Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Любой ставленник Москвы будет воспринят в штыки». Политконсультант Ярослав Игнатовский – о «фургализации» страны

Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс
Хабаровский край
13 ИЮЛЯ, 2020

Игнатовский Ярослав

Политология и политтехнологии
Москва

Уже на этой неделе Кремль может назначить врио главы Хабаровского края. Несколько дней назад губернатор региона Сергей Фургал был задержан силовиками – правоохранительные органы считают высокопоставленного чиновника причастным к организации убийств 15 лет назад. По данным СМИ, на должность врио рассматриваются не менее пяти кандидатур. От нового главы края ждут, что он сможет погасить протестные настроения. В минувшие выходные в регионе прошли массовые акции в поддержку Сергея Фургала. О возможных последствиях протестных акций и о том, чем осложняется выбор нового врио – в авторской колонке руководителя аналитического центра «Политген», политконсультанта Ярослава Игнатовского:

«В 2018 году Сергей Фургал на выборах победил утвержденного Москвой кандидата – Вячеслава Шпорта, который, к слову, не пользовался у населения популярностью. При этом Фургал позиционировался исключительно как спойлер, технический кандидат.

Очевидно, что между Фургалом и федеральным центром существовала некая договоренность, которую он нарушил, и Москва, конечно же, восприняла это как вызов. Поэтому все дальнейшие действия Фургала укладывались в известную логику – Москва ждала, когда Акелла промахнется. Фургал в свою очередь, конечно, надеялся на две вещи: популярность среди населения, которая, конечно, у него была в первые год-полтора, и поддержку лидера ЛДПР Владимира Жириновского.

Следующие выборы в краевой парламент продемонстрировали, что победа Фургала оказалась неслучайной: он смог собрать команду, которой доверяли люди.

Не могу сказать, что у случившихся протестов окажутся колоссальные последствия. Мы помним, что подобные протесты происходили и ранее в других регионах – на Дальнем Востоке, Калининграде, центральной России, не говоря уже про Москву и Петербург. Подобные истории периодически вспыхивают, хотя и не в таком формате, чтобы люди вышли в защиту оппозиционного губернатора.

Следует помнить, что протест традиционно состоит из трех частей: раздражение масс, поддержка элит и организация со стороны контрэлит, наличие радикальной части. На мой взгляд, последнего пункта тут вообще нет, вторая часть представлена относительно – в отношении членов команды Фургала дальнейшие зачистки вполне возможны. Я уверен, что мы увидим еще не один арест. Но сейчас, на волне протеста, трогать команду опального губернатора не будут, однако постепенно будут выкладываться все новые и новые доказательства вины Фургала. Одновременно с этим протест начнет рассасываться, это неизбежно, потому что воли на то, чтобы защищать губернатора, против которого выдвинуты столь серьезные обвинения, хватит ненадолго.

Ключевая проблема сегодня заключается в том, кого назначить на место Фургала. Если это будет ставленник центра, то возникнет ряд вопросов к кураторам Хабаровского края – почему протестные настроения в итоге оказались столь высокими? Тем более они возникли практически сразу после голосования по поправкам в Конституцию РФ.

Сейчас нужно дождаться возможных вариантов, потому как каждый новый кандидат будет воспринят в штыки – как ставленник Москвы. Поэтому это должен быть либо «неполитический» технократ, известный в регионе, либо местный политик, который сможет объединить и успокоить людей в этот сложный момент. Судя по всему, представителей ЛДПР в Хабаровске ждать не стоит: во-первых, это связано с радикальной позицией, которую занял лидер партии Владимир Жириновский, во-вторых, Фургал, будучи членом партии, себя дискредитировал.

Очевидно, что произошедшее – серьезный удар по системе губернаторских выборов, по легитимности. Фургалу предъявляют обвинения, связанные с событиями 15-летней давности, но как же тогда он был кандидатом, был депутатом Госдумы?! У оппозиции есть большой соблазн говорить о политическом подтексте этой истории. Поэтому возникает законный вопрос к правоохранителям – как человек, на которого лежало столько папок, смог попасть в систему и стать высшим должностным лицом региона»?

Фото:khv.ldpr.ru