Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Наложение потенциальных санкций на наши ОФЗ – это неприятно»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА ФедералПресс
Москва
20 НОЯБРЯ, 2017

Пушкарев Петр

экономика
ЦФО

Банк России не ожидает серьезных последствий от возможного запрета со стороны США инвестиций нерезидентов в российские ОФЗ. Об этом сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Как сообщалось ранее, Сенат США на этой неделе проголосовал за расширение санкций в отношении России. В частности, если санкции будут расширены, российские банки не смогут получать у американских компаний и физических лиц финансирование сроком более 14 дней (сейчас 90 дней), а срок финансирования российских нефтегазовых компаний сократится до 30 дней. Вот что рассказал по этому поводу Петр Пушкарев, шеф – аналитик ГК TeleTrade:

«Первое, давайте выясним гипотетически, а какова вообще цена вопроса: переживем мы все – таки, если иностранные резиденты в наши бумаги, несмотря ни на что, решат российскую юрисдикцию покинуть в более менее массовом порядке? Насколько большую недостачу в бюджете и в резервах это способно вызвать? За 2017 год Минфин продал новых обязательств на сумму около 1,5 трлн руб, всего к концу года будет по плану 1,62 трлн руб. И это много: в 2016 году Россия размещала вдвое меньше аналогичных бумаг: на 0,83 трлн руб. Нерезиденты купили по разным оценкам от 25 до 35%, в «урожайном» 2017 году это означает сумму порядка 0,5 трлн руб. В американской валюте менее 10 млрд долл. Только годовой бюджет России 16 с лишним триллионов рублей в расходной части, доходная же часть планируется на 13,43 трлн руб, причем считались доходы специально для нефти по $40 за баррель, а нефть сейчас $60 и весь год была тоже выше $40. Значит, дефицит будет точно меньше запланированных 2,75 трлн рублей – но даже в таком размере дефицит этот составляет всего 3,16% от ВВП.

Вложенные за год «иностранные» пол – триллиона рублей это не более чем пятая часть от реального бюджетного дефицита,и это чуть менее чем 0.55% от годового ВВП. И это в 2017 году, когда России в долг иностранцы и внутренние резиденты дали просто рекордную сумму! Так что переживем уж как – нибудь без этих денег мы, сведем концы с концами. В самом крайнем случае потратим очень небольшую часть резервов, их у нас не $10 млрд к счастью, а $425 млрд на сегодня. Если сравнивать не с резервами, а смотреть весь внешний госдолг России, вообще, то это чуть более $50 млрд. Корпоративный долг это другое, он приблизительно в 10 раз больше и здесь зависимость сильнее, я беру только государственный долг в чистом виде, и он суммарно менее 3 трлн руб по нынешнему курсу, он как раз и равен примерно дефициту бюджета за 1 год. В крайнем случае чисто гипотетически увеличить бюджетный дефицит 2 года подряд на 50%, например, мы не хотели бы, конечно, но можем. При том, что это чистая сейчас теория – а разумеется, весь внешний долг никто с нас выплатить и не потребует ни при каких раскладах. Этими деньгами можем пользоваться мы спокойно и дальше. Какую – то часть резервов мы и так, возможно, захотим продать в ближайшие годы, если будем видеть явные точки роста, ради которых появится смысл это делать – вне всякой связи с возможными или фактическими санкциями на страновой долг: Чтобы обеспечить развитие, а не стояние на месте.

Как видим – да, наложение потенциальных санкций на наши ОФЗ это неприятно. Более неприятно, чем ограниченме доступа к длинным западным кредитным линиями, потому что именно финансирование по линии покупок ОФЗ, по сути дела, и пришло на замену этому отрезанному длинному кредитованию. Но не фатально, даже при худшем раскладе: если все вложенные за последние годы деньги у нас забрали бы обратно. В реальности же, рассматривается американцами в основном вариант наложить запрет лишь на покупку новых бумаг России – заставить кого – то продать старые не слишком реально. А так ли сильно сама Россия желает пристроить иностранным резидентам новые бумаги, и так ли сильно хотят купить их наши иностранные партнеры? Большинство из иностранных резидентов, кто по серьезному хотел долговыми обязательствами России закупиться, давно это уже сделали – пока и доходности были ближе к 10%, а не между 7.5% и 8% как теперь. А кто – то и намного раньше купить рискнул, в 2015 – 2016 годах и на еще более выгодных условиях. И Россия уже главные запланированные для себя объемы ОФЗ за это время разместила. Вот если б раньше попытались налагать запреты, было бы куда как более чувствительно.

Но мы успели, и успели все, что надо сделать, все активные инвесторы. Причем вложились максимально активно в самые длинные по времени бумаги – начиная от 10 – леток, и далее в 15 – летки, 20 – летки – если посмотреть аукционы этого года, и особенно последние месяцы, то именно на самые длинные российские бумаги и был максимально ажиотажный спрос. Инвесторы стремились "застолбить" таким образом для себя доходность повыше на как можно более длительный срок: понимая, что при покупках даже через год, или там через несколько лет – такой высокой доходности и просто "шоколадных" условий размещения своих денег они уже в наших бумагах не увидят. И ставки ЦБ снижаются, и обстановка внутри страны стабильнее намного, чем в первый год шоков от падения нефтяных цен. И теперь за эти купленные бумаги вложившие в них деньги инвесторы будут держаться столько, сколько можно: зачем ограничиваться выплатами по выгодным купоном в течение года или двух, когда они купили себе право получать такие выплаты хорошие в течение 10 лет, 15 лет? Это как если бы владелец депозита, гражданин удачливый мог в банке разместить свой вклад под 15% – 18% зимой 2014 – 2015 года не на год, а сразу на несколько лет – и многие бы захотели снять потом досрочно? Ну, конечно, нет. Поэтому и массового бегства ОФЗ – инвесторов нерезидентов из России не случится, даже если американский конгресс и примет санкции против нашего суверенного долга. Если только совсем какой – нибудь не ожидаемый явно «жареный петух» или, как выражаются сейчас обычно, "черный лебедь" нас не клюнет больно, никто особо из вложившихся к нам никуда досрочно торопиться уйти не станет, не для того вкладывались. Подрастут "благодаря" возможному запрету на пару процентов доходности российских ОФЗ? Это только усилит желание купить их любыми прямыми или обходными путями: пример испанских и итальянских бумаг, которые по доходности выдавали 5–7% годовых в моменте летом 2012 года на пике опасений за их банковский сектор – а люди купили и отлично заработали, сейчас так выгодно испанские бумаги не купишь, доходность быстро упала до нормальных уровней. То же самое в течение нескольких месяцев ждет в случае принятия американских новых санкций, думаю, и наши бумаги.

Что касается готовности американских властей действовать в принципе, то во – первых, я все – таки не думаю, что они решатся: небезопасно для самой финансовой системы США. Ведь у нас тоже есть их бумаги на сумму в 100 млрд долл. Можем и продать – при случае или же сразу. Нам что, не в чем прямо больше держать наши резервы, кроме как в американских долговых бумагах? Есть и другие варианты, вот как – то мы для остальных 320 млрд наших резервов другие варианты – то находим. Это как в известном анекдоте: «Доктор, мы же не сделаем друг другу больно?» И мы довольно крепко держим друг друга взаимными долговыми обязательствами, может быть в основном с этой вообще целью Россия до сих пор и держит столько денег в американских «трежерис», несмотря на критику внутри страны. Конечно, вложения российского ЦБ в казначейские бумаги США не столь критичны для американской финансовой системы – по сравнению с китайским или японским триллионом. Или о сравнению с дырой в бюджете на полтора триллиона, которую они допустили ради принятия налоговых пакетов. Но и наши 100 млрд тоже не лишние для них, а главное – продав их бумаги, а мы обязательно это сделаем в случае американских санкций против наших бумаг, мы покажем миру очень «плохой» пример. Это может ускорить сокращение объемов, вложенных в США другими странами и вызревание параллельной финансовой системы, минимально зависимой от действий США, и не завязанной уже так сильно на их активы и на нефтедоллар. Просто заморозить наши активы, вложенные в казначейки? Такая опасность есть, но тоже чревато: подорвет финансовую репутацию казначейских облигаций США вообще, и очень сильно. Может вызывать аналогичный эффект на рынках, народ начнет сторониться новых вложений в американские бумаги, опасаясь стать когда – нибудь следующими.

А во – вторых, важный прецедент – Венесуэла. Он показал буквально пару – тройку месяцев назад, что даже против Венесуэлы, фактически беззащитного в сравнении с Россией государства, США не слишком – то готовы идти далеко. Они не решились закрыть Венесуэле оборот старых выпусков долговых бумаг, не заставили законодательно инвесторов продать имеющиеся у них на руках венесуэльские бумаги. А только наложили ограничения на покупку новых выпусков. Заметим, спрос на долг Венесуэлы далеко не так велик, хотя она и ближе к США находится, и гораздо более экономически завязана на американские нефтеперерабатывающие заводы. Интерес к бумагам России выше, но даже по Венесуэле каналы американцы старые не перекрыли. Да и если говорить о новых, то там уже особо заинтересованные инвесторы находят обходные средства, как вложиться: через международные оффшорные фонды, не подпадающие напрямую под юрисдикцию США, ведущие отдельную деятельность и не боящиеся подмочить репутацию остального бизнеса бенефициаров или подставить основной бизнес под огромные штрафы. Прецедент Венесуэлы успокоил многих, кто вложился и вкладывает в Россию. Именно после принятия санкций против Венесуэлы, где американцы просто мечтают отстранить от власти не играющую по их правилам верхушку и президента страны, но мало что смогли сделать – приток денег в размещения российского Минфина тем более ускорился: спрос на случившихся после этого сентябрьских аукционах превышал стабильно предложение 3 раза. В случае с Россией желающие инвестировать и в условиях американских санкций найдутся: те же страны БРИКС найдут всегда способы, бояться будут только американские и европейские резиденты. Еще один вариант для БРИКС и Китая – активней вкладываться не в долг, а в долгосрочные совместные проекты в рамках «Шелкового пути» на территории России и в размещение у нас на территории предприятий – на замену действующим на территории Китая металлургическим заводам, например – или просто предприятий, потенциально хорошо способных встроиться в логистические цепочки или в цепочки международного разделения труда. То есть, неожиданно может сказаться даже несколько в плюс эффект от перераспределения направленности денежных потоков – из чисто финансовых схем в реально – экономические».