Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
19 ИЮЛЯ, 2019
В период политического затишья (кому-то оно, правда, может показаться относительным) в СМИ начинает прокачиваться тема осенней волны отставок среди губернаторов. Косвенным поводом для этого стала отставка губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Вместе с тем, учитывая, что в 2020 году заканчивается срок полномочий сразу у 16 губернаторов и неумолимое приближение осени, эта тема обращает на себя внимание. Своим видением ситуации с «ФедералПресс» поделился политолог Илья Гращенков:
«Волны отставок связаны с процедурой назначения врио. Сменишь губернатора весной, и уже осенью его предстоит выбирать, сменишь осенью – в запасе полгода. Для разных территорий подходят разные сценарии, кому-то нужно время на раскачку, а кому-то блиц-кампания с эффектом нового человека (условно – [Александр] Осипов в Забайкалье).
Отставка [губернатора Севастополя Дмитрия] Овсянникова – это реакция на его беспомощность, допуск Чалого на выборы и, как следствие, – наказание за попытку местных элит сыграть свою игру. В целом, с его отставкой хотели протянуть до осени и снять в рамках целого пула непопулярных губернаторов (сейчас таких около 15), но их условно можно разбить на две-три волны – по 5-6 губернаторов за сезон. Овсянников, безусловно, входил в этот шорт-лист, хотя и не в первую пятерку: он занимал где-то 74-75 место «с конца» по популярности, его смены хотело около 60% жителей Севастополя.
Конечно, те, у кого слабые позиции, да еще на носу выборы, рискуют. Но низкий рейтинг – не гарантия снятия, еще есть время показать динамику. Так, Анатолий Артамонов (Калужская область) входит в опасную двадцатку глав с высоким запросом на обновление – 50% населения хотят смены губернатора, и этот показатель растет. За весну Артамонов потерял до 10% рейтинга, при том что рейтинг партии власти в Калужской области довольно высок – на уровне 40-45%. Артамонов – безусловный политический «тяжеловес», но время таких людей прошло, попытка удержать власть возможно лишь в одном формате – найти и пролоббировать своего преемника. Его «экономическое чудо», которым так гордились в нулевые, после санкций начало угасать, инвестиции снижаться, а окупаемость проектов ушла в минус. Став лидером индустриализации, Калужская область столкнулась с проблемами стагнации и рецессии. Конечно, президент Путин может сохранить губернатора Артамонова еще на один срок, но предпосылок для этого нет. Рейтинг ЕР в регионе высок, и шанс избрать там очередного «молодого технократа» без всяких проблем – очень высок.
У ряда губернаторов заканчивается срок полномочий, и вопрос о заходе на новый круг – это личная стратегия каждого из них. Кремль, возможно, предпочел бы сменить их всех, однако есть и исключения из правил. Кто-то может договориться, а кто-то – затеять игру на опережение, как в свое время поступил белгородский губернатор Савченко. Кстати, он по-прежнему лидер антирейтинга: почти 60% белгородцев хотели бы сменить главу.
А вот в Смоленской области ситуация иная: более 45% хотели бы оставить Островского главой, а сменить его хотят чуть более 30%.
Хуже всех дела у главы Архангельской области Орлова – его смены хотят свыше 65% населения (падение за год свыше 50%) и менее 20% довольны его работой, а значит второй срок для него – не реален и следует ждать скорой отставки. Однако ее логично провести тогда, когда неприятные решения по мусорному полигону будут приняты, и негатив будет списан на отставника. Удалять Орлова ранее не имеет смысла.
А вот у Костромского губернатора Ситникова дела обстоят неплохо. Почти 56% поддерживают действующего губернатора, а учитывая тот факт, что регион не ресурсный и не интересен крупным ФПГ, глава может рассчитывать на второй срок.
Зато есть множество других лидеров падения в динамике. Глава Коми Сергей Гапликов также резко просел в рейтинге на «мусорной» теме. Запрос на смену главы Мордовии Владимира Волкова весьма высок (причина – возраст и усталость населения), у главы Ульяновской области Сергея Морозова падение за год свыше 20%, у главы Тувы Шолбана Кара-оола падение за год свыше 30%, почти 60% населения хотят смены главы. А вот губернатор Камчатского края Владимир Илюхин резко увеличил свои показатели: если в марте его рейтинг падал, то уже в июне он оказался в лидерах по динамики роста, нарастив почти 30% за несколько месяцев.
У губернаторов из числа оппозиции неплохие шансы сохранить свои места и даже переизбраться на новый срок. Так, губернатор Иркутской области Сергей Левченко очень хорошо проявил себя во время природной катастрофы – наводнения в одном из районов. Он работал вместе с Путиным, Шойгу и Зиничевым, и федеральное руководство осталось довольно оперативной работой регионального штаба. Теперь у Левченко задача – восстановить территорию и выполнить те обещания и поручения, которые были получены в ходе спасательных работ. Для людей он – гарант ситуации, выплат и новых квартир, а значит, рейтинг его высок, и новый срок был бы удачным решением для Кремля в целях сохранения спокойствия и стабильности Иркутской области.
Очень высокий рейтинг у губернатора Хабаровского края Сергея Фургала (свыше 85%), что делает его неуязвимым для политического давления. Неплохой рейтинг у коммуниста Коновалова в Хакасии – свыше 50%, правда, на него серьезно давят представители федерального центра. Республика в долгах, и Коновалов в очень непростой ситуации. Аналогичная ситуация у Сипягина во Владимирской области. Таким образом, Левчнко и Фургал – «политические тяжеловесы», которые чувствуют себя стабильно и имеют поддержку населения, а Коновалов и Сипягин – более слабые главы, которых центр вполне может вынудить к отставке через год, если те не будут справляться с управлением.
Что касается новой системы KPI, то это лишь повод для возможного увольнения губернатора. Конечно, параметры не самое главное, ведь ситуация везде разная. Основной фактор – динамические показатели, смог ли новый губернатор что-то сделать? Сменить правительство, набрать команду, увеличить экономические показатели, привлечь инвестиции – это сумма факторов, и везде есть свои «болевые точки».
Фото: kremlin.ru