Редакция «ФедералПресс» / Матвей Николаев
Санкт-Петербург
31 ЯНВАРЯ, 2024
310 лет назад, 31 января 1714 года, в Петербурге создали «Государев Кабинет» – он стал первым государственным публичным музеем в России. Жители и гости нашей страны знают его как Кунсткамеру – место, где можно посмотреть на скелеты, человеческие органы, а также заспиртованных младенцев с дефектами формирования организма. Но не только этим примечательна экспозиция одного из самых известных музеев мира. К памятной дате «ФедералПресс» рассказывает о самых интересных экспонатах Кунсткамеры.
Это один из первых экспонатов музея. Кунсткамере удалось получить его из коллекции известного голландского анатома Фредерика Рюйша, чье собрание было прославлено на всю Европу. Его кабинет посетил и Петр I во время поездки в Амстердам с Великим посольством. Русский монарх пришел в восторг от увиденного.
Спустя 20 лет Рюйша был вынужден распродавать свою разросшуюся коллекцию. Несколько тысяч экземпляров купил Петр – за 30 тыс. золотых гульденов. Они и стали основой экспозиции открывавшейся в Петербурге Кунсткамеры.
В петербургском музее можно увидеть и первый в мире «глобус-планетарий». Также желающие могут проникнуть внутрь экспоната через специальную дверцу – там можно смотреть на карту звездного неба.
Глобус создали по заказу готторпского герцога Фридриха III. Его автором стал знаменитый картограф Адам Олеарий. Петру Великому глобус же подарили в 1713 году – как известному любителю редкостей. Русский монарх пришел в восторг от подарка и велел установить его в Кунсткамере.
Но из-за пожара в середине XVIII века глобус сгорел. Сохранился лишь механический каркас. Восстановленный экспонат перевезли в Царское Село, откуда во время Второй мировой его похитили нацисты. Глобус удалось вернуть только в 1948 году – и после его передали в Кунсткамеру.
Это механическая игрушка, которая изображает небесный кораблик. На палубе танцует божество, сделанное из янтаря. Вокруг него – танцовщицы и музыканты из слоновой кости. Все они путешествуют по морям и океанам.
Механизм ладьи заводится при помощи ключа, который приводит все фигурки в движение.
Этот экспонат – редкое сочетание восточного искусства и западной механики. Его создали в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси. Авторами стали миссионеры-иеузиты, работавшие в часовой мастерской.
Русский посланник Л. В. Измайлов купил игрушку в 1719–1720 годах. С тех пор экспонат и присутствует в Кунсткамере.
Это фигурка эпохи верхнего палеолита, созданная 40–12 тыс. лет назад. Свое название она получила в шутку из-за отдаленного сходства форм с прекрасной античной богиней Афродитой. У фигурки так же гипертрофированы признаки женственности:
В пещерные времена таких дам высоко ценили из-за способности без проблем рожать детей.
Искусствоведы приводят несколько версий того, о чем говорит эта фигурка. Некоторые считают, что через нее представлен образ богини-прародительницы, символ плодородия. Другие же отмечают, что это – изображение реальной женщины.
Фигурка вырезана из бивня мамонта. Ее возраст – примерно 21–23 тысячи лет. Она была найдена на стоянке Костенки в Средней России в 1936 году.
Петр I в одном из путешествий встретил гигантского человека – Николя Буржуа. Русский монарх всегда любил привозить на родину необычные явления – в том числе анатомические предметы или даже особенных людей.
Рост Буржуа был 226,7 см. Петр нанял великана себе на службу. После его кончины скелет охранника передали в Кунсткамеру. Во время пожара 1747 года пламя сожгло череп Буржуа, поэтому голову после прикрепили от другого человека.
По легенде, дух гигантского француза до сих пор скитается по петербургскому музею и ищет свою голову.
Ранее «ФедералПресс» писал о том, что сибирскому туристу стоит посмотреть в Санкт-Петербурге.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева