснила Людмила Будрина.

В небольшом камерном пространстве выставки собравшиеся смогли увидеть выполненный из казахстанского мохового агата шаманский танец Совы уроборос (свернувшийся в кольцо змей или ящерица, кусающий себя за хвост) из агата, аметиста и кварца; замершим в позе лотоса индуистского бога Шиву из дымчатого кварца, таинственного бога североамериканских индейцев из агата и кварца Маниту. Посетителей также привлек образ шамана. Для его создания мастера использовали яшму, мрамор, обсидиан, хризопраз, кахолонг, лазурит, долерит, халцедон, тигровый глаз, кремень, агат и нефрит.

После знакомства с экспонатами желающие послушали лекцию на тему «Центры камнерезного искусства за пределами Европы: традиции и наследие», которую провела кандидат искусствоведения, доцент Уральского федерального университета Людмила Будрина.

Регулярные выставки работ уральских камнерезов студии «Святогор», которые проходят в Горном, посещают порядка 13–15 тысяч человек. Как отмечают организаторы, хотя помещение для музея небольшое, однако интерес посетителей не ослабевает. Ранее в Горном музее были представлены античные сюжеты и русская художественная культура.

Попасть на выставку без ограничений могут сотрудники и обучающиеся Горного университета в часы работы Горного музея.

Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина