Редакция «ФедералПресс» / Вероника Борзова
Свердловская область
21 АПРЕЛЯ, 2020
В России из-за карантина всех учащихся перевели на дистанционное обучение. Теперь учителей заменяют компьютеры и специальные программы, а в некоторые моменты в роли учителя выступают родители учеников. Эксперты уверены, что на данный момент роль учителя досталась именно родителям. О том, какие плюсы и минусы у данного вида обучения, и почему от урока остались лишь электронные ресурсы, своим мнением с «ФедералПресс» поделилась ректор Института русского языка имени Пушкина, доктор педагогических наук Маргарита Русецкая:
«Если говорить про дистанционное обучение, которое сейчас развернулось, то его можно охарактеризовать так: как подготовились, так и работаем. Вся система образования начала активно готовиться к дистанционному обучению. Все понимали, что сейчас дети другие (поколение Z). Они лучше воспринимают информацию с экрана. Но электронные образовательные ресурсы разрабатывались для учителей, для организации традиционного урока, которого по сути не оказалось. Остались только ресурсы. Надо понимать, что у нас изменился принцип взаимодействия – традиционная коммуникация заменена на дисплейную (цифровую). И эту коммуникацию на самом деле никто не изучил. Я не раз говорила, что нам надо переосмыслить всю дидактику.
Я не буду говорить про технические условия, потому что не все семьи обеспечены интернетом или нужным оборудованием. А есть и те родители, у которых идеология – не использовать гаджеты. Но мы все же говорим про среднюю температуру по госпиталю: есть ресурсы, но они изначально создавались для учителей, которым надо провести урок. А сейчас получилось так, что пропал учитель, пропал урок и остались только электронные ресурсы преподавателей. И роль учителя переложена на родителей. Потому что ребенок не сможет самостоятельно обучаться. Плюс родители не могут быстро подхватить роль учителя, потому что они просто не понимают современных методов обучения.
Стоит отметить, что помимо государственных ресурсов на рынке развивались и коммерческие системы. И они сейчас намного популярнее, потому что интуитивно лучше понимают новые дидактически принципы обучения.
Из этого можно сделать несколько выводов. Во-первых, ситуация выявила пробелы в научно-фундаментальных исследованиях, гуманитарных исследованиях. Мы не сложили новую дидактику цифрового обучения с учетом специфики детей поколения Z. По сути, мы строим мост без фундамента. И главная беда в том, что у нас нет нужной дидактики. Надеюсь, что сейчас мы займемся этим всерьез. Во-вторых, мы видим неготовность педагогов и учителей. Они даже не понимали всего масштаба – это принципиально другая реальность. В-третьих, родительская позиция. Многие вынуждены работать дома, плюс есть домашние дела и школьная составляющая. У них возникает беспомощность, растерянность. Поэтому каждый образовательный ресурс должен включать в себя лектории для родителей. Плюс надо продумать, как обучать тех, кто не имеет возможности пользоваться оборудованием. Не все семьи готовы к дистанционному обучению. Думаю, что мы все вместе должны сделать выводы и поставить задачи нового уровня».
Фото: ФедералПресс /Виктор Вытольский