Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Те нормы по продаже алкоголя, которые уже существуют, устраивают и бизнес, и потребителей»

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Москва
20 НОЯБРЯ, 2019

Перельман Михаил Александрович

Наука и образование
Москва

В понедельник представители ОНФ направили предложение по ограничению продажи алкоголя в вечернее время на федеральном уровне. Как оказалось, их не устраивает разрешенная законом торговля алкогольными напитками до 23:00. По их мнению, такое допущение приводит к росту ДТП вследствие алкогольного опьянения.  Эксперты отнеслись к предложению скептически, указав, что субъекты федерации уже устанавливают ограничения, если это соотносится с ожиданиями горожан и отвечает социокультурным традициям региона, а нужды в законодательном запрете на федеральном уровне нет. Комментирует Михаил Перельман, доцент кафедры Торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«Рынок алкоголя достаточно жестко регулируется в России. У нас уже установлены требования по возрасту, времени реализации, действуют ограничения на торговлю алкогольными напитками в Интернете. В целом те нормы, которые уже существуют, устраивают и бизнес, и потребителей. Если есть необходимость сократить время реализации – регион в индивидуальном порядке устанавливает правила торговли алкогольными напитками и разрешает их реализацию до 22:00. Безусловно, крупные торговые сети эти правила соблюдают – после определенного времени кассы просто не пробивают алкоголь. Однако это не гарантия того, что в небольших магазинах, где даже терминалов для безналичного расчета нет, никто не продаст из-под полы злосчастную бутылку.

В это связи совершенно очевидно, что общий запрет на продажу алкогольной продукции после 22:00, установленный на федеральном уровне, только лишь подтолкнет к расцвету серого рынка алкоголя в стране. Никто не будет спорить с тем, что спрос рождает предложение. Ведь в условиях, когда россияне должны будут изменить свое привычное поведение и выгадывать время для покупки вина к ужину, чтобы успеть до наступления часа Х, подтолкнет их к поиску альтернативных каналов. А в этих условиях гарантировать безопасность таких приобретений никто не может. При этом очень важно акцентировать внимание потребителей, что покупать алкогольную продукцию стоит лишь в проверенных местах с гарантированным качеством, в противном случае мы можем получить эпидемию алкогольных отравлений.

Да и сама мотивация авторов инициативы – сокращение числа ДТП вследствие алкогольного опьянения звучит не совсем убедительно. Сокращение времени продажи алкоголя в этой связи выглядит скорее излишней, нежели оправданной, мерой. Для предотвращения ДТП и случаев нахождения за рулем автомобилей водителей в нетрезвом состоянии нужно вести длительную профилактическую работу с населением, а не просто вводить запрет за запретом. Ведь ничего не будет мешать приобрести заветную бутылочку чуть раньше и после сесть за руль. А вот добропорядочным гражданам эта инициативы неудобства принести способна.

Впрочем, кажется, что ОНФ все-таки не удастся продвинуть эту инициативу. Слишком негативно она воспринимается на рынке и слишком много противоречий имеет. Да и сама идея – вводить дополнительный запрет при уже существующей возможности добровольного ограничения на уровне регионов – сомнительна.

Фото: Евгений Поторочин