Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Создание парламентских клубов при губернаторе – признак неэффективности бюрократических институтов в целом по стране»

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Омская область
5 ФЕВРАЛЯ, 2020

Рудаков Андрей Алексеевич

Юриспруденция и адвокатура
Омская область

Губернатор Омской области Александр Бурков после решения президента РФ Владимира Путина усилить роль парламента пришел к выводу, что реализация национальных проектов будет носить ключевой характер, и возродил парламентский клуб. Глава региона собрал вокруг себя омских депутатов Госдумы. В частности, Олегу Смолину, Дмитрию Перминову, Андрею Голушко, Виктору Шрейдеру и Александру Кравцу предложено заняться каждому своим направлением в рамках нацпроектов. Насколько возрождение парламентского клуба поможет региону в экономическом развитии и привлечении дополнительных инвестиций из федерального центра? Носит ли собрание депутатов вокруг губернатора политический эффект? Об этом и не только с «ФедералПресс» личным взглядом поделился политолог Андрей Рудаков:

«Совещания депутатов Государственной думы на нерегулярной основе – явление распространенное. Как правило, связано это не с общими вопросами, а с конкретными целями. К примеру, совещание депутатов Госдумы с губернатором Свердловской области по вопросу празднования 300-летия Екатеринбурга, на которое выделяется 240 миллиардов рублей – сумма, несопоставимая с затратами на 300-летие Омска в 2016 году. И здесь важно отметить, что и депутатов в родной Александру Леонидовичу Свердловской области двенадцать, а не пять. В связи с этим на примере необходимости создания парламентских клубов при губернаторе, которые будут нацелены на лоббирование интересов региона, мы видим неэффективность бюрократических институтов в стране в целом. Регионы зависят не от качественных и проработанных проектов развития, а от личных знакомств и закулисных договоренностей.

Так, очевидно, что городу Омску с населением более миллиона человек жизненно необходим большой международный аэропорт, способный принимать тяжелые грузовые самолеты. Однако выделение федеральных денег на строительство такого инфраструктурного объекта напрямую зависит от длительных переговоров с различными инстанциями и должностными лицами, но даже при Буркове этот вопрос так и не решен. Другой пример: через Омск проходит федеральная трасса, связывающая Центральную Россию и Дальний Восток. В каждом из направлений трасса имеет одну полосу движения, свидетельствуя о крайне низких межрегиональных экономических связях. В регионе река Иртыш могла бы стать водной транспортной артерией, нацеленной на экспорт через Северный морской путь. Использовать этот ресурс было бы целесообразно для продажи не только зерновых, но и продукции животноводства, промышленных товаров. Север Омской области мог бы стать производителем клюквы в промышленных масштабах по примеру Канады, экспортирующей только клюкву в Китай на десятки миллиардов долларов. Для сельского хозяйства области в целом актуально развитие переработки с целью кратного повышения стоимости экспортируемой продукции.

Если мы рассмотрим не относительно успешный Екатеринбург, а другой город с населением в миллион человек (депрессивную, как и Омск, Самару), можно найти упоминания о проведении губернатором встреч с парламентариями, например, за 2018 год, и сравнить с главным показателем эффективности работы губернатора – динамикой численности населения. В Самаре отток населения продолжал увеличиваться и в 2019 году. Вероятнее всего, в 2020-м тенденция сохранится. Население и в Самаре, и в Омске демонстрирует отрицательной миграцией проблемы социальные и экономические.

В состоянии ли депутаты от Омской области лоббировать хотя бы реализацию упомянутых выше инфраструктурных проектов, которые могли бы дать экономический толчок развития? Полагаю, что совместно они этого делать не смогут. На это есть две системные причины.

Первая – административный ресурс и монополия на средства массовой информации с наибольшим охватом аудитории, при которых в России фактически установлена однопартийная система власти. Одна партия уже много лет имеет достаточное количество депутатов, чтобы вообще не принимать во внимание остальных парламентариев. Кроме того, коммунистическая партия заинтересована не в улучшении экономической ситуации в стране и регионе, а в ухудшении, поскольку только очень высокий уровень недовольства населения может стать причиной преодоления на выборах административного ресурса и влияния массовой пропаганды.

Вторая причина – незаинтересованность представителей правящей партии в развитии депрессивного региона. Как правило, чем богаче регион, тем существенно дороже обходятся выборы и гораздо выше конкуренция на позиции представителей региона в Государственной думе. Скорее данный формат может служить задаче укрепления позиций губернатора. С одной стороны, происходит демонстрация активной деятельности для широкой аудитории, акцентируется внимание на том, что часть проблем (например, экологическая) губернатором не может быть решена полностью или частично и относится к федеральному уровню. С другой стороны, решается вопрос лояльности будущих кандидатов в депутаты Государственной думы 2021 года (если, разумеется, выборы не состоятся раньше), которым будет сложнее обвинять в каких-либо проблемах области губернатора, бывшего для них «предельно открытым».

Александр Леонидович опытный политик, и он должен понимать, что вероятность дальнейшего продвижения по карьерной лестнице для него не столь высока, а перспектива закрепиться на позиции губернатора на 10 и более лет вполне реальна. Но все же будем надеяться, что реальность менее логична и данная инициатива принесет пользу Омской области».

Фото: omskportal.ru